Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:22, лекция
Excel – это электронная таблица, предназначенная для создания, хранения и обработки баз данных.
Для того чтобы запустить электронную таблицу Excel следует выполнить двойной щелчок мышью по соответствующему значку на Рабочем столе или выбрать из главного меню Windows команду Программы-Microsoft Excel .
После загрузки программы на экране монитора можно увидеть чистую страницу Рабочей книги.
Спектр существующих подходов к реорганизации варьируется от мягких постепенных методов улучшения деятельности организационной системы, основанных и значительной степени на соображениях здравого смысла, до жестких, регламентирующих ее коренную ломку и декларирующих принцип «отбрось все старое и начни заново». В настоящее время применяются различные методические подходы к реорганизации предприятий, разработанные за рубежом:
Одной из важных причин реорганизации деятельности предприятия может служить желание сертифицироваться по стандарту ISO 9000 на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания. ISO 9000 определяет базовый набор мероприятий по контролю качества и представляет собой схему функционирования бизнес-процессов предприятия, обеспечивающую высокое качество его работы. Эта схема охватывает все этапы выпуска товаров/услуг, включая закупку сырья и материалов, проектирование, создание и доставку товаров, обслуживание клиентов, обучение персонала и т.п.
Основной побудительной причиной сертификации является то, что многие зарубежные компании требуют наличия сертификата у своих поставщиков (например, для поставщиков NASA и Министерства обороны США это является обязательным условием). Следует отметить, что на основе ISO 9000 в Российской Федерации также создан национальный стандарт ГОСТ Р 40.001-95, регламентирующий общие принципы и правила организации работ по сертификации систем качества.
5.5. Роль пользователей в процессе разработки автоматизированной информационной системы
Можно выделить, по крайней мере, три группы участников процесса автоматизации управления. Во-первых, это пользователи средств автоматизации (конечные пользователи – end users). Обычно они не обладают глубокими знаниями в сфере ЭВМ и программирования, однако являются профессионалами в своей предметной области (каждый на своем уровне иерархии управления). Именно для них создается АИС, их профессиональные потребности должны быть учтены при проектировании и внедрении АИС в организации.
Во-вторых, это разработчики средств автоматизации - аналитики, проектировщики, системные и прикладные программисты, специалисты по компьютерным сетям и т.п. Как правило, они не являются специалистами в предметных областях конечных пользователей.
В-третьих, это менеджеры проектов, связанных с внедрением информационных технологий в организации (в настоящее время часто используют термин ИТ-менеджер), которые организуют весь процесс автоматизации, начиная с момента осознания конечным пользователем необходимости автоматизации, заканчивая внедрением и последующей эксплуатацией автоматизированной системы в организации.
Внедрение современных информационных технологий в практику работы организационно-экономической системы приводит, как правило, к реорганизации информационных процессов организации с учетом возможностей новых технологий, вплоть до реструктуризации самой системы. Успешное проведение таких действий предполагает участие персонала организации в разработке АИС. Опыт информатизации во многих сферах общественного производства показал, что будущие пользователи создаваемой АИС должны принимать достаточно активное
111
участие в процессе разработки системы, особенно на первых и последних этапах ЖЦ. Нарушение этого требования неизбежно приведет к неудаче проекта, обусловленной либо практической бесполезностью созданной системы, либо неудобством ее использования. Печальный опыт многих неудачных разработок представлен в шуточной форме на рис. 5.4. Этот рисунок появился в одном из солидных американских периодических изданий около 30 лет назад, однако до сих пор некоторые проекты завершаются аналогичным образом.
Рассмотрим, в чем должно заключаться участие конечных пользователей в процессе разработки системы.
На стадии анализа требований к системе разработчики АИС выполняют обследование организации и пытаются сформулировать требования к будущей АИС со стороны конечных пользователей. Получить эту информацию практически невозможно без взаимодействия с конечными пользователями, работающими на всех уровнях управления. Кроме того, только пользователи могут проверить правильность (и своевременно указать на ошибки) представлений, сформировавшихся у разработчиков по результатам обследования и анализа организации.
На стадии проектирования разработчики определяют функциональную архитектуру создаваемой АИС, при этом формируются описания автоматизируемых функций и функциональных задач, подлежащих реализации в составе АИС. Разработка этих описаний также предполагает активное участие пользователей, так как никто, кроме специалиста-профессионала, не сможет дать полной и точной информации об информационном содержании каждой задачи, об особенностях алгоритмов решения задач и других деталях, необходимых для реализации функциональных задач в виде прикладных программ.
Описание задачи, выполненное по определенным требованиям, называется постановкой задачи (в ЕКС АС эти требования определены). Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний той предметной области, для которой делается постановка, но и знаний компьютерных информационных технологий. Ошибки пользователя на этапе постановки задачи увеличиваются во много раз по своим последствиям, если они обнаруживаются на конечных фазах создания АИС.
