Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:33, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение некоторых технологий манипулирования и их применение в Интернете. Поставленная цель может быть достигнута путем решения нескольких задач: определение понятия манипуляции в информационном пространстве, рассмотрение манипуляции как способа управления информацией, описание приемов манипулировании в Интернете.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Манипуляция как новый тип управления общественным сознанием
1.1. Понятие манипуляции в информационном пространстве……………..6
1.2. Манипуляция в средствах массовой коммуникации…………………...7
Глава 2. Интернет - как средство манипулирования общественным мнением.
2.1. Основные манипулятивные технологии в сети Интернет…………….11
2.2. Вирусное манипулирование…………………………………………….16
2.3. Завуалированное манипулирование…………………….……………...18
2.4. Интернет как инструмент PR…………………………………………...19
2.5. Эффективность манипуляции в Интернете……………………………23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Манипуляция как новый тип управления общественным сознанием
1.1. Понятие манипуляции в информационном пространстве……………..6
1.2. Манипуляция в средствах массовой коммуникации…………………...7
Глава 2. Интернет - как средство манипулирования общественным мнением.
2.1. Основные манипулятивные технологии в сети Интернет…………….11
2.2.
Вирусное манипулирование………………………………………
2.3. Завуалированное
манипулирование…………………….…………….
2.4. Интернет как инструмент PR…………………………………………...19
2.5. Эффективность
манипуляции в Интернете…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы - виртуальной реальности.
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и в связи с этим тема данной работы: «Приемы и технологии манипулирования в сети Интернет» является актуальной. Каждый человек ежедневно подвергается манипуляции через различные средства массовой коммуникации, в частности, часть активных пользователей в сети манипуляции в Интернете. Характеризуя изученность темы нужно отметить, что существует большое количество литературы, посвященной теме манипулирования сознанием, общественным мнением, но поскольку манипуляции это явление относительно новое, многое еще не проанализировано в этой области. Если говорить о манипулировании сознанием в Интернете, стоит обозначить что научных работ, статей, посвящено этому немного, но, несомненно, уже начали уделять должное внимание этой проблеме. Исследования на тему манипулирования общественным мнением и сознанием можно найти в работах С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», Е.Л. Доценко «Психология манипуляции», Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием», Почепцова Г.Г. «Информационные войны» и у других авторов. Приемы манипулирования, используемые в Интернете не получили широкого освещения в литературе, в силу малой изученности вопроса. Но в Интернет - источниках рассмотрение данной проблемы становится более частым и актуальным.
Целью данной работы является рассмотрение некоторых технологий манипулирования и их применение в Интернете. Поставленная цель может быть достигнута путем решения нескольких задач: определение понятия манипуляции в информационном пространстве, рассмотрение манипуляции как способа управления информацией, описание приемов манипулировании в Интернете.
С. Кара-Мурза выделяет три главных, признаков манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия. Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности. Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому скрытие, утаивание информации - обязательный признак. В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. 2
Манипуляция - способ господства путем
духовного воздействия на людей
через программирование их поведения.
Это воздействие направленно
на психические структуры
1.1. Понятие манипуляции в информационном пространстве
Единое
информационное пространство
представляет собой
совокупность баз
и банков данных,
технологий их ведения
и использования,
информационно-
Информационная среда, в
которой живёт современный
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.
Широкое распространение манипуляции наводит на мысль о безопасности современного информационного пространства. Большое значение имеет то, кому принадлежит предоставляемая информация и может ли ее владелец извлечь пользу из манипуляций этой информацией. В противном случае можно оказаться жертвой собственной беспечности и быть просто обманутым.
1.2. Манипуляция в средствах массовой коммуникации
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры.
То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не
оказывает влияния на развитие общества"4. Таким образом, современный
человек не может уклониться от воздействия СМИ.
Н.С.Леонов справедливо отмечает: «Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления».5
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.
1 фаза. На этой стадии происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации.
2 фаза (производящая). На этой стадии производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым, создавая сообщение. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи.
3 фаза (передача). Передающий и потребляющий обозначились только
соответствующей потенцией, которая актуализируется на данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.
4 фаза (потребление). Эта фаза представляет из себя весьма сложный
процесс, который характеризуется активным включением психологических
механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций.
5 фаза (постфаза). Использование информации индивидом и группами людей вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме. Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью. Информация, следовательно, может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того осознается этот процесс или нет. Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.
Глава 2. Интернет - как средство манипулирования общественным мнением.
Интернет — это сравнительно новое, динамично развивающееся средство массовой коммуникации. Интернет превратился в «Сеть сетей», которой никто не владеет и не управляет. В его состав входит более 100 000 сетей из 100 стран. Соединение с другими странами позволяет отправлять электронную почту примерно в 180 стран.6 Как среда и как средство коммуникации он обладает огромным потенциалом для проведения мероприятий по PR. С этой точки зрения Интернету, как каналу коммуникаций, свойственны следующие характерные особенности:
Интернет является нетрадиционным
средством и каналом
Также этот канал характеризуется
скоростью распространения
Таким образом, данная особенность Интернета дает благоприятную среду для того, чтобы грамотно созданное и запущенное сообщение распространялось самостоятельно и не требовало значительных материальных затрат на его поддержку.
2.1. Основные манипулятивные технологии в сети Интернет
Современное состояние науки и техники позволяет совершенно незаметно для сознания человека вводить в его память любую информацию без его ведома, которая усваивается как пища и становится своей, т.е. определяет его потребности, желания, вкусы, взгляды, самочувствие, картину мира.
Сегодня вряд ли кто будет оспаривать воздействие телевидения, радио, печатных газет и журналов на нашу психику и поведение.
Просматриваемый нами, будь то рекламный ролик или фильм, или статья в газете, вызывает у нас определенные чувства. У нас формируется свой личностный стереотип переживания (любовь, ненависть, симпатия, страх и др.). Испытывая эти чувства, навязанные нам информацией с телеэкранов и СМИ, мы оказываемся под влиянием определенных иллюзий. Эти иллюзии, в свою очередь, задают нам некий стереотип поведения, который принято называть общепринятый. Они создают некую виртуальную реальность, манящую к себе всех склонных к этому личностей. Сегодня ежечасно возрастает и роль Интернета в нашем информационном мире. Особенности Интернета таковы, что он позволяет использовать все методы и приемы упомянутых ранее СМИ: текст, звук, видео, и потому является очень мощным средством воздействия на человека (яркие слоганы и запоминающиеся ассоциации, скрытые аудиосообщения, «метод 25-го кадра»). Используют эти приемы довольно часто в большей или меньшей степени. Это не только именитые СМИ, по определению оказывающих большое влияние на наше поведение, нормы морали и ценности, но и владельцы Интернет магазинов, фрилансеры, при создании ярких заголовков для того, чтобы купили статью именно у них, владельцы почтовых рассылок с интригующей ссылкой на их страничку, различные баннеры призывающие кликнуть и многие другие.
Мы понимаем манипуляцию как форму воздействия на массовое сознание, главными отличительными признаками которой являются наличие «инструмента-манипулятора» и «фигуры умолчания» в коммуникации. В отличие от элементарной или семитической модели коммуникации (где коммуникация идет напрямую (источник => код => канал => код => получатель), в манипулятивной модели используются особенности содержания коммуникации.
Информация о работе Интернет - как средство манипулирования общественным мнением