Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:04, контрольная работа
Интернет (англ. Internet, от Interconnected Networks — объединённые сети) — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов.1 Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть, Глобальная сеть, либо просто Сеть. Сейчас, когда слово Интернет употребляется в обиходе, чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информация, а не сама физическая сеть. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,4 млрд. человек (около четверти земного населения).
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Сущность Интернета………………………………………………………………4
2. Интернет как глобальная медиасреда…………………………………………..6
3. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования …………………………………………………………………………………9
4. Применение Интернета в учебном процессе…………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………………..18
3. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе образования
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) следует понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под Windows Microsoft Office) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) и системы поддержки процесса управления в школе (АРМ "Директор", АРМ "Библиотекарь", для составления расписания и пр.). В современных условиях будем различать следующие модели применения средств ИКТ в пределах системы общего образования:
- в общеобразовательных
- в учреждениях дополнительного
образования детей (дворцах и
домах творчества детей и
- в домашних условиях школьников (в рамках семейного обучения, внеклассной работы и пр.).
В учреждениях общего образования следует различать процессы обучения информатике и общеобразовательным дисциплинам, а так же управление образовательным процессов.
Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения и образования направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности, воспитание информационной культуры. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.
Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.
Наряду с общедидактическими методами обучения применяют частнометодические. Так, применяют такие методы, как ролевое исполнение алгоритма, "черный ящик", приемы: усложнение задачи, "найди ошибку", таблица значений и др.
На пропедевтическом уровне обучения рекомендуется активизировать игровые формы обучения, например, информационные игры.
Методы применения средств ИКТ при преподавании общеобразовательных дисциплин направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания. Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения и как объект изучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они могут являться только средством обучения. Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику, что в конечном счете будет способствовать повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя. Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
При использовании Интернета в образовательных целях разрабатывается большое количество обучающих систем типа "Домашний репетитор" по всем общеобразовательным дисциплинам. Встроенные технологии обучения в таких системах имеют репродуктивный характер, основное их назначение - подготовка к выпускным или вступительным экзаменам, повторение пройденного в школе учебного материала. Кроме того, имея дома компьютер, школьник и студент получает возможность более эффективно и качественно выполнять домашние задания (готовить рефераты и пр.) и передавать их дистанционно, методом электронной почты или размещения на соответствующей странице сайта. Как средство социальной адаптации средства ИКТ выступают, когда обучающиеся пользователи общаются друг с другом посредством Интернет. Сетевые технологии - это мощное средство социальной активности, мобильности и инициативности. Имея дома свободный доступ в Интернет учащийся получает возможность участвовать в сетевых проектах, получает доступ к разнообразной информации, получает возможность проявить социальную активность.
Подводя итог, следует отметить, что применение средств ИКТ и Интернета в системе образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
4. Применение Интернета в учебном процессе
Новые информационно-коммуникационные технологии конца XX – начала XIX столетия создали принципиально новые возможности обмена данными. Эти возможности радикально отличаются от ранее имевшихся в распоряжении человечества как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Сегодня можно передавать по каналам связи и делать доступными неограниченному числу читателей тексты любого объема. Такое же отсутствие ограничений распространяется и на изображения. Можно прогнозировать, что в обозримом будущем то же самое будет характерно и для данных в формате мультимедиа – для звука и видео. Эти возможности настолько существенны, что сегодня можно говорить о возникновении принципиально новой среды, существующей параллельно и в синтезе с традиционным информационно-коммуникативным пространством. Письменная коммуникация в этой новой среде по ряду своих параметров, таким, как скорость продуцирования и доставки сообщения, приближается к устной, с одной стороны, повышая роль диалогового начала и интерактивности, с другой – сохраняя в то же время все основные преимущества письменной речи.
