Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:49, курсовая работа
Признаки и аспекты политики: 1) Политика выражается в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты или последствия. Политика осуществляется как на теоретическом, так и на практическом уровне (суть политики). 2) На политической арене действуют политические субъекты, которые взаимодействуют во имя достижения главных политических целей, это взаимодействие может осуществляться на принципах координации или субординации деятельности и политических принципах, противоположная сторона – противоборство (участники политики). 3) Самая главная черта политики, как общественного явления – это ее прямая или косвенная связь с политической властью (Главная черта политики). 4) Нет и не может быть бесцельной политики. Политика всегда затрагивает интересы миллионов людей и является многоцелевой. Если говорить о государственной политики, то главными целями являются обеспечение в стране и в мире порядка, безопасности и спокойствия, кроме этого – создание необходимых условий для нормальной жизни человека.
Различают две основные формы государственного правления: 1) Республика – это такая форма государственного правления, при которой все органы высшей государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Три разновидности республики: президентская, парламентская, полупрезидентская или полупарламентская. Президентская республика – это когда глава государства и правительства – президент. Внепарламентские методы формирования правительства, но при этом президент лишен права роспуска парламента. Принцип жесткого разделения властей. Парламентская республика – характерна провозглашением парламента. Власть подчиняется парламенту. Парламент формирует правительство из числа представителей партий, которые победили на выборах в парламент. Премьер – министр – глава правительства (ФРГ, Италия, Турция). Полупрезидентская республика – избрание президента всеобщим голосованием и наделение его определенными правами. Президент может действовать независимо от парламента (Франция, Португалия, Россия). 2) Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Виды монархии: 1) Абсолютная монархия – власть принадлежит одному лицу (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты). 2) Конституционная монархия: а) Дуалистическая – это та, в которой монарх и парламент существуют и делят между собой власть (Иордания, Марокко), б) Парламентарная – это та, в которой парламент осуществляет полный контроль над властью (Великобритания).
Формы государственного устройства: 1) Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, который создается для достижения общих внешнеполитических целей. 2) Федерация – союзное государство, состоящее из нескольких государств, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью (РФ, США, Канада, ФРГ). Объединяющее начало – рыночное пространство, единая денежная система, федеральное гражданство, федеральные органы власти и управления. 3) Унитарное государство – высокая степень централизации политической власти. Единая конституция (нормы обязательны для всех), гражданство, денежная система, административные деления (Франция, Япония, Португалия).
Типы государства: 1) Правовые государства – это форма организации государственной власти, при которой само государство, все социальные общности и отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Верховенство закона, гарантия прав личности, принцип разделения властей. 2) Социальные государства – это форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создание достойных условий существования, равных возможностей реализации их способностей, благоприятной среды обитания.
______________________________
Государство должно быть правовым и социальным. Россия – федерация с полупрезидентской властью. 7 мая 2000 года вступил на пост президента Р.Ф. В.В. Путин. Администрация президента: Волошин – первый зам., три советника, полномочный представитель, совет безопасности возглавляемый Путиным. Секретарь совета безопасности – Гушайло. 7 постоянных членов, 19 главных и 7 полпредов. Федеральное собрание: две палаты: первая палата – исполнительный закон, вторая палата – государственная дума (сейчас третья, а с 1905 года – VII дума). Селезнев председатель. Исполнительная власть – правительство Р.Ф. было оформлено с 17 по 20 мая 2000 года. Касьянов – премьер-министр. 24 федеральных министерства, 7 государственных комитетов, две федеральные комиссии, 13 федеральных служб, 9 агентов. Законодательный блок: конституционный суд (19 судей) – Баглай; верховный суд (115 судей) – Лебедев; высший арбитражный суд (90 судей).
III) Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных не государственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества, и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных и д.р.
Структура гражданского общества.
В нее входят: 1) Негосударственные социальные отношения и институты (предпринимательство, труд, собственность). 2) Совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей. 3) Общественные объединения и организации. 4) Политические партии и движения. 5) Сфера негосударственного образования и воспитания. 6) Система негосударственных средств массовой информации. 7) Семья. 8) Церковь.
Когда и в каких условиях возникает гражданское общество: 1) Оно возникает в условиях частной собственности, она является первой из главных причин возникновения гражданского общества. 2) Свободная рыночная экономика. 3) Позиция государства, при которой государство должно максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.
3) Политические режимы.
I) Понятие политического режима, его признаки и типы.
II) Авторитарный политический режим.
III) Тоталитарный политический режим.
IV) Демократический режим.
I) Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления государственной власти. Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а так же совокупность методов осуществления власти и достижения политической цели.
Качественные характеристики политического режима: 1) Объем прав и свобод человека. 2) Методы осуществления государственной власти. 3)Характер взаимоотношений между государством и обществом. 4) Наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений. 5) Способы формирования политических институтов. 6) Методы выработки политических решений.
Группа типов политической системы: 1) Диктатуры. 2) Демократии. Диктатуры – это режимы, в которых власть одного лица или группы лиц практически неограниченна.
