Информация и информационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:02, реферат

Описание

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой. Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества. Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.

Содержание

Информационные процессы. Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе…………..3
Информация в кибернетике………………………………….4
Определение понятия “субъект”…………………………….7
Семантическое пространство субъекта……………………..8
Классификация информационных операций…………….11
Список информационных источников…………………….25

Работа состоит из  1 файл

инф1 - Информация и информационные процессы.docx

— 52.81 Кб (Скачать документ)

     Обратная  глобальная информационная операция —  повышение барьера потенциалов  области осознаваемого — приводит к повышению отчетливости сознания и уровня волевого контроля за счет перенесения за границы области  осознаваемого недостаточно отчетливых смыслов и, таким образом, сужения  области осознаваемого. При этом возрастает рациональная составляющая деятельности. Отметим, что действия, изменяющие один из потенциалов смысла, но не приводящие к преодолению этим смыслом границы соответствующей  области, являются составной частью определённой информационной операции (микрооперацией). Классификация таких  действий для каждого вида информационных операций — предмет особого рассмотрения, хотя обычно именно такие действия называют информационными операциями.

     Приведенная классификация информационных операций обладает свойством полноты, так  как включает в себя все возможные  типы преобразования информации. Поэтому  любой информационный процесс может  быть корректно представлен в  виде последовательности указанных  информационных операций.

 

     

     Итак, любой субъект имеет свой понятийный аппарат, систему верований и  систему предпочтений, а также  соответствующие функции —  сознание, рефлексия и самоотождествление. Сочетание этих признаков однозначно определяет субъект. Наиболее четко взаимоотношения этих понятий выявляются, если в семантическом (смысловое) пространстве (как инвариантном атрибуте любого субъекта психики) рассмотреть структуру и содержание не только трёх областей, ограничиваемых (выделяемых) соответственно самоотождествлением, сознанием и рефлексией, но и зон, которые получаются при пересечении этих областей, — структуру семантического пространства субъекта.

     То, что эти три области смыслов  не тождественны, ясно по определению. Более того; как правило, они и  не концентричны (концентричность даже некоторых из них является весьма редким исключением). В самом деле, не всё, относящееся к области  “Я”, осознается или отрефлексировано, не всё осознаваемое отрефлексировано или относится к области самоотождествления и т.д. Наглядно это можно представить  подобно диаграмме Венна (рис. 1), где каждая из областей изображена в виде круга и центры этих кругов не совпадают. То, что очертания областей постоянно флуктуируют и могут  никогда не совпадать по форме  с кругом, в данном случае не меняет сути рассматриваемых явлений, не влияет на корректность модели и на получаемые выводы. Еще два допущения —  одинаковые размеры и центрально-симметричное расположение кругов — позволяют  рассматривать наиболее обобщенный случай, не акцентируя внимание на индивидуальных отличиях.

 

       

     Рис. 1. Структура семантического пространства субъекта. 

     В результате пересечений областей всё  пространство делится на 8 зон:

     1 (центральная) — пересечение всех  трёх областей — содержит отрефлексированные  осознаваемые отождествляемые с  “Я” смыслы — своё (внутреннее) осознанное мнение о себе (осмысленные  осознаваемые специализированные  знания). Наличие этой зоны является  достаточным условием существования субъекта. В ней содержатся задачи, на решении которых субъект сосредоточивает своё внимание.

     2 — пересечение области “Я”  с областью осознаваемого за  исключением отрефлексированного  — внешнее (чужое) осознанное  мнение о себе (неосмысленные  осознаваемые специализированные  знания). В этой зоне содержатся  проблемы (то, что необходимо решить, но не вполне ясно как).

     3 — пересечение области “Я”  с областью отрефлексированного  за исключением осознаваемого  — своё неосознаваемое мнение  о себе (осмысленные неосознаваемые  специализированные знания). Эта  зона содержит автоматизированный  навык субъекта. Задачи решаются  без привлечения сознания, т.е.  процесс их решения проходит  автоматически, вне сферы внимания. То, что в этой связи говорят  о подсознании [13, 14], относится  к этой области.

     4 — область “Я” за исключением  пересечений с осознаваемым и  отрефлексированным — внешнее  неосознаваемое мнение о себе (неосмысленные неосознаваемые специализированные  знания). Эта зона содержит побуждения  и потребности, для реализации  которых субъект не имеет готовых  средств. Из них возникают проблемные  ситуации.

     5 — пересечение областей осознаваемого  и отрефлексированного за исключением  области “Я” — своё осознаваемое  мнение о мире (осмысленные осознаваемые  универсальные знания), мировоззрение  субъекта (те знания о мире, в  которых он уверен). Эта зона  содержит известные возможности  субъекта, тривиальные ситуации, в  которых для субъекта нет необходимости  действовать.

     6 — область осознаваемого за  исключением пересечений с областями  “Я” и отрефлексированного —  внешнее осознаваемое мнение  о мире (неосмысленные осознаваемые  универсальные знания), эрудиция  субъекта.

     7 — область отрефлексированного  за исключением пересечений с  областями “Я” и осознаваемого  — своё неосознаваемое мнение  о мире (осмысленные неосознаваемые  универсальные знания). Эта зона  содержит скрытые возможности  субъекта. То, что говорят о над-  или сверхсознании [13, 14], относится  к этой зоне.

     8 — пространство, внешнее по отношению  ко всем трем областям —  внешнее неосознаваемое мнение  о мире (неосмысленные неосознаваемые  универсальные знания). Это зона  непроявленных ни в каком отношения  смыслов — семантический вакуум. Это реальная смысловая среда  субъекта, с которой он взаимодействует  помимо своей воли.

     Вся деятельность субъекта отражается в  указанных зонах семантического пространства. Так, если у субъекта возникают неосознаваемые побуждения или потребности, то это значит, что  соответствующее смысловое образование  попало в зону 4 смыслового пространства (например, из зоны 8). Если в этой зоне потенциал данного смысла (его  значимость) возрастает, то соответствующая  потребность занимает существенное место в деятельности субъекта, направляя её на своё удовлетворение. Если навык субъекта (зона 3) содержит готовый метод удовлетворения подобных потребностей, то данная потребность удовлетворяется автоматически (даже без осознания её существования), её потенциал снижается и соответствующий смысл покидает зону 3. Если же навык субъекта не содержит такого метода, то возросший потенциал данного смысла приводит к выходу в сознание проблемной ситуации, к осознанию проблем, т.е. указанный смысл попадает в зону 2. Здесь способность сознания к анализу реализуется в разбиении проблемы на части. Некоторые из этих частей решаются автоматически, используя подсознательный опыт, потому сознанием не замечаются, другие являются тривиальными задачами (решаются в зоне 1), а третьи, возможно, и нетривиальными (творческими) задачами. Подробно механизм решения задач (а также формирование навыка) рассмотрен автором в [15] на материале исследований психологии творчества. Более подробно данная модель (графическая интерпретация структуры семантического пространства) рассмотрена в [16], где интерпретированы оси и секторы семантического пространства субъекта. По мнению автора, этот графический образ может быть примером того, что принято называть когнитивной графикой [17], ведь анализ его структуры способствует познанию моделируемой (соотнесенной с этим образом) реальности. Другим графическим представлением структуры семантического пространства субъекта может послужить булев куб (рис. 2), где трем ортогональным осям соответствуют 3 вышеназванных функции, восьми вершинам — 8 указанных зон, а шести единичным векторам — 6 возможных информационных операций. Интересно отметить аналогию между представлением семантического пространства в виде булева куба и синсемическим кубом [9], особенно в части векторов (векторы синсемического куба являются частным случаем определённых выше информационных операций). Однако установить взаимно однозначное отображение вершин кубов вряд ли представляется возможным из-за различий в объекте анализа.

 

     

     Рис. 2. Представление семантического пространства субъекта в виде булева куба (обозначения  см. в п. 4.1). 

     Более близкую аналогию представления  семантического пространства в виде булева куба можно отметить с коммутативным  кубом [18]. Г.Я. Буш использовал кубическую модель креативного пространства проблемных задач для представления типологии  всех возможных научно-технических  задач [19]. Эта модель хорошо корреспондируется  с представленной выше, так как  является её частным случаем (креативное пространство проблемных задач содержится в семантическом пространстве субъекта).

     Однозначное соответствие можно установить между  содержанием зон семантического пространства и приведенной в [20] классификацией видов информации, которая  была получена из других исходных посылок. 

