Как научиться говорить комплименты

Автор работы: s*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 20:15, реферат

Описание

Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам.
Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине.

Работа состоит из  1 файл

Как научиться говорить комплименты.doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

   Если  ваша просьба будет начинаться с  комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета, ваши шансы повышаются, причем сам факт обращения как бы подчеркивает этот авторитет.

Требования  к комплиментам

  Комплименты должны быть яркими, умными, обязательно доброжелательными, разнообразными, иначе они просто потеряют свою прелесть и даже будут неприятны. Комплимент не должен быть длинным. «Коротко да ясно, потому и прекрасно».

  Комплимент, как любой словесный шедевр, должен быть исключительным и по содержанию, и по форме, и по исполнению. Но самое главное, чтобы комплимент учитывал индивидуальность человека и доставил ему радость.

  Должен ли комплимент женщине быть правдой? Отвечу так. Что бы вы ни хвалили в женщине — это правда. Комплименты должны быть искренними, и это важнее их абсолютной правдивости. Как правило, от комплимента не требуется доказательства его достоверности.

  Один  мой разбитной приятель, большой знаток женщин, говорил: «Мужчина должен смело врать, а женщина должна смело верить».

Классификация комплиментов

  Комплимент  можно выразить любым видом предложения, словом и даже возгласом.

1. Прямое обращение.

— Вы сегодня прелестны.

2. От третьего лица.

— Он всегда это делал лучше меня.

— Он знает, что творцы живут дольше и интересней.

3. Восклицательное предложение.

— Ах, какая же ты красивая!

4. Обращением.

— Мария Ивановна! Я вас много лет знаю и не перестаю восхищаться вами! Уверен, что так будет всегда.

5. Комплимент — сравнение:

  • Вы свежи как роза!
  • Спросите этого энциклопедиста, он все знает.

6. Вопросительным предложением. Прямой вопрос.

  • И откуда ты все это знаешь?
  • Ну, почему вы такая красивая?

7. Косвенной речью.

  •  Все только и говорят о вашей замечательной прическе «Колосок». Не прическа, а произведение искусств!

Кому  и когда говорить комплименты?

  Комплименты можно говорить всем хорошим людям и всегда, если это не выходит за рамки приличия, если это не приносит вреда другим, если человек готов вас выслушать и порадоваться вашему комплименту. Это зависит также от того, какие у вас отношения с этим человеком, как давно вы его знаете и каков сам комплимент. Как вы понимаете, трудно дать однозначный совет. Но, мне думается, лучше сказать добрый комплимент, чем не сказать. «Другим говори комплименты, а над собой посмеивайся».

  Если  вы к человеку плохо относитесь, вы постараетесь с ним вообще не общаться, не только что делать ему комплименты. Дело это сугубо личное, хотя говорят комплименты и прилюдно, например, в тостах, при вручении наград, на юбилеях, презентациях. Знание душевного состояния другого человека поможет определить, уместно ли именно сейчас говорить ему комплимент, расположен ли человек вас слушать, благосклонно ли он примет ваш комплимент. То есть надо понять состояние другого человека. Это называется эмпатия.

  Эмпатия (от греческого — страдание, боль), по-русски сопереживание — это способность одного человека эмоционально отозваться на переживания другого человека. Это умение понять другого человека, умение посмотреть на мир глазами этого человека. Эмпатия — это даже умение перевоплотиться в другого человека.

  Люди, обладающие таким даром, умеют понять, почему другой человек совершил тот или иной поступок, и потому могут простить. «Понять — значит простить». Понять трудно, так как люди разные. Это умение, как правило, возрастает с увеличением жизненного опыта.

В общежитии  очень важно понять страдающего человека, чтобы ему помочь, как бы приняв часть его боли на себя, разделить с ним его боль. Дейл Карнеги утверждает: «семьдесят пять процентов людей, с которыми вы встретитесь завтра, жаждут сочувствия. Дайте им его, и они вас полюбят».

   Альтернатива  эмпатии — хамство (душевное невежество). Хам не понимает другого человека, не понимает мотивов его поступков. Он понимает только одно — ему самому должно быть хорошо и удобно. Людей, у которых отсутствует эмпатия, называют черствыми, деревяшками, толстокожими, эмоционально глухими. Вот тому пример.

  • Привет, Коля, как живешь?
  • Да плохо, Саша, вот машину разбил, иду новую покупать. А ты как?
  • Да тоже плохо, третий день не ел.
  • Ну, ты даешь, заставь себя. (Совсем не понял Коля Сашу.)

  Такие люди вряд ли впопад скажут комплимент, если вообще скажут, а тонкие изящные комплименты им, наверное, просто недоступны.

  Рационализм жизни, зарегулированность обучения, грубость и невежество, эгоизм, как правило, убивают эмпатию, ибо делают её невостребованной, а часто и смешной. И тогда приходится ее восстанавливать.

