Использование информационных технологий при обучении детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:27, дипломная работа

Описание

Цель исследования: информационные технологии, их классификация и область применения.
Предмет исследования: информационные технологии.
Объект исследования: обучающие и развивающие программы, а также различные средства для развития пользовательских навыков работы на компьютере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Информационные технологии
1.1. Понятие об информационных технологиях…………………………...........6
1. 2. Классификация информационных технологий…………………….……...7
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………..8
Глава 2. Использование информационных технологий в начальной школе
2. 1. Уроки с использованием информационных технологий в начальной школе………………………………………………………………………………9 2. 2.. Значение современных информационных технологий при обучении учащихся сельских малокомплектных школ……………………………..........23
2. 3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях………………………………………………………….28
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33
Глава 3. Положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий в начальной школе
3.1. Положительные стороны использования информационных технологий……………………………………………………………………… .35
3.2.Отрицательные стороны использования информационных технологий………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….40
Приложение………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Позитивная возможность  современных Internet–технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн – лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

Еще одна возможность, которую  успешно используют современные учителя и профессора, - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу. Для реализации намеченных проектов от учащихся, как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:

  • умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере;
  • владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;
  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
  • в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;
  • умение войти в сеть (электронную почту);
  • умение составить и отправить по сети письмо;
  • умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
  • структурировать полученные письма в специальной директории;
  • работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации;
  • входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию.

Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet–технологий  в образование, существует область  образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СD не составляет особого труда.

Однако, не останавливаясь на издержках Internet–технологий, обратим  свое внимание на их особенности.

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet–учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet -учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

Internet:-учебник обладает  теми же качествами, что и компьютерный  учебник, плюс возможность тиражирования  практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

  • сокращается путь от автора учебника к ученику;
  • появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
  • сокращаются расходы на изготовление учебника;
  • решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);
  • появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.

Очень ценно, что доступ к Internet–учебнику возможен с любой машины, подключенной к сети Internet, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.

Обилие средств разработки и конвертации в стандарты  документов, принятых в World, Wide, Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи сторонних разработчиков.

По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов.

Однако, гораздо большие  перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. В этом плане Internet предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций и Web-chat. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

В начальной школе  мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

В современной образовательной  системе большинства территорий России особое место занимают сельские малокомплектные школы: примерно 31,5 тыс. сельских школ основного общего образования и еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны. Определяющими характеристиками этих школ являются малая наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами. Обучение в разновозрастных группах особенно характерно для начальной школы, где одновременно проводятся уроки в 2-3 параллелях. Класс с малой наполняемостью существенно отличается по своему составу от обычного школьного класса.

 Одним из современных  путей интенсификации и оптимизации  учебного процесса в сельской  школе является информатизация  образования, и в частности,  использование компьютерных технологий. Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении в начальных классах, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя является новой и нуждается в проверке эффективности и соответствия полученного результата с уровнем экономических затрат.

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet–учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

Internet-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Положительные  и отрицательные стороны использования  информационных технологий в начальной школе

    1. Положительные стороны использования информационных технологий

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применение компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических  особенностей людей, имеющих многолетний  контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности.

Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения ЭВМ, могут  выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.

Особое значение в  жизни человечества в настоящее  время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет  интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и


Информация о работе Использование информационных технологий при обучении детей в начальной школе