Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание

Признаки и аспекты политики: 1) Политика выражается в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты или последствия. Политика осуществляется как на теоретическом, так и на практическом уровне (суть политики). 2) На политической арене действуют политические субъекты, которые взаимодействуют во имя достижения главных политических целей, это взаимодействие может осуществляться на принципах координации или субординации деятельности и политических принципах, противоположная сторона – противоборство (участники политики). 3) Самая главная черта политики, как общественного явления – это ее прямая или косвенная связь с политической властью (Главная черта политики). 4) Нет и не может быть бесцельной политики. Политика всегда затрагивает интересы миллионов людей и является многоцелевой. Если говорить о государственной политики, то главными целями являются обеспечение в стране и в мире порядка, безопасности и спокойствия, кроме этого – создание необходимых условий для нормальной жизни человека.

Работа состоит из  1 файл

политология.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

II) Партийные системы.

Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества  партий в борьбе за власть и ее осуществление. Для проведения классификации берут за основу три показателя: 1) Число партий; 2) Наличие или отсутствие доминирующей партии; 3) Уровень соревновательности между партиями.

Разновидности партийных систем: 1) Однопартийные системы; 2) Фактически однопартийные системы (искусственная многопартийность); 3) Двухпартийная система – это система, при которой реальную борьбу за власть на выборах ведут только две партии, и при этом каждый раз одна обеспечивает себе большинство избирателей и, следовательно, получает господство в парламенте. Может быть два подвида: а) Классический вариант, это тогда, когда две партии собирают 90% голосов, б) Система двух с половиной партий: т.е. есть две партии с равными возможностями, которые пользуются поддержкой какой-то третьей партии (Канада, Австралия); 4) Многопартийная система – под многопартийной системой понимается такая, в которой более двух партий имею достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование политических институтов (общим критерием является наличие нескольких главенствующих партий). Партийные системы поляризованного плюрализма – т.е. есть одна партия и коалиция партий, занимающих главенствующую роль. Партийные системы умеренного плюрализма, при которых за власть борется от 3-х до 5-ти партий, и одна из партий самостоятельно у власти находится не может.

III) Общественно – политические движения – это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления к осуществлению общей цели. Обретая определенные структуры, они перерастают в общественно – политические организации.

Общественно – политические движения и организации  делятся по определенным параметрам: 1) По сферам деятельности (экономические, научные организации и т.д.); 2) По месту деятельности (могут быть местными, региональными, межгосударственными и международными); 3) По характеру возникновения (стихийные, сознательно организуемые); 4) По способам организации (ассоциации, клубы, союзы и т.д.).

Функции: 1) Они конденсируют интересы, настроения разнородных слоев населения; 2) Они выдвигают цели и разрабатывают способы их достижения; 3) Они создают широкую политическую силу, сосредоточенную не решении конкретных задач; 4) Они руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

 
 
 
 
 
 
 

5) Политическая деятельность и политическое поведение.

I) Политическая деятельность – понятие, субъекты и объекты политической деятельности.

II) Типология политической деятельности.

III) Политическое поведение.

IV) Политическое участие.

I) Политическая деятельность – это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

Обычно  говорят о трех основных состояниях политической деятельности: 1) Политическое отчуждение – это состояние отношения человека к политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической; 2) Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность – это специфическая форма деятельности, когда человек или социальная группа реализует не свои, а чужие политические интересы. Конформизм – это разновидность политической пассивности, выражающаяся в принятии социальной группой или личностью ценностей и установок политической системы как своих собственных; 3) Политическая активность – критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность реализовать свои интересы по средствам воздействия на политическую власть или используя ее.

Содержание  политической активности изменяется в  зависимости от специфики проблем  ее вызывающих, времени возникновения  задач, на решение которых она  направлена, а так же состава участников.

II) Политическая деятельность может быть двух разновидностей: 1) Теоретическая политическая деятельность; 2) Практическая политическая деятельность.

Политическую  деятельность можно  классифицировать по целям: 1) Конструктивно-позитивная – она нацелена на обеспечение функций данной политической системы. 2) Деструктивно-негативная – она ориентирована на подрыв политической системы; 3) Оперативно-тактическая.

III) Политическое поведение – это непосредственное взаимодействие участников политической деятельн6ости. Политическое поведение – это форма участия личности или социальной общности людей в осуществлении политической власти и защите своих политических интересов.

Систематизация  политического поведения  состоит из 3-х подгрупп:

А) Субъекты политического поведения (отдельные индивиды, социальные группы, классы, нации, политическое поведение масс или толпы).