Демократия и ее признаки: 1) Наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов. 2) Признание прав и свобод граждан в объеме, который позволяет легально действовать и оппозиции. 3) Построение государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственным законодательным органом считается парламент. 4) Политический плюрализм. 5) Публичность власти.
Политический режим.
Определяется: 1) Противоборство или согласие политических сил и институтов. 2) Ситуации в обществе. 3) Методами и способами осуществления власти. 4) Мерой демократии.
Основные
типы: 1)Демократии. 2)Диктатуры: Авторитаризм.
Тоталитаризм.
IV) Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел, и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
Условия функционирования демократического режима: 1) Наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов. 2) Отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти. 3) Наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан. 4) Наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников. 5) Гарантия равноправия граждан.
Либеральная теория демократии: суть теории – источник власти – это народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей. Демократия – это ответственное и компетентное правление. Плюралистическая демократия – сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности властей потому, что люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Общество – это совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов. Теория прямой демократии – это прямое правление народа (реально в малом государстве). Основой для деятельности правительства и государственной власти является общая воля народа, выраженная на собраниях. Согласно этой теории нет деления на управляющих и управляемых.
II) Авторитарный политический режим.
Авторитарный политический режим – т.е. самодержавный режим – это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (партией, элитой, лидером) при минимальном участии народа.
Характерные черты: 1) Концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц. 2) Наличие у государства ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь. 3) Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно политических организаций. 4) Репрессивный аппарат государства существует, но не является всеобъемлющим. 5) Разрешение гражданам всего того, что не запрещено законом. 6) Наличие некоторых элементов демократии. Этот режим возникает в условиях длительных экономических и политических кризисов, а так же, когда происходит смена общественного строя, в новых государствах, обретших свой новый статус после своего колониального статуса.
III) Тоталитарный политический режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного, т.е. тотального контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Характеристики тоталитарного режима: 1) Полное господство государства над обществом и индивидом (гражданского общества нет или оно разрушается). 2) Общество не воспринимается как плюралистическое объединение, оно не вирируется до однородной общности, имеющей, как правило, абстрактный характер в своем названии (личность растворена в массе). 3) Однопартийный режим, который не предполагает ни какой другой, кроме правящей. 4) Моноидеология, т.е. идеология при этом режиме вступает в роли государственной религии со всеми атрибутами религии. Для ее утверждения, сохранения ее господства создается специальная вертикальная властная структура. Она считалась и объявлялась единственной и неоспоримой истиной, и та социальная структура, которая являлась ее носителем, одновременно являлась единственной и господствующей (Эта идеология отличается простотой). 5) Концентрация всех ресурсов (материальных, людских, интеллектуальных) для достижения главной цели, которая, как правило, формулируются просто и понятно. Вариантность исторического развития не предусматривалась. 6) Указанная мобилизация для конечной цели сопровождается пропагандой необходимости преодоления внутренних и внешних препятствий. 7) Отсюда неизбежность фронтального столкновения. Окружающий мир в связи с этим столкновением формулируется достаточно просто мы или они. 8) Политическая культура тоталитарного общества включает: харизматику, т.е. веру в особую одаренность, авторитетность отдельных личностей; вождизм – наличие главного руководителя; официальный оптимизм; коллективизм (коллективная собственность); заговорщический комплекс. 9) Социальная база тоталитаризма создается либо исторически, либо в результате чрезвычайных обстоятельств.
4) Политические партии и общественно – политические движения.
I) Политические партии: определение, структура, функции и типы.
II) Партийные системы: сущность и разновидности.
III) Общественно – политические движения и организации.
I) Партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти, либо участие в ее осуществлении.
Структура политической партии: 1) Лидеры партии. 2) Партийная бюрократия. 3) Мозговой штаб (идеологи партии). 4) Партийный актив. 5) Рядовые члены партии. 6) Партийный электорат (т.е. избиратели). 7) Меценаты партии. 8) Сочувствующие партийной программе. 9) Члены партии – члены правительства. 10) Члены партий – законодатели.
Схема политической партии:
1) Признаки: а) Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека; б) Организованное объединение людей добровольное структурированное по разным уровням политики; в) Партия нацелена на завоевание, сохранение и осуществление власти; г) Она выражает и отстаивает в политике интересы определенных социальных групп общества.
2) Структура: а) Партийный аппарат: лидеры, партийная бюрократия; б) Рядовые члены партии: активисты партии, простые члены; в) Сторонники партии.
3) Функции: а) Борьба за власть, ее использование или контроль над нею; б) Выявление формирования и обоснование интересов соответствующих социальных групп; в) Активизация и интеграция больших социальных групп; г) Разработка партийной идеологии и ведение пропаганды; д) Политическое воспитание общества в целом или определенной части; е) Подготовка и выдвижение кадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций.
Под типом партии политической науки понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально – ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.
Типы партий: 1) Партии сильной и слабой структуры; 2) Партии с прямым членством и косвенным членством; 3) По социальной направленности (коммунистические партии и т.д.); 4) По метода выполнения программы (революционные и реформаторские); 5) По идейным основаниям деятельности (доктринальные партии, прагматические и харизматические партии); 6) Парламентские партии и антипарламентские партии.