112
Причина заключается в том, что эта ошибка находит свое воплощение не только в одной прикладной программе, но и в других взаимосвязанных прикладных программах, в базах данных, в системе документации. Исправление этого шлейфа ошибок требует практически повторения полного цикла проектирования системы. В таблице 5.1. представлены относительные трудозатраты на исправления ошибок, выявленных на различных стадиях разработки программного обеспечения АИС.
Таблица 5.1.
Распределение трудозатрат на исправление ошибок по этапам жизненного цикла ПО
Этапы жизненного цикла |
Затраты на устранение ошибок (%) |
Анализ требований |
9 |
Проектирование |
6 |
Программирование |
10 |
Отладка |
12 |
Внедрение и сопровождение |
63 |
На стадии внедрения конечный пользователь должен принять участие в испытаниях и пробной эксплуатации прикладных программ, входящих в состав специального программного обеспечения АИС. Работая с компьютером, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, выявить неточности в реализации алгоритмов их решения, скорректировать формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие в пробной эксплуатации - это также способ активного обучения пользователя работе в среде АИС, его адаптация к новым условиям работы, новой технологии. Опыт показывает, что у специалиста складывается совершенно новое отношение к работе в условиях АИС, создание которой предусматривает широкий охват автоматизированной обработкой выполняемых им функций.
На стадии сопровождения разработчики производят доработку созданной АИС путем исправления обнаруженных ошибок, устранения незначительных дефектов, связанных с ошибками или недочетами проектирования. Эти работы выполняются на основании данных, представляемых персоналом АИС, в том числе и конечными пользователями.
113
Рис. 5.4 Классическая иллюстрация неудачной разработки автоматизированной системы организационного управления
Таким образом, роль конечного пользователя в процессе разработки АИС определяется необходимостью активного взаимодействия с разработчиками при выполнении работ, связанных с проектированием, испытанием и сопровождением системы. В процессе этого взаимодействия пользователь должен предоставить разработчикам исчерпывающую информацию о характере и сущности решаемых им задач, добиться правильного понимания своих потребностей, а также проверить качество реализации соответствующих функциональных задач в составе АИС.
Вопросы для самоконтроля
13. Какую организацию-разработчика ПО Вы
предпочтете при выборе исполнителя
работ по созданию АИС - имеющую сертификат
ISO 9000 или не имеющую (при
прочих равных условиях)?
ГЛАВА 6
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Как правило, во всех организациях, внедряющих информационные технологии для автоматизации процессов обработки данных, возникает потребность взаимного обмена информацией между различными подразделениями. Такая передача в условиях территориальной разобщенности подразделений и групп исполнителей в приемлемые сроки невозможна без средств локальных компьютерных сетей и телекоммуникаций. Глобальные информационные сети открывают возможности создания хранилищ информации практически неограниченного объема, и доступ к ним становится важным фактором научно-технического прогресса. Более того, даже традиционные виды связи, такие, как почта и телефон, становятся электронными, вовлекая в число пользователей информационных технологий самые широкие слои населения. Специалисты говорят о формировании новой научно-технической дисциплины «телематики» (производное от слов «телекоммуникации» и «информатика»), предметом которой являются методы и средства передачи информации на расстояния, существенно превышающие линейные размеры площади, занимаемой участниками связи.
6.1. Основные понятия
Информационная сеть - это система, состоящая из объектов (узлов сети), выполняющих функции генерации, преобразования, хранения и использования информации, и линий связи (связей, коммуникаций, соединений), осуществляющих передачу информации между узлами. Компьютерная (вычислительная) сеть - это информационная сеть, в состав которой входит компьютерное (вычислительное) оборудование. Узлами компьютерной сети могут быть ЭВМ и периферийные устройства (принтеры, плоттеры и т.п.), являющиеся источниками и приемниками данных, передаваемых по сети. Эти компоненты называют оконечным оборудованием данных. Собственно пересылка данных происходит с помощью некоторой физической среды и технических средств, объединяемых под названием среда передачи данных.
Компьютеры, входящие в состав сети, выполняют достаточно широкий круг функций, основными из которых являются:
116
При рассмотрении компьютерных сетей широко используются понятия клиент и сервер. На структурном уровне под сервером понимается компьютер, предоставляющий свои ресурсы другим компьютерам, называемым клиентами. На программном уровне под сервером и клиентом подразумеваются программы, выполняющие, соответственно, функции предоставления и использования сетевых ресурсов. Компьютеры, с помощью которых пользователи получают доступ к ресурсам компьютерной сети, принято называть рабочими станциями.