Текст, выступающий содержанием
вербального общения в
Указанные тенденции ставят общество перед необходимостью формирования новых стандартов информационного обмена для практически любого социального института, и далеко не в последнюю очередь – для институтов образования и науки. Иными словами, современные информационно-коммуникационные технологии стремительно вносят свои коррективы в складывавшиеся столетиями «правила игры», в том числе и в научном и педагогическом сообществе. То, что было нельзя еще десять-двадцать лет назад, вчера стало можно, а сегодня – должно. Причем, наречия нельзя, можно и должно имеют в данном контексте подвижную модальность: их значение меняется от наличия (технической) возможности – к приемлемости и обязательности с точки зрения социальных норм. Так, например, сегодня практически нигде никакой учебный или научный текст не будет принят к публикации, а возможно и к рассмотрению, будучи представленным только в «бумажном» виде, без электронной версии.
С аналогичной настойчивостью фактором формирования норм становится и Интернет во всем разнообразии его технологий. Образовательное пространство не просто механически расширилось за его счет, оно приобрело новые свойства, и, как следствие, коррективы системы норм. И если сегодня образовательный процесс в вузе нельзя помыслить без электронных носителей информации, завтра его нельзя будет помыслить без Интернет-технологий, а также решений, в которых они являются ключевым средством. Такого рода решением может уже сегодня служить Интернет-форум, размещенный на веб-сервере вуза и действующий при его сайте.
Под форумом (иное, менее распространенное название данного явления - конференция) здесь понимается Интернет-ресурс, специально организованный и структурированный для письменного тематического общения пользователей. Последние могут создавать темы, открывающие обсуждение по интересующим их вопросам (как правило, в соответствующих тематических разделах), а также размещать свои комментарии – сообщения – в темах, открытых другими участниками.
Использование форума в качестве инструмента в учебном процессе позволяет вспомнить обо всех достоинствах и преимуществах письменной речи. Написанный текст, в отличие от произнесенного, легко поддается сохранению, обработке, передаче, в том числе когда все эти операции автоматизированы на высоком уровне. Письмо дисциплинирует мысль, в то же время оставляя возможность «обратного хода», переписывания уже сказанного. К тому же, навыки работы на компьютерной клавиатуре приобретаются быстро, их успешно осваивает все больше людей, таким образом, применение данной технологии не требует каких-либо особых, сложно формируемых компетенций.
Существование письменного текста не ограничено временем произнесения и расстоянием, на которое передается звук речи. Точно так же письменный ответ на вопрос в форуме не связан теми техническими условностями, которые диктуются, скажем, ситуацией обычного семинарского занятия. Ответ в форуме можно дать по мере готовности, располагая значительным временем на обдумывание и подготовку. Его нет необходимости произносить в аудитории, а можно сформулировать и разместить, находясь дома.
Возможности форума, определяемые пространственно-временными
параметрами его
Сказанное не отменяет возможности использования обсуждаемого инструмента и непосредственно на занятиях, которые можно организовать в обычном компьютерном классе, с доступом в Интернет или с возможностью работы в рамках корпоративной локальной сети (при условии, конечно, что сам ресурс размещен в ней). Письменные задания, выполняемые студентами в форуме, могут контролироваться преподавателем непосредственно по выполнении, а ошибки – исправляться сразу по получении замечаний.
Однако, помимо технических, форум, по сравнению с традиционным аудиторным семинаром, снимает и целый ряд ограничений коммуникативного характера. Эти ограничения продиктованы вузовскими «правилами игры», сложившимися писанными и неписанными нормами поведения. Ложный пиетет по отношению к преподавателю и его мнению, страх выглядеть не лучшим образом в глазах товарищей по причине слишком неудачного (или, наоборот, слишком удачного) ответа и прочие аналогичные помехи на пути к успешному суждению на семинаре – снимаются в ситуации Интернета, для которой обычно характерны более свободные нормы. В форуме студент, даже зная, что общается с преподавателем, будет держать себя более раскованно и высказывать свое мнение более уверенно, чем у того же преподавателя на обычном аудиторном семинаре.
Не меньшую роль, нежели в учебном
процессе, Интернет-форум способен
сыграть и в организации