Использование информационных технологий при обучении детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:27, дипломная работа

Описание

Цель исследования: информационные технологии, их классификация и область применения.
Предмет исследования: информационные технологии.
Объект исследования: обучающие и развивающие программы, а также различные средства для развития пользовательских навыков работы на компьютере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные технологии
1.1. Понятие об информационных технологиях…………………………...........6
1. 2. Классификация информационных технологий…………………….……...7
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………..8
Глава 2. Использование информационных технологий в начальной школе
2. 1. Уроки с использованием информационных технологий в начальной школе………………………………………………………………………………9 2. 2.. Значение современных информационных технологий при обучении учащихся сельских малокомплектных школ……………………………..........23
2. 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях………………………………………………………….28
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
Глава 3. Положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий в начальной школе
3.1. Положительные стороны использования информационных технологий……………………………………………………………………… .35
3.2.Отрицательные стороны использования информационных технологий………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.

В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов:

Тип А. Наиболее простой. В нем в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме, и предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один их этих ответов является истинным, другой - ложным. Например, вопрос: Волга впадает в Каспийское море. Возможные варианты ответа: Да, Нет. 
Правильный ответ: Да.

Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все правильные, а также несколько ложных. Например, вопрос: Волга впадает в ……… море. Возможные варианты ответа: Азовское, Черное, Каспийское, Средиземноморское. 
Правильный ответ: Каспийское.

Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. При этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных. Например, вопрос: Восстановите известную фразу из произведения А. С. Пушкина «Мой .. самых честных ...». Возможные варианты ответа: отец, брат, дядя, кузен, намерений, правил, пожеланий. 
Правильный ответ: дядя, правил.

Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и существует однозначное соответствие между элементами списков. Например, вопрос: Укажите соответствие между фамилиями писателей и названиями литературных произведений, которые они написали. Писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Литературные произведения: «Три сестры», «Капитанская дочка», «Война и мир». 
Правильный ответ: А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»; Л. Н. Толстой, «Война и мир»; А. П. Чехов, «Три сестры». Или то же самое сочетание, но записанное в другом порядке.

Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием. Например, вопрос: Расставьте следующие события в хронологическом порядке. Список: первый полет человека в космос, первая высадка человека на Луну, запуск первого искусственного спутника Земли.

Порядок следования типов  тестовых вопросов соответствует уровням трудности их анализа компьютерной системой. В то же время, вопросы всех перечисленных типов можно свести к вопросам одного типа (А), меняя количество вопросов в большую сторону.

Таким образом, рассмотренные  примеры компьютеризации школьного образования показывают, что компьютерные технологии, как и любые другие, имеют свои сильные и слабые стороны. Педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности, а компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако он способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а, следовательно, и усвоение изучаемого материала.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной  школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы  работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями  чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них  сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Значение  современных информационных технологий  при обучении учащихся сельских  малокомплектных школ

В современной образовательной  системе большинства территорий России особое место занимают сельские малокомплектные школы: примерно 31,5 тыс. сельских школ основного общего образования и еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны. Определяющими характеристиками этих школ являются малая наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами. Обучение в разновозрастных группах особенно характерно для начальной школы, где одновременно проводятся уроки в 2-3 параллелях. Класс с малой наполняемостью существенно отличается по своему составу от обычного школьного класса.

Педагогические исследования в  малокомплектных сельских школах показывают, что вместо единственного варианта одновременной представленности всех трех типологических групп учащихся в одном классе в сельской малокомплектной школе теоретически возможны семь различных вариантов:

  1. группа сильных учащихся;
  2. группа средних учащихся;
  3. группа слабых учащихся;
  4. группа сильных и средних учащихся;
  5. группа сильных и слабых учащихся;
  6. группа средних и слабых учащихся;
  7. группа сильных, средних, и слабых учащихся.

Если каждый класс  разновозрастной учебной группы типизировать на основе выше названных  критериев, то численность теоретических  подгрупп существенно возрастает. Соответственно учителю становится очень трудно сориентироваться в существующем многообразии и осуществить полноценный обучающий процесс одинаково эффективно для всех учащихся.

В этих условиях возникает  масса организационно-педагогических проблем, среди которых наиболее острая – невозможность четкой дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Практически все учащиеся в такой школе являются одновременно участниками учебного процесса в первом, втором, третьих классах. Это нарушает логику усвоения учебного материала, замедляет темп обучения, способствует переутомлению детей. Значительные усилия учителя в таких школах затрачиваются на организацию дифференцированного процесса обучения, на разъединение учащихся по видам учебной деятельности. Содержательной же стороне учебного процесса уделяется минимум внимания. Выпускники сельских школ с трудом заканчивают неполную среднюю и, редко, среднюю школу. Причина кроется, очевидно, в неразвитости учебных умений и навыков, в малом объеме знаний, ограниченном круге общения, а также низком уровне технологий в окружающей производственной среде. Последнее обстоятельство является весьма существенным фактором, формирующим не только профессиональный выбор, но и оказывающим воздействие на восприятие достижений научно-технического прогресса, развитие потребности в приобретении знаний о современном мире.