Б) Виды политического поведения: 1) Они могут быть по субъектам политического поведения: индивидуальное, групповое, национальное, массовое; 2) По мотивам: осознанное, неосознанное, случайное, стихийное политическое поведение; 3) По ситуативным особенностям: нестабильное, стабильное, кризисное, революционное, военное; 4) По способам или остроте проявления: недовольство, согласие, протест, массовая ненависть, борьба, бунт; 5) По его продолжительности: единичный акт, явление, развивающийся процесс, длительное и кратковременное; 6) По степени, целесообразности и успешности: малоэффективное, эффективное, функциональное, дисфункциональное, конструктивное, неконструктивное, солидарное, экстремистское, деструктивное; 7) По его управляемости: сознательно контролируемое, неконтролируемое (импульсивное, патологическое).

В) Категории участников поведения: 1) Лидеры – это те, которые возглавляют политическое движение, своим авторитетом и влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей. 2) Активисты – это посредники между лидерами и последователями, которые организуют участников движения и снабжают лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностей; они могут вносить существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс. 3) Последователи – их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях (их объединяет то, что они поддерживают цели, выдвинутые лидером, и считают их соответствующими своим интересам).

IV) Политическое участие.

В каждом государственно-организованном обществе складывается та или иная вовлеченность  граждан в политику, т.е. политическое участие.

Политическое участие обозначает разнообразные виды индивидуальной или групповой непрофессиональной деятельности, связанной с политикой и вписывающейся в функциональные отношения в существующей политической системе. Важнейшим видом политического участия мировой наукой признается участие в избирательном процессе.

Существует  две формы политического участия: 1) Прямое, 2) Опосредованное.

По характеру  стимулов политическое участие может  быть автономным, или мобилизованным.

 

6) Политическое лидерство.

I) Сущность и функции политического лидера.

II) Типы и стили политического лидерства.

III) Политическая элита.

I) Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов.

Н. Макиавелли – Политический лидер – это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства, в том числе хитрость и силу.

Лидерство  - это один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. организует, направляет работу всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

Политическое  лидерство – это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще.

Понятие политического лидерства имеет  два аспекта: формально-должностной  статус, связанный с формальным занятием должности, и «реальное» лидерство, не связанное с занятием формальной позиции в группе.

Сущность  политического лидерства:

1) Теория «черт», ее различные модификации (теория «великого человека», авторитарной  личности, харизматических лидеров и др.). согласно этой концепции, лидерство – это феномен, рождаемый специфическими чертами лидера.

Необходимые черты и характеристики лидера: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие, умение вести людей за собой, компетентность, способность убеждать и вызывать энтузиазм, умение нравится людям, организаторский талант.

2) Концепция лидерства – Теория «определяющей роли последователей».

Лидер, согласно этой концепции, не более чем  инструмент группы. Объект сам выбирает субъекта, т.е. лидера, который способен удовлетворить его интересы.

3) Концепция «ситуационной  теории лидерства» и ее современные разновидности «теории социального контекста лидера».

4) Синтетическая теория  лидерства – согласно этой теории, при исследовании лидерства необходимо учитывать комплекс вопросов, а именно черты субъекта, характер и особенности объекта, специфические условия, в которых они действуют.

Согласно  первым двум теориям лидерство, в  основном, – это продукт конкретной ситуации

 

II) Типы и стили политического лидерства.

Типы  лидеров: 1) По Максу Веберу – а) Лидерство может быть традиционным, которое опирается на механизм традиций, силу привычки; б) Харизматическое лидерство – основано на доходящей фанатизма вере в сверхъестественные способности вождя, наделенного, по мнению масс, особыми исключительными качествами, способность преодолеть трудности, предвидеть на много лет вперед; в) Рационально – легальное лидерство – опирается на представление о разумности и законности порядка избрания лидера или передаче ему определенных властных полномочий.

2) По Роберту Томеру – а) Лидеры могут быть консерваторами (сохранить старое); б) Лидеры – реформаторы (реформы); в) Лидеры – революционеры (скачкообразные перемены).

Три стиля политического  лидера:

  1. Авторитарный.
  2. Демократический.
  3. Не вмешивающийся (отстраненный).

Функции политического лидера – это главные направления его деятельности.

Функции: 1) Интегративные функции – означает то, что, лидер призван объединить различные группы интересов на основе общих идей, интересов; 2) Ориентационные функции – выработка политического курса, которое включает в себя учет тенденций мирового развития, потребности данного общества; 3) Инструменталистская функция – лидер должен предоставить механизм осуществления политических идей; 4) Мобилизационная функция; 5) Функция социального арбитража и патронажа – лидер должен выступать гарантом справедливости, закона и порядка, быть защитником граждан; 6) Функция легитимации политического порядка – только для традиционного и харизматического лидера.

III) Политическая элита.

Политическая  элита – это привилегированная  группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Информация о работе Информационные технологии