Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание

Цель работы – теоретическое изучение использования информационных технологий выше перечисленных групп в управлении, а также изучение информационно-аналитической базы социального управления.
Задачи, поставленные в соответствии с целью, заключаются в следующем:
- изучить использование информационных технологий различных групп в управлении;
- изучить информационно-аналитическую базу социального управления.

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Юлия.doc

— 297.50 Кб (Скачать документ)

     - комплексную систему информационной безопасности, охватывающую все компоненты системы и предотвращающую угрозы разрушения системы, несанкционированного доступа к данным и распространения общественно опасной информации.

          Построение информационной системы такого масштаба на основе открытых технологических решений Интернета имеет несомненные преимущества перед решениями, ориентированными на закрытые уникальные технологии. Это:

     - интеграция информационных ресурсов федерального и регионального уровней, построение базовых общенациональных ресурсов (регистры правовой информации, юридических и физических лиц) по технологии распределенных банков данных;

     - обеспечение эффективного доступа к информационным ресурсам на всей территории страны, организация межрегионального информационного обмена;

     - гибкость и расширяемость (масштабируемость), простота интеграции новых информационных систем;

     - минимизация затрат на создание и эксплуатацию отраслевых, региональных и муниципальных информационных систем за счет тиражирования унифицированных программно-технологических решений и организации централизованного сопровождения.

          Построение единого информационного пространства регионов и России в целом осуществляется совместными усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и фирм на основе национальной программы информатизации и увязанных с ней отраслевых и региональных программ информатизации в рамках Закона «Об информации, информатизации и защите информации». Среди первоочередных мер программы можно выделить:

     - ускорение работы по созданию федеральной базовой телекоммуникационной сети, объединяющей регионы России и интегрирующей существующие сети российского сегмента Интернета;

     - развертывание региональных телекоммуникационных сетей, увязанных с базовой сетью;

     - переход органов государственной власти и местного самоуправления на унифицированные системы обмена информацией (электронная почта, телеконференции и другие возможности Интернета);

     - создание и поддержание администрациями регионов официальных серверов Интернета по типовой структуре;

     - построение отраслевых и региональных информационных систем и ресурсов в архитектуре Интранета;

     - использование типовых сертифицированных средств защиты информации.

               Быстро увеличивается число федеральных органов государственной власти (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ и др.), имеющих свои собственные Web-серверы. Активно действует объединенный сервер органов государственной власти Российской Федерации.

          Использование Web-технологии позволяет также построить системы дистанционного обучения и консультирования сотрудников органов государственного и муниципального управления, причем это могут быть как корпоративные Интранет-системы, так и общероссийские Интернет-системы. К сегодняшнему дню в российском сегменте сети Интернет накоплено много общедоступных учебных и методических материалов, обобщающих опыт государственного и местного самоуправления в России за последние десять лет.

          В качестве примера можно привести библиотеку местного самоуправления программы «Местное самоуправление», проводимой Московским общественным научным фондом. Библиотека размещена на Web-сервере фонда с адресом www.mpsf.org. 

1.3. Технологии информационно - аналитической поддержки

     процедуры принятия управленческих решений

          Процесс принятия управленческих решений состоит из нескольких этапов, а именно:

     - сбор информации и анализ сложившейся ситуации;

     - выработка ряда альтернативных вариантов управленческих решений;

     - оценка выбранных вариантов в соответствии с принятой системой критериев и выбор оптимального варианта.

          От достоверности и актуальности исходной информации о состоянии объекта управления во многом зависит и качество принимаемых управленческих решений. Такая информация о состоянии субъектов РФ, отраслей и городов обычно собирается в собственных и внешних базах данных.

          Особо важная роль в принятии управленческих решений в государственном и муниципальном управлении принадлежит правовой информации.

          В органах государственного и муниципального управления на сегодня широко используются правовые базы данных «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс», НЦПИ при Минюсте РФ. Сами базы данных обычно размещаются на одном из серверов корпоративной информационной системы, а доступ к ним реализуется с использованием стандартной технологии «клиент — сервер».

          Для обеспечения актуальности исходной для принятия управленческих решений информации используются различные технологии мониторинга социально-экономического состояния и финансовой деятельности объекта управления.

          Результаты мониторинга, как правило, размещаются на Web-серверах. Общесистемную часть информационной базы мониторинга составляют общероссийские и международные классификаторы, кадастры, регистры, каталоги и справочники. Доступ к ним обеспечивается на основе единой программно-технической среды, формируемой в инфраструктуре региональной информатизации. Мониторинг проводится по единой системе базовых социально-экономических показателей и на основе типовых методических материалов, предоставляемых регионам основными организаторами мониторинга. Регионы вправе расширять и дополнять систему базовых показателей с учетом реальных потребностей и целей мониторинга. Конкретные направления и цели мониторинга формируются с учетом приоритетности региональных социально-экономических и финансовых проблем и задаются, как правило, субъектами Российской Федерации самостоятельно. Обобщенные данные мониторинга и материалы анализа, требующие принятия мер на федеральном уровне, направляются в Аппарат Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета федерации и Государственной Думы, в ФАПСИ и аналитические центры Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также передаются органам управления, ответственным за проведение мониторинга, для разработки соответствующих предложений и формирования банков данных и информационных фондов в соответствии с областями их компетенции.

          Принятие решений - наиболее сложный и ответственный этап деятельности человека в системах управления. Компьютерное моделирование процессов принятия решений сегодня становится центральным направлением автоматизации деятельности лица, принимающего решение.

               В большинстве проблемных областей невозможно создание формальных традиционных количественных моделей. Для задач подобного типа характерны неопределенность, описание на качественном уровне, неоднозначность последствий решений поставленных проблем.

          В реальных задачах ситуационного анализа и принятия решений целесообразно использование настраиваемых оценочных систем.

          При генерировании альтернативных вариантов решений наиболее эффективно использование методов типа мозговой атаки, морфоанализа Цвикки, развитых методов организации информационного взаимодействия экспертов в процессе экспертизы.

         В последнее время все большее значение приобретают методы экспертного прогнозирования, в частности, метод экспертных кривых, позволяющие использовать потенциал высококвалифицированных специалистов для определения ожидаемой динамики развития ситуации. Их использование целесообразно, в частности, при разработке сценариев развития ситуации. При подготовке альтернативных вариантов и принятии окончательного решения большое значение имеет коллективная работа экспертов. Для корректного определения ее результатов необходимо использовать специально разработанные методы и технологии, в частности, автоматизированные системы экспертного оценивания.

          Выделение и исследование класса мягких систем с одновременным учетом всего спектра характеризующих их признаков позволило добиться определенных успехов во внедрении прикладных средств анализа в реальную практику государственного и муниципального управления. Так, американские научно-прогностические центры, специализирующиеся на анализе и прогнозировании поведения социально-политических и экономических объектов, используют дискретное математическое моделирование с привлечением теории знаковых графов.

          Прикладное развитие идеи нечетких систем было активно использовано японскими исследователями и помогло существенно улучшить показатели внедрения интеллектуальных технологий. Однако следует отметить, что внедрение результатов этих работ в проблемную область систем организационного управления — дело перспективы.

          Используемые в информационно-аналитических центрах российских регионов прикладные программные и методические средства, ориентированные на аналитическую обработку данных, являются в своем большинстве оригинальными проблемно-ориентированными продуктами отечественного исполнении.

          При решении отдельных функциональных задач управления в государственном и муниципальном управлении используются специализированные информационные технологии интеллектуальной поддержки процедуры принятия управленческих решений. Информационные технологии управления проектами предназначены для решения следующих основных задач корпоративного планирования:

     - разработки расписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов;

     - разработки расписания исполнения проекта с учетом ограниченности ресурсов (leveling);

     - определения критического пути и резервов времени исполнения операций проекта;

     - определения потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании;

     - определения распределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов;

     - анализа рисков и планирования расписания с учетом рисков;

     - учета исполнения проекта;

     - анализа отклонений хода работ от запланированного и прогнозирования основных параметров проекта.

               В отечественном программном продукте Spider Project (www.spiderproject.ru), имеющем примерно такие же возможности, как и Project Expert, непривычно, но достаточно эффектно реализована поддержка групповой работы над проектом.

          Для управления внутрикорпоративным документооборотом используются различные информационные технологии электронного документооборота и контроля исполнения решений. Для реализации этих технологий в большинстве органов государственного и муниципального управления используются такие программные продукты, как PC Docs Open, Action Workflow, Water Mark, и MS Exchange. 

2. Информационно-аналитическая база социального управления

          Эффективность управления зависит от качества информации об управляемом объекте (ее достоверности, полноты, доступности, оперативности и т. п.), то становится ясным, что сложность социальных систем влечет за собой большую размерность формального представления их состояния и процессов функционирования, а это ставит субъекта управления перед необходимостью организации и координации сбора и обработки больших объемов разнообразной по типу и форме информации, поступающей из множества источников.

          Важнейшими источниками социальной информации в организованной части социума являются органы государственной власти, специализированные информационные структуры, главными из которых являются органы государственной и отраслевой статистики, библиотеки, архивы, информационные агентства, спецслужбы, партийно-политические и общественные структуры, научные учреждения, хозяйствующие субъекты. В каждом из них существует собственный, внутренний документооборот (внутренние информационные потоки), а также прямые (парные) информационные взаимодействия. Для той части социума, в которой протекают процессы самоорганизации, характерны межличностные, неструктурированные информационно-коммуникативные связи. Звеном, предназначенным объединять обе эти части, является массовая коммуникация.

Информация о работе Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении