Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:02, реферат
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой. Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества. Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.
Информационные процессы. Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе…………..3
Информация в кибернетике………………………………….4
Определение понятия “субъект”…………………………….7
Семантическое пространство субъекта……………………..8
Классификация информационных операций…………….11
Список информационных источников…………………….25
СДО
Прометей
РЕФЕРАТ
ДИСЦИПЛИНА:
Информатика и программирование
ТЕМА:
Информация и информационные
процессы
Тьютор: Дубовская Л.В.
Подготовил студент группы: kaz-imef-10
Рахимов
Дин-Мухамед Ринарович
АЛМАТЫ
2011Г.
Содержание
Информационные
процессы. Общность
информационных процессов
в живой природе,
технике, обществе
Получение
и преобразование информации является необходимым
условием жизнедеятельности любого организма.
Даже простейшие одноклеточные организмы
постоянно воспринимают и используют
информацию, например, о температуре и
химическом составе среды для выбора наиболее
благоприятных условий существования.
Живые существа способны не только воспринимать
информацию из окружающей среды с помощью
органов чувств, но и обмениваться ею между
собой. Человек также воспринимает информацию
с помощью органов чувств, а для обмена
информацией между людьми используются
языки. За время развития человеческого
общества таких языков возникло очень
много. Прежде всего, это родные языки
(русский, татарский, английский и др.),
на которых говорят многочисленные народы
мира. Роль языка для человечества исключительно
велика. Без него, без обмена информацией
между людьми было бы невозможным возникновение
и развитие общества. Информационные процессы
характерны не только для живой природы,
человека, общества. Человечеством созданы
технические устройства – автоматы, работа
которых также связана с процессами получения,
передачи и хранения информации. Например,
автоматическое устройство, называемое
термостатом, воспринимает информацию
о температуре помещения и в зависимости
от заданного человеком температурного
режима включает или отключает отопительные
приборы.
Существует три типа информационных процессов:
С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир.
Информация в обществе. Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни понятие «информация» применяется как синоним слов: сведения, сообщение, осведомленность о положении дел
Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе. Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава? Это все результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды и реагирует на них.
Генетическая
информация во многом определяет строение
и развитие живых организмов и передается
по наследству. Хранится генетическая
информация в структуре молекул ДНК. Молекулы
ДНК состоят из четырех различных составляющих
(нуклеотидов), которые образуют генетический
алфавит.
Информация
в кибернетике
В
кибернетике (науке об управлении) понятие
«информация» используется для описания
процессов управления в сложных
динамических системах (живых организмах
или технических устройствах). Жизнедеятельность
любого организма или нормальное
функционирование технического устройства
связано с процессами управления,
благодаря которым
Определение
понятия “субъект”
Субъект обычно определяется как источник активности, направленной на объект, носитель предметно-практической деятельности и познания [2]. При этом субъект обычно понимают как индивид, хотя им может быть и социальная группа [З], и юридическое лицо — субъект права, в частности — международного права. Любой субъект является целостным, т.е. системой, но чтобы система могла быть источником активности (субъектом), необходимо и достаточно одновременное соблюдение трёх условий:
I. Система должна быть способной в своих представлениях отделять себя от внешнего мира, других субъектов (всякая система ограничена, но далеко не всякая может сама устанавливать свои границы);
II. Система должна иметь собственный (уникальный) внутренний мир, свои (субъективные) представления;
III. Система должна быть способной взаимодействовать с миром и с другими субъектами.
Эти
три условия являются условиями
существования любого субъекта, поэтому
они определяют все его инвариантные
свойства. Без выполнения любого из
этих условий невозможно в полной
мере выполнение двух других и само
существование субъекта как источника
активности. В то, же время, любая
система, в которой одновременно
выполняются все три условия,
может быть источником активности,
следовательно, является субъектом. Выполнение
этих трёх условий приводит прежде
всего к тому, что система становится
информационно обособленной, у системы
(субъекта) формируется своё семантическое
пространство, сфера внутренних информационных
процессов. Это основное инвариантное
свойство любого субъекта. Понятие
“семантического поля”, введенное
В.В. Налимовым [4-7], предполагает соотнесение
смыслов с числовой осью — линейным континуумом
Кантора, что, по сути, является одномерным
семантическим пространством.
Семантическое
пространство субъекта
Отличие употребляемого здесь понятия “семантическое пространство” от аналогичного понятия, введенного Осгудом [8], будет рассмотрено в конце данного раздела. Сначала обратимся к понятию смысла, как его трактует В.В. Налимов: “Что такое смыслы, значения слова? Это единичные объекты, их свойства и отношения, классы объектов, свойств и отношений. Совокупность всего этого — типология Мира, его общего разнообразия. Каждому слову сопоставляется пятно в типологии Мира. Размытость этого пятна всегда воспринималась как дефект языка. Везде, будь то в науке или юриспруденции, мы стараемся как можно резче оконтурить это пятно, подразумевая дискретность не только индивидов, но и таксонов. ...Вероятностная модель языка смиряется с размытым смысловым полем слова. Может быть, это капитуляция языка перед сложностью Мира, сложностью его типологии, бесчисленным множеством его таксонов. А может быть, это — отражение свойств типологии Мира? Дискретны ли сами таксоны, или они вероятностны по природе?” [7, с. 17]. Подобную трактовку смысла находим у Г.Л. Мельникова: “Смысл — единица мыслительная, абстракция из области не коммуникативной, а собственно мыслительной, например, прогнозирующей деятельности, к лингвистике она имеет лишь косвенное отношение, в первую очередь как объект, который обслуживается средствами языка в актах коммуникации, но имеет самостоятельное существование и независимые от языка функции” [9, с. 273].
