Использование информационных технологий при обучении детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:27, дипломная работа

Описание

Цель исследования: информационные технологии, их классификация и область применения.
Предмет исследования: информационные технологии.
Объект исследования: обучающие и развивающие программы, а также различные средства для развития пользовательских навыков работы на компьютере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные технологии
1.1. Понятие об информационных технологиях…………………………...........6
1. 2. Классификация информационных технологий…………………….……...7
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………..8
Глава 2. Использование информационных технологий в начальной школе
2. 1. Уроки с использованием информационных технологий в начальной школе………………………………………………………………………………9 2. 2.. Значение современных информационных технологий при обучении учащихся сельских малокомплектных школ……………………………..........23
2. 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях………………………………………………………….28
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
Глава 3. Положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий в начальной школе
3.1. Положительные стороны использования информационных технологий……………………………………………………………………… .35
3.2.Отрицательные стороны использования информационных технологий………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и культуры РК по РФ

ГОУ СПО «Элистинский педагогический колледж им. Х. Б. Канукова»

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Использование информационных технологий при обучении детей в  начальной школе».

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 «а» курса ш/о ЭПК

Гильманова Рената.

Руководитель:

Цереева Г. А.

 

Элиста, 2011г

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Информационные технологии

1.1. Понятие об информационных  технологиях…………………………...........6

1. 2. Классификация информационных технологий…………………….……...7

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………..8

Глава 2. Использование  информационных технологий в начальной  школе

2. 1. Уроки с использованием  информационных технологий в  начальной школе………………………………………………………………………………9 2. 2.. Значение современных информационных технологий при обучении учащихся сельских малокомплектных школ……………………………..........23

2. 3. Глобальная компьютерная  сеть Интернет и ее использование  в образовательных целях………………………………………………………….28

Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33

Глава 3. Положительные  и отрицательные стороны использования  информационных технологий в начальной  школе

3.1. Положительные стороны использования информационных технологий……………………………………………………………………… .35

3.2.Отрицательные стороны использования информационных технологий………………………………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….40

Приложение………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За последние 5 лет  число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что  компьютерные технологии в школе  не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его  возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере  образования в последнее десятилетие  вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические  проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение  в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Цель исследования: информационные технологии, их классификация и область применения.

Предмет исследования: информационные технологии.

Объект исследования: обучающие и развивающие программы, а также различные средства для развития пользовательских навыков работы на компьютере.

Задачи:

  1. определить, как использование информационных технологий влияет на процесс обучения детей в начальной школе;
  2. определить, как используются информационные технологии при обучении детей в начальной школе;
  3. рассмотреть положительные и отрицательные стороны использования персонального компьютера в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Информационные технологии

1.1. Понятие  об информационных технологиях

 

Информационные технологии – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Информационная технология базируется и зависит от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения, а программное обеспечение реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Для того чтобы правильно  понять, оценить, грамотно разработать  и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Классификация  информационных технологий

 

Информационные технологии следует классифицировать, прежде всего, по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.

По степени использования  в информационных технологиях компьютеров  различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно различают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием.

В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной  информации обучающимся, во-вторых, для  контроля успешности ее усвоения. С  этой точки зрения информационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

К числу бескомпьютерных  информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электроннотехнические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим – эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным – телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

  1. технологии, использующие компьютерные обучающие программы;
  2. мультимедиа технологии;
  3. технологии дистанционного обучения.

Вывод по 1 главе

 

Информационные технологии – широкий класс дисциплин  и областей деятельности, относящихся  к технологиям управления и обработки  данных, в том числе с применением вычислительной техники. В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

Для того чтобы правильно  понять, оценить, грамотно разработать  и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Информационные технологии следует классифицировать, прежде всего, по области применения и по степени  использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.

По степени использования  в информационных технологиях компьютеров  различают компьютерные и бескомпьютерные  технологии. В области образования  информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование  информационных технологий в начальной  школе

2. 1. Уроки с  использованием информационных  технологий в начальной школе

 

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя  на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют  взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

Компьютер является и  мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых  инфантильных или расторможенных. Экран  притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

В начальной школе  мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления  носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий  и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

  • наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
  • расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
  • завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
  • использование автоматического устройства;
  • индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

  • избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;
  • учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

При работе с ОП большое  значение имеет длительность паузы  для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные  условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при  обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

Информация о работе Использование информационных технологий при обучении детей в начальной школе