Изменить положение дел в данном направлении возможно на основе включения сельской малокомплектной школы в открытое образовательное пространство. Дистанционные формы обучения в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских школ, чем для их сверстников из административных центов. Наличие же школьного компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное учреждение в качестве местного центра открытой системы образования, что даст возможность выпускникам школы дистанционно продолжить свое образование в различных профессиональных и высших учебных заведениях. Это позволит частично снять противоречие на рынке образовательных услуг, которое возникает из-за желания сельского населения получить образование или повысить квалификацию и технической оснащенностью данной категории населения. По данным статистики только 2,2% сельского населения доступны мультимедийные компьютеры, а этот показатель для городского населения составляет 31%

Как известно, затраты  бюджетных средств на обучение одного учащегося в сельской школе в 2-3 раза выше, чем в комплектной школе и увеличение штата учителей - нереально из экономических соображений. Закономерно встает проблема поиска дополнительных или альтернативных методических путей организации учебного процесса. Для этого в первую очередь необходимо выделить неоспоримые преимущества обучения в малокомплектных школах. Основные характеристики такой школы, на наш взгляд, нельзя рассматривать лишь как отрицательные и проблемные. Они несут в себе много положительного, которое необходимо учитывать и методично использовать на благо учащихся. Например, все чаще отмечается стремление родителей и педагогов к сокращению численности класса и широкому применению индивидуального обучения, что находит свое отражение в элитарных и частных школах. Обучение в разновозрастных группах содержит в себе также огромный не до конца использованный потенциал. Примером этого, наряду с другими, может служить опыт работы социально-педагогического комплекса станицы Азовская Краснодарского края.

Казалось бы, система  образования в сельских школах предоставляет  учителю возможность более тесного  общения с каждым из учеников при  благоприятных условиях. Но здесь  возникает проблема: общение происходит в достаточно замкнутом социуме, в котором очень многое зависит от общего культурного, нравственного уровня входящих в него людей. Следует учитывать и то, что существующая система образования, полностью основанная на классно-урочной системе, авторитарна по самой своей сути. В сельских школах учащиеся на протяжении 3-4 самых главных, с точки зрения базового образования лет, вынуждены общаться с одним учителем. Ребятам из таких школ интересно и полезно знать, как живут, чем интересуются, как реагируют на различные события их сверстники из разных краев, областей, республик, разных стран мира, что они знают, умеют в области различных учебных предметов.

Одним из современных  путей интенсификации и оптимизации  учебного процесса в сельской школе  является информатизация образования, и в частности, использование  компьютерных технологий. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя является новой и нуждается в проверке эффективности и соответствия полученного результата с уровнем экономических затрат.

Существенным является предоставление каждому школьнику  условий для усвоения в полном объеме знаний и умений, что в  малокомплектной школе с традиционными  оснащением и методиками осуществить практически невозможно. Значительным является и сам факт использования современных технических средств обучения и новых информационных технологий в школах, расположенных в глубинных населенных пунктах. Это связано с ведущей ролью школы в формировании у молодежи передовых знаний и представлений о результатах научно-технического прогресса в различных сферах человеческой деятельности. В данном случае начальная школа - единственное учреждение в малых селах, где наиболее вероятно применение и демонстрация позитивных возможностей компьютера.

Подача эталонов для  проверки учебных действий (через  учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют  постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать в блоке управления процессом обучения на уроке. Практическая реализация такого подхода связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ и построения параллельно текущего учебного процесса в первом, втором, третьем классах одновременно. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом всех классов малокомплектной школы. Таким образом, ведущей научной проблемой в данном случае становится создание методологии проектирования новых учебных (информационных) технологий применительно к описанному виду школ.

Преподавание  информатики в начальных классах избранных городских школ осуществляется уже около 10 лет. Официальным документом, узаконившим это нововведение можно считать постановление, принятое на коллегии Министерства образования Российской Федерации за 1995 год.

На протяжении последних  лет постоянно увеличивается  число городских школ, в которых  изучение информатики начинается с начальной школы. Однако, о сельских школах этого сказать нельзя. Обусловлено это чаще всего отсутствием в школе компьютерной техники и возможности ее приобретения.

 

 

 

 

2. 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно  новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области  мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

До начала 90-х годов  в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.

В последние годы компьютер  стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. По исследованию компании "КОМКОН", численность российских пользователей сети Интернет на начало 2002 года составляет 3,7-3,8 миллиона человек в возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120%. По данным статистических исследований сайта "ИнфоАрт", около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов – 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста.

Информация о работе Использование информационных технологий при обучении детей в начальной школе