Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:55, курсовая работа
Цель работы – теоретическое изучение использования информационных технологий выше перечисленных групп в управлении, а также изучение информационно-аналитической базы социального управления.
Задачи, поставленные в соответствии с целью, заключаются в следующем:
- изучить использование информационных технологий различных групп в управлении;
- изучить информационно-аналитическую базу социального управления.
Достаточно очевидно, что необходимым условием функционирования информационно-аналитических структур (ИАС) является наличие у них механизма доступа к соответствующей исходной информации. В силу этого организация, совершенствование и обеспечение бесперебойной работы этого механизма также входят в число важнейших функций ИАС.
Всю исходную информацию (информационную
базу), которая
необходима для полноценной аналитической
деятельности ИАС, можно представить как
единство трех составляющих:
- информации
о структурах, сопряженных непосредственно
с управляемой системой (микроокружения);
Первая из названных составляющих отражает состояние таких компонентов внешней по отношению к управляемой системе среды, как экономика, природная среда и ресурсы, динамика правового регулирования, социально-политических, социокультурных процессов, научно-технического и технологического развитая общества и т. п. Источниками соответствующей информации являются: массовая коммуникация; официальные информационные каналы; научная литература и периодика общего и специального плана; собственные научно-исследовательские и аналитические разработки и т. п.
Вторая составляющая включает сведения о тех структурах и процессах, с которыми управляемая система входит в непосредственное соприкосновение: органы региональной (местной) власти; партнеры (коллеги) по профессиональной деятельности; конъюнктура в конкурентном пространстве; соседи по занимаемой территории и т. п. Помимо региональных СМИ и официальных источников в этой составляющей информационной базы ИАС гораздо большую (по сравнению с первой составляющей) роль играют специализированные (профессиональные) и неофициальные канаты информации.
Третья составляющая — это вся совокупность сведений, которая дает исчерпывающее представление о текущем состоянии и тенденциях развития управляемой системы в целом и отдельных составляющих ее компонентов. В сущности, в рамках этой составляющей реализуется функция обратной связи, назначение которой — обеспечение возможности контроля эффективности реализации управленческих решений.
В общем случае информационно-аналитические структуры для ЛПР должны обеспечивать возможность:
а) получения регулярной (в режиме мониторинга) аналитической и обзорной информации по важнейшим аспектам внешней по отношению к управляемой сфере среды (на основе традиционного и контент-анализа СМИ, соответствующей нормативной и директивной информации, имеющихся и инициированных данных о состоянии различных объектов и структур управления и т. п.). Система должна иметь ресурс для гибкого, оперативного, иногда опережающего изменения номенклатуры переменных в первичных (полевых) документах в зависимости от ситуации, заданий руководства и т. п.;
б) подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития собственно управляемого объекта (экспертные опросы, целевые исследования, выборочные данные, полученные по телекоммуникационным линиям связи и т. п.);
в) разработки ситуационных моделей решения перспективных проблем;
г) оперативного (в кумулятивном режиме) получения оптимального объема информации в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций (наличие средств подключения к соответствующим БД).
Специфика состояния социальных процессов и отношений обществ переходного периода (перманентная нестабильность, отсутствие внятно обозначенных и четко осознаваемых обществом стратегических целей развития, неустойчивость систем государственного управления и т. д.) оборачивается ростом трудностей для управленцев: им необходимо обозревать увеличивающееся число как текущих, так и перспективных проблем, которые очень слабо поддаются прогнозированию. В этих условиях важнейшим признаком оптимальности функционирования социальных подсистем становится уровень их гибкости, адаптируемости к изменчивым и трудно прогнозируемым ситуациям. В связи с этим возникает ряд проблем, существенно влияющих на эффективность социального управления и требующих специального рассмотрения.
Прежде всего, возникла и стала актуальной потребность гораздо более тонкого, чем раньше, учета сложной структуры объекта социального управления. Он, как известно, действует и может быть рассмотрен в различных ракурсах: политическом, юридическом, экономическом, технологическом и т. п. Однако в процессе своего функционирования объект социального управления действует как целостная управляемая подсистема, и его «слабо заботит» проблема «стыковки» разнопредметных знаний о нем. Раньше все возможные его ипостаси, как отмечалось, интегрировались единством целей, общностью ценностей и мотиваций деятельности, и проблемы их «стыковки» не возникало. Их согласование происходило в значительной мере на уровне общественного сознания, которое предопределяло соответствующие формы и направления взаимодействия сопряженных субъектов социального мира.
По сравнению с периодом стабильного развития сложность управления социальными процессами возросла многократно. Именно в данной ситуации в полной мере проявилась специфика процессов и явлений социального мира, радикально отличающая их от природных объектов. С одной стороны, их традиционная, сущностная, онтологическая многозначность и непредсказуемость. С другой — их специфическая неопределенность и нехарактерный, противоречивый динамизм, обусловленные противоречивостью и неестественностью происходящих социально-политических процессов. Именно это, второе обстоятельство и предопределило возникновение ряда проблем и необходимость трансформации информационно-аналитического звена управленческой деятельности, его довольно существенную модификацию.
Первый комплекс проблем связан с недостаточностью традиционных источников исходной информации, ее качества и технологий ее сбора, с их несоответствием сложившейся реальности. В особенности это проявилось в отношении статистической информации в России 90-х гг. XX в., в начальный период зарождения рыночных отношений.