Теперь
вернемся к условиям существования
субъекта и рассмотрим, как они
отражаются в его смысловом пространстве.
Согласно первому условию, в смысловом
пространстве выделяется область смыслов,
с которыми система себя отождествляет,
— область “Я”, отделяя себя от всех
остальных смыслов — области
“не-Я”. (По И.С. Кону “Оппозиция “Я
— не-Я” не содержит ничего, кроме утверждения
своего отличия, выделения из окружающего
мира” [10, с. 14]). В области “Я” содержатся
смыслы, так или иначе связанные со
спецификой субъекта, — “специализированные”
знания, в отличие от универсальных, содержащихся
в области “не-Я”. Всё содержащееся в
области “Я” значимо (актуально) для субъекта,
затрагивает его, т.е. всё, чему субъект
придает значение, представлено в его
области “Я”. Смыслы, входящие в эту
область, влияют или потенциально могут
влиять на активность субъекта, на процессы
восприятия и на всю его деятельность,
т. е. в этой области актуальные для субъекта
и актуализируемые смыслы. Здесь его потребности
и желания, притязания, цели и ценности,
т.е. всё, что касается бытия субъекта.
Мотивация (но не мотивировка) действий
субъекта также исходит из этой области.
Следовательно, чтобы войти в эту область,
смыслы должны обладать
потенциалом, достаточным
для управления восприятием,
активностью и всей
деятельностью субъекта. Мы приводим
к тому, что граница этой области может
быть представлена в виде барьера (разности)
потенциалов. Так как смыслы, находящиеся
в этой области, выражают то, с чем субъект
отождествляет себя, естественно будет
назвать отождествлением функцию, реализующую
первое условие. Согласно второму условию,
в смысловом пространстве субъекта выделяется
область освоенных, включенных в тезаурус
субъекта, “внутренних” смыслов (содержащиеся
в этой области знания можно назвать
осмысленными) в отличие от остальных
(неосвоенных, “внешних”, в том числе
и чужих, противоречащих тезаурусу) смыслов
(в этой области — неосмысленные знания).
Внутри тезауруса всё взаимоувязано и
нет противоречий, именно эта область
является для субъекта настоящим смысловым
континуумом, поскольку она непрерывна
и нерасчленима. Вхождение в эту область
чего-то нового возможно только при его
увязке со всем тезаурусом путем переосмысления,
рефлексии содержимого этой области. Это
требует определённой работы, потому оправданны
представления о границе этой области
как о барьере (разности) потенциалов.
Необходимость такой работы появляется
только в случае возникновения новой нетривиальной
ситуации. Рефлексия, как отражение собственных
познавательных установок, как раз и является
функцией, реализующей второе условие,
потому смыслы, находящиеся в этой области,
назовём отрефлексированными (дабы
избежать тавтологии "осмысленные смыслы").
Эта область содержит то, в чём субъект
уверен (система верований), в чём не сомневается,
его навыки, возможности, способности
(то, что он может реализовать). Согласно
третьему условию, в смысловом пространстве
субъекта выделяется область смыслов,
которые могут быть как-то обозначены,
введены в сферу внимания, проанализированы
(рассмотрены абстрактно и/или последовательно
по частям) и переданы другим субъектам
(или приняты от них), т.е. в этой области
смыслов возможна внутренняя и внешняя
коммуникация. Эта область отделена границей
от смыслов невыразимых (пока или уже),
непередаваемых и недоступных отчету
и самоотчету (даже вниманию). Замеченным
(а тем более переданным) может быть только
то (те смыслы), для чего у субъекта (или,
соответственно, у субъектов) есть дискретные
метки — знаки, составляющие понятийный
аппарат субъекта
(близкие понятия: “концептуальная система”
|11], “категориальная модель мира” [12]).
Эта проявленная дискретность, из которой
рождается язык, является достаточно четким
основанием для разделения семантического
пространства субъекта. Как и в предыдущих
случаях, граница является барьером (разностью)
потенциалов, поскольку для вхождения
в эту область новых смыслов должна быть
проделана работа по их обозначению. Обозначенные
смыслы могут быть осознаны (любым
субъектом, как и человеком), поэтому функцию,
разграничивающую семантическое пространство
согласно третьему условию, естественно
назвать сознанием. Отметим, что за этим
понятием здесь стоит не вся психика, а
лишь связанная с произвольной деятельностью
её часть. Теперь становится понятным,
что семантическое пространство Осгуда,
где определённым образом упорядочены
все понятия, которыми оперирует человек,
соответствует в нашей модели только области
осознаваемого. Семантическое пространство
Осгуда строится посредством соотнесения
слов со шкалами, краевыми точками которых
являются антонимичные пары языка, следовательно,
всё содержание этого пространства вербализуемо
(уже по построению). Отметим, что три выделенных
Осгудом главных фактора, на которые проецируются
практически все содержащиеся в языке
исходные шкалы —- шкалы оценок, силы и
активности, хорошо корреспондируются,
соответственно с областями отождествления,
рефлексии и сознания нашей модели,
оставаясь, тем не менее, в рамках области
осознаваемого.
Классификация
информационных операций
Таким
образом, в семантическом пространстве
субъекта существует три разных барьера
потенциалов, которые выделяют в
нем три соответствующих