Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курсовая работа
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений.
Введение 3
Глава 1. Место и функции электронной коммерции в современной рыночной экономике. 5
1.1. Электронная коммерция. 5
1.2. История электронной коммерции 6
1.3. Рынок электронной коммерции 7
1.4. Основные виды бизнеса в Интернете 12
1.5. Электронные платежные системы 15
Глава 2. Сферы деятельности электронной коммерции 22
2.1. Сектора электронной коммерции 22
2.2. Безопасность электронной коммерции 30
Глава 3. Электронная коммерция: вчера, сегодня и завтра 34
3.1. Рынок электронной коммерции: вчера, сегодня и завтра 34
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Содержание:
Введение
Глава 1. Место и функции электронной коммерции в современной рыночной экономике.
1.1. Электронная коммерция.
1.2. История электронной коммерции
1.3. Рынок электронной коммерции
1.4. Основные виды бизнеса в Интернете
1.5. Электронные платежные системы
Глава 2. Сферы деятельности электронной коммерции
2.1. Сектора электронной коммерции
2.2. Безопасность электронной коммерции
Глава 3. Электронная коммерция: вчера, сегодня и завтра
3.1. Рынок электронной коммерции: вчера, сегодня и завтра
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.
Под определение электронной коммерции подпадают не только системы, ориентированные на Internet, но также и "электронные магазины", использующие иные коммуникационные среды - BBS, VAN и т.д. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из WWW, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Отметим также, что, несмотря на то, что WWW является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.
На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash), микроплатежи и электронные чеки.
Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.
Глава 1. Место и функции электронной коммерции в современной рыночной экономике.
1.1. Электронная коммерция.
Электронная коммерция — вид хозяйственной деятельности при продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю через электронные компьютерные сети. Другими словами, электронная коммерция — маркетинг, приобретение и продажа товаром и услуг через компьютерные сети, в основном сеть Интернет. Электронная коммерция предоставляет новые возможности, дли повышения эффективности коммерческой деятельности в целом,
В отличие от традиционной коммерции электронная коммерция предоставляет следующие возможности компаниям:
• продавать свою продукцию через Интернет;
• развивать и координировать отношения с потребителями и поставщиками;
• обмениваться электронным путем товарами и услугами;
• уменьшить цену на доставку цифровых продуктов и на послепродажную поддержку покупателя;
• быстро реагировать на изменения рынка;
• снизить накладные расходы;
• улучшать обслуживание клиентов и внедрять собственные сервисы для покупателей;
• расширять круг потребителей;
• учитывать индивидуальные нужды покупателя. Покупателям электронная коммерция позволяет:
• покупать товар в любое время и в любом месте;
• провести сравнительный анализ цен и выбрать лучшую;
• получить одновременно доступ к широкому ассортименту товаров;
• выбирать удобные механизмы для совершения покупок;
• получать информацию и новости в зависимости от своих предпочтений.
1.2. История электронной коммерции
Первые системы электронной коммерции появились в 1960-х годах в США. Они применялись в транспортных компаниях для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов и для заказа билетов.
Первоначально такая коммерция велась с использованием сетей, не входящих в сеть Интернет, по специальным стандартам электронного обмена данными (Electronic Data Interchange - EDI) между организациями.
К концу 1960-х годов в США существовало четыре индустриальных стандарта для обмена данными в различных транспортных компаниях (железнодорожных, автомобильных, авиакомпаниях). Для объединения этих стандартов в 1968 г. был создан специальный Комитет согласования транспортных данных (Transportation Data Coordination Committee - TDCC). Результаты работы этого комитета легли в основу нового EDI-стандарта.
В 1970-е годы аналогичные события происходили в Англии. В этой стране главной областью применения EDI был не транспорт, а торговля. Выбранный здесь набор спецификаций Tradacoms был принят Европейской экономической комиссией ООН в качестве стандарта обмена данными в международных торговых организациях.
В 1980-х годах начались работы по объединению европейских и американских стандартов. В результате этой работы на 42-й сессии Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли в сентябре 1996 г. была принята Рекомендация №25 «Использование стандарта Организации Объединенных Наций для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН)».
Таким образом, в начале 1990-х. годов появился стандарт EDI-FACT (Electronic Data Interchange of Administration, Commerce and Transport), принятый ISO (ISO 9735).
Но окончательное слияние американского и европейского стандартов не произошло. Для электронного обмена данными появилась новая, более перспективная возможность — обмен данными через Интернет.
Развитие Интернета с его низкой себестоимостью передачи данных сделало актуальной модернизацию EDI-систем. В результате в середине 1990-х годов был разработан еще один стандарт — EDIFACT over Internet (EDINT), описывающий, как передавать EDI-транзакции посредством протоколов безопасной электронной почты SMTP/S-MIME.
Для возникновения и роста популярности электронной коммерции существует ряд демографических и технологических предпосылок, таких, как:
• широко распространенный доступ к информационным технологиям, в частности к компьютерам и Интернету;
• повышение уровня образования общества и, следовательно, более свободное обращение с технологиями;
• технический прогресс и цифровая революция сделали возможным взаимодействие между собой многих цифровых устройств, например компьютера, мобильного телефона, PDA и др.;
• глобализация, открытая экономика, конкуренция в глобальном масштабе;
• доступность электронной коммерции для кого угодно, в какое угодно время, и в каком угодно месте;
• стремление к экономии времени;
• рост ассортимента товаров и услуг, возрастание спроса на специальные товары и услуги.
1.3. Рынок электронной коммерции
Во всем мире наблюдается ежегодный прирост пользователей Интернета, и как следствие, электронная коммерция становится все более востребованной. Компании все чаще используют ее для повышения своей конкурентоспособности.
Отметим основные преимущества электронной коммерции:
1) повышение производительности труда;
2) снижение времени операций;
3) снижение затрат. Например, в коммерческом банке стоимость сделки за наличные составляет 1,07 долл., а в Интернете — около 1 цента;
4) экономичность. Практически отсутствуют расходы на инфраструктуру, аренду помещений, страховку и т.д.;
5) высокая норма прибыли. Например, стоимость обычной обработки авиабилета составляет 8 долл., а по данным одного из туристических агентств, обработка аналогичного электронного билета в Интернете — 1 долл.;
6) появление новых форм и видов бизнеса;
7) специализация. При наличии информации о вкусах и предпочтениях потребителя можно подбирать продукцию в соответствии с индивидуальными потребностями каждого;
8) мобильность, т.е. возможность быстро реагировать на изменения рынка;
9) возможность выполнения услуг в режиме on-line;
10) более тесная связь с потребителями. Например, за счет использования электронной почты, форумов и FAQ;
11) упрощение взаимоотношений с поставщиками;
12) новые возможности для маркетинга и рекрутинга;
13) возможность осуществления электронных расчетов;
14) совместное использование информации. Например, клиенты могут контролировать свои банковские счета посредством веб- сайтов или отслеживать состояние заказа в электронном магазине;
15) снятие географических ограничений как для потребителей, которые могут заказать товар или услугу независимо от местонахождения компании-продавца, так и для компаний, которые получают доступ на глобальный мировой рынок;
16) круглосуточная доступность компании.
Наряду с этим электронная коммерция имеет ряд существенных недостатков и нерешенных проблем, которые в конечном итоге сдерживают ее дальнейшее развитие. К таким недостаткам и проблемам относятся:
1) возможность проникновения в систему компьютерных вирусов и хакеров;
2) не всегда достаточная безопасность операций;
3) уязвимость компании, связанная с доступностью сведений о ней и информации о ее продукции на веб - сайте;
4) проблемы исполнения заказов в напряженные периоды закупок (например, в праздничные дни);
5) проблемы взаимоотношений с потребителями, так как не все желают общаться только по компьютерной сети;
6) существование продукции, не покупаемой в оперативном режиме (например, мебель, обувь);
7) недостаточная стандартизация технологий для доступа к электронному рынку;
8) финансовые проблемы. К ним относятся таможенные и ни лотовые сборы, электронные системы оплаты. Торговля в глобальной сети лишена четких географических границ, что затрудняет взимание налогов и тарифов. Статус таких новых электронных платежных средств, как электронные деньги, пока до конца не определен;
9) договорные и правовые проблемы, обусловленные несовершенством законодательной базы. К ним относятся такие проблемы, как защита интеллектуальной собственности (важно расширить имеющиеся международные соглашения в области защиты патентов и торговых марок). В некоторых случаях затруднительно определить конкретное место заключения сделки и место фактического исполнения обязательств по сделке, что вызывает проблемы для юридических, таможенных и налоговых органов. Если потребители не будут уверены в безопасности торговых операций и тайне личной жизни, они не будут использовать сеть Интернет;
10) культурные проблемы. К таким проблемам относятся недостаточная квалификация пользователей и языковой барьер. В этой связи чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации.
Основные тенденции и факторы, влияющие на развитие электронной коммерции в России. Электронная коммерция в России пока еще не получила достаточного развития. Причинами этого являются: невысокая осведомленность российских компаний о возможностях, предоставляемых электронной коммерцией; недостаточно развитая материальная база компаний; недостаточная покупательная способность населения; относительно небольшое число пользователей Интернета и т.д.
К числу факторов, сдерживающих развитие Интернета в России, можно отнести недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру, в частности телефонной сети, относительно высокую стоимость персональных компьютеров.
К социально-экономическим факторам можно отнести низкий уровень платежеспособности населения, недостаточную информационную подготовку и информационную культуру российского бизнеса, слабую осведомленность о возможностях современных информационных технологий.
Традиционная закрытость среднего и крупного бизнеса в России также не способствует развитию электронной коммерции.
Неуверенность компаний в достаточной степени защиты каналов связи при передаче конфиденциальной финансовой информации и при работе с электронными платежными системами пока удерживает крупных участников российского финансового рынка в рамках собственных корпоративных сетей.
Низкая покупательная способность населения России приводит к тому, что российские интернет - проекты в большей степени ориентированы либо на русскоязычных клиентов за рубежом, либо на жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
Как уже было отмечено, российский рынок электронной коммерции имеет ярко выраженную централизацию. Среди посетителей российских интернет - магазинов доля жителей Москвы и Санкт-Петербурга составляет около 80—85%, на другие регионы страны приходится 15—20%.