Как известно, информация Росстата основывается на сведениях, зафиксированных в различных стандартных формах обязательной отчетности. Наиболее очевидные недостатки этого канала информации в «рыночных» условиях состоят в том, во-первых, что названные отчетные формы спроектированы достаточно давно, чрезвычайно консервативны и слабо приспособлены для анализа как специфики современных социально-экономических и (тем более!) каких-либо других новейших явлений и процессов, так и их динамики. Во-вторых, качество информации, поступающей по этому каналу, находится в обратно пропорциональной зависимости от уровня приватизации государственного имущества. Дело в том, что разгосударствление экономики, здравоохранения, образования, социальной сферы и других важнейших государствообразующих структур породило проблемы информационной отчетности. У ставших негосударственными организаций и предприятий нет ни малейшей заинтересованности отчитываться перед кем-либо и, тем более, предоставлять достоверные данные о своей деятельности. Поэтому достоверность, полнота, актуальность, оперативность и другие характеристики информации, поступающей по этому канату неуклонно снижаются. В-третьих, линеаризованные ломаные кривые, построенные на основе квантованных (полученных в строго определенные моменты времени) значений измеряемых переменных в условиях их неестественно высокой динамики, весьма существенно отличаются от реального их вида.
Помимо инерционности и нечувствительности к высокой динамике состояния и характеристик современного социума статистические данные обладают еще одним важным недостатком. Призванные по своему статусу давать объективную картину состояния структуры и направленности общественных тенденций, они довольно легко могут стать и становятся средством манипуляции, в особенности, когда в обществе есть острый спрос на такую «продукцию». Этим средством широко пользуются политики общественные деятели, стремящиеся повысить свою популярность или/и представить в негативном свете своих конкурентов.
Не отличается высоким качеством и информация, поступающая из другого важнейшего источника информационного обеспечения, каким является массовая коммуникация. Объективно именно массовая коммуникация как система распространения информации с целью утверждения духовных ценностей данного общества и активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей, на общественное сознание в целом оказывается важнейшим информационным ресурсом социального управления и необходимым условием функционирования всего современного общества. Однако имеется слишком много оснований говорить о масштабном нарушении даже элементарных требований к качеству информации, которая тиражируется в системе отечественной массовой коммуникации. Основным средством, который взят ею на «вооружение», является огромный арсенат технологий манипуляции массовым сознанием. Потоки дезинформации и черный пиар, искусная мимикрия, откровенная ложь и полное замалчивание, лобовая, тотальная пропаганда и статистическая фальсификация, нейролингвистическое программирование и метод двадцать пятого кадра, иезуитские средства и софистические приемчики, дискредитация, компромат и всеобщее одурачивание населения — вот испытанные и доказавшие свою «эффективность» «технологии». Именно благодаря этим «технологиям» удалось внушить народу такую радикальную ценностную дезориентацию, в результате которой «интеграция в мировое сообщество «цивилизованных» стран» показалась перспективнее и важнее простой и очевидной, но «консервативной» цели — сохранения территориальной целостности могучей, самодостаточной сверхдержавы и наиболее справедливого из существующих социального строя с эффективной экономикой. И хотя в СМИ интенсивно продолжается искусная имитация непредвзятого отображения реального мира, неутомимо караулится некий «момент истины», сказанное — вовсе не призыв исключить массовую коммуникацию и СМИ из информационной базы социального управления. Это лишь напоминание о том, что либерализация СМИ и информационной сферы в целом приводит к тому, что возрастает избыточность общего объема поступающих в органы социального управления сведений при одновременном дефиците действительно необходимой информации, ее противоречивости, беспорядочности, низком уровне достоверности и актуальности. Поэтому всегда необходимо помнить о «специфике» источника массовой информации, уметь извлекать из нагромождений лжи и фальсификаций реальную информацию. Сотрудник ИАС должен овладеть довольно сложным искусством «читать между строк» и развивать в себе соответствующие навыки.
Второй комплекс проблем обусловлен первым и представляет собой довольно существенное изменение технологий как получения исходной информации об объекте управления, так и реализации принимаемых решений. Концептуальная посылка исходит из того, что для каждого более или менее самостоятельного уровня управления (федерального, регионального, отраслевого, отдельного предприятия) необходимо формировать свою структуру информационного обеспечения. Наряду с использованием определенных видов и типов информации из общедоступных БД целесообразно создавать и поддерживать в актуальном состоянии собственные, специализированные БД, состав входных и выходных форм которых строго соответствует характеру и содержанию задач конкретного органа управления, наличию имеющихся технологий подготовки и реализации принимаемых решений.
Всякое управление связано с получением, накоплением, обработкой, отображением и передачей управленческой информации. В настоящее время бурно развиваются технологии работы с информационными ресурсами, которые получили название информационных технологий.
Под новыми информационными технологиями подразумеваются современные виды информационного обслуживания (обеспечения) общества, организованные на базе средств вычислительной техники и средств связи.
В настоящее время разрабатываются и создаются автоматизированные информационные системы, которые позволяют решать большинство возникающих управленческих задач.
Для современного этапа характерно использование системы поддержки принятия решения (СППР), которой можно дать следующее определение: это интерактивная система, использующая модели выработки решений, обеспечивающая пользователям легкий и эффективный доступ к распределенным базам данных и базам знаний и предоставляющая им разнообразные возможности по обработке и отображению информации.
Двумя частными и уже давно известными формами поддержки управленческих решений являются предоставление руководству информации и выполнение для него расчетов. Существование этих двух форм обусловливается особенностями процессов выработки и поддержки управленческих решений и сопутствующих им процессов переработки информации.
Задачей информационной поддержки управленческих решений на современном этапе является обеспечение руководящего органа — как по его запросу, так и в режиме регулярного информирования — своевременной, безошибочной и нужной информацией на всех этапах процесса принятия решений. Выполнение этой задачи связано со сбором, накоплением, хранением, обработкой больших объемов данных о конкретных предметных областях и выдачей как «сырой» информации, так и переработанной, в виде справок, сводок, графиков и диаграмм.
Информация о работе Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении