Интернет - как средство манипулирования общественным мнением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение некоторых технологий манипулирования и их применение в Интернете. Поставленная цель может быть достигнута путем решения нескольких задач: определение понятия манипуляции в информационном пространстве, рассмотрение манипуляции как способа управления информацией, описание приемов манипулировании в Интернете.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Манипуляция как новый тип управления общественным сознанием
1.1. Понятие манипуляции в информационном пространстве……………..6
1.2. Манипуляция в средствах массовой коммуникации…………………...7
Глава 2. Интернет - как средство манипулирования общественным мнением.
2.1. Основные манипулятивные технологии в сети Интернет…………….11
2.2. Вирусное манипулирование…………………………………………….16
2.3. Завуалированное манипулирование…………………….……………...18
2.4. Интернет как инструмент PR…………………………………………...19
2.5. Эффективность манипуляции в Интернете……………………………23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Приемы и технологии манипулирования в сети Интернет.docx

— 52.14 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Манипуляция как новый тип управления общественным сознанием

1.1. Понятие манипуляции  в информационном  пространстве……………..6

1.2. Манипуляция в средствах массовой коммуникации…………………...7

Глава 2. Интернет - как средство манипулирования общественным мнением.

2.1. Основные манипулятивные технологии в сети Интернет…………….11

2.2. Вирусное манипулирование…………………………………………….16

2.3. Завуалированное  манипулирование…………………….……………...18

2.4. Интернет как инструмент PR…………………………………………...19

2.5. Эффективность  манипуляции в Интернете……………………………23

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью  отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими  технологиями система  поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем  будущем приобретет абсолютный набор  степеней свободы. Шаг  в шаг с развитием  этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной  с ней другой системы - виртуальной реальности.

В настоящее время  в мире происходят постоянные изменения  стратегий и методов, и в связи с  этим тема данной работы: «Приемы и технологии манипулирования в сети Интернет» является актуальной. Каждый человек ежедневно подвергается манипуляции через различные средства массовой коммуникации, в частности, часть активных пользователей в сети манипуляции в Интернете. Характеризуя изученность темы нужно отметить, что существует большое количество литературы, посвященной теме манипулирования сознанием, общественным мнением, но поскольку манипуляции это явление относительно новое, многое еще не проанализировано в этой области. Если говорить о манипулировании сознанием в Интернете, стоит обозначить что научных работ, статей, посвящено этому немного, но, несомненно, уже начали уделять должное внимание этой проблеме. Исследования на тему манипулирования общественным мнением и сознанием можно найти в работах С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», Е.Л. Доценко «Психология манипуляции», Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием», Почепцова Г.Г. «Информационные войны» и у других авторов. Приемы манипулирования, используемые в Интернете не получили широкого освещения в литературе, в силу малой изученности вопроса. Но в Интернет - источниках рассмотрение данной проблемы становится более частым и актуальным.

Целью данной работы является рассмотрение некоторых  технологий манипулирования и их применение в Интернете. Поставленная цель может быть достигнута путем решения нескольких задач: определение понятия манипуляции в информационном пространстве, рассмотрение манипуляции как способа управления информацией, описание приемов манипулировании в Интернете.

 

Глава 1.Манипуляция как новый  тип управления общественным сознанием

Слово манипуляция (лат.manipulatio - горсть) - движение рук, связанное с выполнением определенной задачи. В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. 1

С. Кара-Мурза выделяет три главных, признаков манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия. Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому скрытие, утаивание информации - обязательный признак. В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.  2

Манипуляция - способ господства путем  духовного воздействия на людей  через программирование их поведения. Это воздействие направленно  на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в  нужном власти направлении. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция  должна оставаться незаметной. Успех  манипуляции гарантирован, когда  манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно».3

 

 

1.1. Понятие  манипуляции в  информационном пространстве

 

Единое  информационное пространство представляет собой  совокупность баз  и банков данных, технологий их ведения  и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих  на основе единых принципов  и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций  и граждан, а также  удовлетворение их информационных потребностей.

Информационная среда, в  которой живёт современный человек, похожа на лавину сообщений и шквал  новостей. Анализируя это пространство, можно выделить следующий ряд  его особенностей. Прежде всего, обращает на себя внимание, что сознание массового  потребителя наполняется информативными новостями и событиями вне  всякой последовательности, что делает невозможным их полное осмысление. Одной из особенностей современного процесса информатизации является избирательность  полученной информации, когда в процессе обработки информации человек отбирает для себя только те сведения, которые  соответствуют его представлениям о действительности, считая ложным всё то, что не подтверждает его  мнение. Человек находится в многочисленных информационных потоках, которые на него оказывают непрерывное воздействие. Манипуляция в наше время отнюдь не является редким событием. И далеко  не  последнюю  роль  играет  в  ней  информация.  Скорее наоборот – большая часть манипулятивных технологий  основана  на  искажении, сокрытии и другом использовании информации. Важно направить информацию, так чтобы она не только дошла до адресата, но и не была, воспринята им как неверная или не нужная и не была им отсеяна.