     Классификация информационных процессов 

     Информационным  процессом (ИП) будем называть ненулевую  последовательность информационных операций. В результате ИП определённый участок  смыслового континуума попадает из одной  зоны смыслового пространства субъекта в другую. Последовательность информационных операций, в результате которых участок  смыслового континуума попадает в ту же самую зону (ненаправленный ИП), также следует считать ИП, поскольку в результате такого процесса структура смыслового пространства субъекта изменяется. В отличие от информационных операций, определяемых как изменение содержания областей смыслового пространства субъекта, ИП определяются как "изменение содержания зон смыслового пространства субъекта (при этом не берется во внимание характер (локальный или глобальный) соответствующих информационных операций). Это изменение рассматривается в отношении определённого участка смыслового континуума. т.е. рассматривается, каким образом определённое смысловое образование попадает из одной зоны смыслового пространства субъекта в другую, как оно при этом трансформируется и как изменяется сам субъект. ИП, в результате которых определённое смысловое образование попадает в ту же самую зону смыслового пространства субъекта, выше были названы ненаправленными. Восьми зонам смыслового пространства субъекта соответствуют 8 классов таких ИП. ИП, в результате которых определённое смысловое образование перемещается через один барьер (границу области смыслового пространства субъекта) относительно своего исходного состояния, назовём однонаправленными. Таких ИП существует 24 класса (в каждую из 8 зон смыслового пространства субъекта смысл может переместиться, преодолев границу одной из трёх областей). ИП, в результате которых определённое смысловое образование перемещается через два барьера относительно своего исходного состояния, назовём двунаправленными. Таких ИП существует также 24 класса (для смысла, переместившегося в любую из 8 зон смыслового пространства субъекта, осталась непреодолённой граница одной из трёх областей). ИП, в результате которых определённое смысловое образование перемещается через три барьера относительно своёго исходного состояния, назовём трёхнаправленньми. Таких ИП существует 8 классов (каждая из 8 зон смыслового пространства субъекта имеет только одну “противоположную” ей зону-антипод, в которую смысл может переместиться, преодолев границы всех трёх областей). При описании ИП важно знать не только начальное и конечное состояние (возможно только 64 варианта, т.е. всего существуют 64 класса информационных процессов), но и “маршрут” (последовательность информационных операций, посредством которых определённое смысловое образование попадает из одной зоны смыслового пространства субъекта в другую). Далее будем рассматривать простые ИП — не содержащие взаимно противоположных информационных операций (без учета их характера: локального или глобального). Простой ИП по определению не может быть ненаправленным или содержать таковой. ИП, содержащие взаимно противоположные информационные операции, будем называть сложными и рассматривать как состоящие из нескольких простых.

     Поскольку границ областей смыслового пространства субъекта всего три, простые ИП содержат максимум три информационных операции. Это значит, что для перемещения  определённого смыслового образования  из одной зоны смыслового пространства субъекта в любую другую достаточно не более трёх информационных операций. Простые ИП могут состоять из одной, двух или трёх стадий. Стадии, содержащие две или три одновременно протекающие  информационные операции, назовём  критическими, соответственно критическими будем называть и ИП, которые содержат такие стадии (маршруты таких стадий проходят не по рёбрам булева куба (см. рис. 2), а по равнодействующим единичных векторов). Поскольку, как было сказано, простой ИП не может быть ненаправленным, то ни один из 8 классов ненаправленных ИП не содержит простых ИП. В каждом из 24 классов однонаправленных ИП содержится один простой. В каждом из 24 классов двунаправленных ИП содержится 3 простых, один из которых критический. В каждом из 8 классов трёхнаправленных ИП содержится 13 простых, 7 из которых — критические. Таким образом, всего существует 200 простых ИП, 80 из которых — критические (120 простых некритических ИП). Любой ИП является отражением взаимодействия субъекта со средой. Если субъект взаимодействует не просто с объектом из среды, а с другим субъектом (или субъектами), то соответствующий ИП назовём интерсубъектным. Он состоит из взаимосвязанных ИП каждого из взаимодействующих субъектов. Если в процессе взаимодействия субъектов в пересечении их областей семантического пространства образовалась общая зона 1 (см. п. 4.1), то можно говорить об образовании коллективного субъекта. 

     Когнитивные информационные процессы 

     В наиболее широкой трактовке когнитивным  информационным процессом (КИП) считают  процесс переработки информации системой, при котором она получает новую информацию, — например, процессы восприятия, памяти, мышления, изучаемые  когнитивной психологией. В терминах нашей модели эти представления  означают, что любое событие, приводящее к повышению потенциала участка  смыслового пространства, есть КИП. Однако не всякое изменение потенциала приводит к преодолению барьера и является информационным процессом (операцией). С другой стороны, ИП, приводящие к  снижению потенциала, также могут  быть когнитивными. Например, опровержение представления, мнения или теории является актом познания, хотя и снижает  потенциал соответствующих смыслов. В более узком смысле когнитивными называют ИП по переработке знаний, которые проходят при участии  сознания (хотя бы на отдельных этапах), т.е. содержат логические преобразования. Примерами таких процессов могут  быть: принятие решений, аргументация, понимание и т.п., как они изучаются  в рамках когнитивной лингвистики  и искусственного интеллекта. Однако процесс познания не обязательно  связан с осознанием. Во-первых, далеко не всякая осознаваемая информация является знанием (даже из доступной сознанию информации некоторая часть является знаниями других, а субъект может  оперировать с ними только как  с данными). Во-вторых, существуют невербализованные  и даже невербализуемые знания (как  это было показано, например, Майклом  Полани [21]).

Информация о работе Информация и информационные процессы