Природа манипуляции состоит в  наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это  скрытое воздействие опирается  на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать  в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит  в том, чтобы пустить процесс  воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

Широкое распространение манипуляции наводит на мысль о безопасности современного информационного пространства. Большое значение имеет  то,  кому принадлежит предоставляемая  информация  и  может  ли  ее  владелец  извлечь пользу из манипуляций этой информацией. В противном случае  можно  оказаться жертвой собственной беспечности и быть просто обманутым.

 

1.2. Манипуляция в средствах массовой коммуникации

Средства массовой информации стали главным инструментом для  распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры.

То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в  наше время  почти не

оказывает влияния на развитие общества"4. Таким образом, современный

человек не может уклониться от воздействия СМИ.

Н.С.Леонов справедливо отмечает: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления».5

Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

     1 фаза. На этой стадии происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации.

     2 фаза (производящая). На этой стадии производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, создавая сообщение. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи.

     3 фаза (передача). Передающий и потребляющий обозначились только

соответствующей потенцией, которая актуализируется на данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.

     4 фаза (потребление). Эта фаза представляет из себя весьма сложный

процесс, который характеризуется  активным включением психологических

механизмов. Лишь на фазе потребления  начинаются изменения в системе  установок и ценностных ориентаций.

     5 фаза (постфаза). Использование информации индивидом и группами людей вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме. Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью. Информация, следовательно, может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того осознается этот процесс или нет. Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Интернет - как средство манипулирования общественным мнением.

Интернет — это сравнительно новое, динамично развивающееся  средство массовой коммуникации. Интернет превратился в «Сеть сетей», которой  никто не владеет и не управляет. В его состав входит более 100 000 сетей  из 100 стран. Соединение с другими  странами позволяет отправлять электронную  почту примерно в 180 стран.6 Как среда и как средство коммуникации он обладает огромным потенциалом для проведения мероприятий по PR. С этой точки зрения Интернету, как каналу коммуникаций, свойственны следующие характерные особенности:

Интернет является нетрадиционным средством и каналом коммуникации, который характеризуется отсутствием  централизованной организационной  структуры. Именно это обусловливает  отсутствие в Сети цензуры и распространение  в ней информации случайным образом, наподобие распространения анекдотов  и слухов. Интернет обладает сходными свойствами с механизмом действия толпы: и в том, и в другом случае имеется  реализующийся по-разному технически феномен неуправляемой никем  структуры и «случайной среды». Данный механизм эффективен при проведении PR-кампаний с использованием психотехнологий. Как пишет Г.Г. Почепцов, для американского руководства этот механизм является одним из основных при проведении кампаний по психологическим войнам. 7

Также этот канал характеризуется  скоростью распространения информации. Так, появившееся на информационном сайте сообщение может быть мгновенно  растиражировано сетевыми изданиями, а затем даже печатными.

Таким образом, данная особенность  Интернета дает благоприятную среду  для того, чтобы грамотно созданное  и запущенное сообщение распространялось самостоятельно и не требовало значительных материальных затрат на его поддержку.

2.1. Основные манипулятивные технологии в сети Интернет

Современное состояние  науки и техники позволяет  совершенно незаметно для сознания человека вводить в его память любую информацию без его ведома, которая усваивается как пища и становится своей, т.е. определяет его потребности, желания, вкусы, взгляды, самочувствие, картину мира.

Сегодня вряд ли кто будет  оспаривать воздействие телевидения, радио,  печатных газет и журналов на нашу психику и поведение.

Просматриваемый нами, будь то рекламный  ролик или фильм, или статья в  газете, вызывает у нас определенные чувства. У нас формируется свой личностный стереотип переживания (любовь, ненависть, симпатия, страх  и др.). Испытывая эти чувства, навязанные нам информацией с телеэкранов и СМИ, мы оказываемся под влиянием определенных иллюзий. Эти иллюзии, в свою очередь, задают нам некий стереотип поведения, который принято называть общепринятый. Они создают некую виртуальную реальность, манящую к себе всех склонных к этому личностей. Сегодня ежечасно возрастает и роль Интернета в нашем информационном мире. Особенности Интернета таковы, что он позволяет использовать все методы и приемы упомянутых ранее СМИ: текст, звук, видео, и потому является очень мощным средством воздействия на человека (яркие слоганы и запоминающиеся ассоциации, скрытые аудиосообщения, «метод 25-го кадра»). Используют эти приемы довольно часто в большей или меньшей степени.  Это не только  именитые СМИ, по определению оказывающих большое влияние на наше поведение, нормы морали и ценности, но и  владельцы  Интернет магазинов, фрилансеры, при создании ярких заголовков для того, чтобы купили статью именно у них,  владельцы почтовых рассылок с интригующей ссылкой на их страничку, различные баннеры призывающие кликнуть и многие другие.

Мы понимаем манипуляцию как форму воздействия на массовое сознание, главными отличительными признаками которой являются наличие «инструмента-манипулятора» и «фигуры умолчания» в коммуникации. В отличие от элементарной или семитической модели коммуникации (где коммуникация идет напрямую (источник => код => канал => код => получатель), в манипулятивной модели используются особенности содержания коммуникации.

Информация о работе Интернет - как средство манипулирования общественным мнением