  Большие писатели, поэты, художники обладали даром эмпатии. Вспомните Л.Н. Толстого, тонко описавшего душевный мир своих героев, в том числе и женщин — Анны Карениной, Наташи Ростовой...

  А если не хочется говорить комплименты, язык не поворачивается? Значит, вы не любите этого человека, не желаете ему добра.

Чувство меры в комплиментах

  Комплимент  обычно связан с преувеличением. «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным» (Демокрит). Ужасно представить свое состояние после того, как вы съели сто мороженых или 10 тортов. Мало сказать «неприятным» — это смертельно. Правда, с комплиментами немного полегче, преувеличение не смертельно, но оно не должно быть чрезмерным, иначе комплимент превращается в насмешку, чрезмерная учтивость может обернуться навязчивостью, добродушие — льстивостью, остроумие — шутовством, смелость — грубостью, простота — неотесанностью, свободное отношение — панибратством. Быть точным, тонким и изящным совсем не просто.

  Нельзя, например, старую женщину сравнивать с юной девушкой и наоборот.

  Нельзя  какой-то явный недостаток или очевидный изъян восторженно хвалить, тактичней его просто не замечать. Если человек по-настоящему бескорыстно любит, то его комплименты не преувеличение, это его истинное убеждение.

   Преувеличение в комплименте — это представление некоторого качества более значительным, более лучшим, более красивым, более важным, чем есть на самом деле. Некоторое преувеличение и усиление необходимо для создания художественного образа, но можно перестараться, и комплимент превратится в лесть и даже в насмешку или издевательство. Попробуем графически представить норму (пределы разумного) и преувеличения — отклонение от нормы. Мера — единица измерения, граница, предел проявления, например, какого-нибудь качества человека. Норма — установленная мера, средняя величина чего-нибудь, нормальное состояние.

   

Область насмешек

   Возьмем для примера комплимент: «Ваша  щедрость не знает границ!». Отложим по горизонтальной оси слева направо в возрастающей степени выбранное качество: от жадности и скупости к норме и далее к щедрости и расточительности.

 Область насмешек

Область комплиментов

жадный | скупой | бережливый | норма | щедрый | расточительный

  Знание  нормы — это важнейшее условие  правильного культурного поведения. Знание и соблюдение нормы сдерживает и не позволяет каждому действовать по своей прихоти, хотя понятие нормы и меры у каждого свое. Комплимент выходит за зону нормы и слева и справа.

  Женщины более тонко чувствуют меру. У  них лучше развито чувство меры.

  Слава комплиментщика и женского угодника не самая плохая. Однако и в этом «виде спорта» надо соблюдать меру. Автор знает случай, когда один молодой инженер так много говорил комплиментов девушке-секретарю, что ему уже ничего не оставалось, как только жениться на ней, что и случилось. Как говорит пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов». Через 14 лет брак распался.

  Не  хочу верить, что есть женщины, которые  за свою жизнь не слышали хорошего комплимента.

  Идеал и норма — это разные понятия. Идеал недостижим. Была бы хоть норма! Но идеал нужен, он показывает, в каком направлении надо совершенствоваться и как далека реальность от идеала. Нормой общечеловеческого общения является признание человека высшей ценностью, а первейшей ценностью — благо человека. Было бы не плохо, если бы эти простейшие правила соблюдали наши власть предержащие. 
 

   «Брагу  сливай, не доквашивай; девку отдай, не доращивай».

Вежливые  слова и любезности

   Очень близкими к комплиментам по воздействию на человека являются вежливые и любезные слова, поэтому поговорим о них. Мы отвыкли говорить друг другу приятное «просто так», каждый внутренне готов услышать грубость. Поэтому доброе слово мы всегда связываем либо с лестью, либо с желанием, что-то получить.

  Доброе  слово — это просто поддержка, выражение добрых чувств.

  Вежливость  — это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.

  Любезность  — это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.

   «Вежливый человек должен относиться к своей жене так же, как к незнакомой женщине, только в десять раз вежливее», — сказал Бернард Шоу.

   Быть  вежливым еще не значит быть интеллигентным, но подлинная интеллигентность без вежливости, культуры поведения и культуры речи невозможна.

  Стали уже хрестоматийными слова Дмитрия Лихачева: «Интеллигентом нельзя притвориться».

  Психологи создали «теорию ролей и масок». Надел, например, на себя маску смелого человека — то есть стал заставлять себя совершать смелые поступки, — глядишь, и действительно, стал смелым человеком, роль стала частью характера, «маска приросла». Стал говорить вежливые слова и улучшил свою воспитанность.

  Воспитывая  в ребенке вежливость, одновременно воспитывают и нравственное начало, формируют моральное сознание, вырабатывают привычку говорить вежливые слова.

  Маленькому  мальчику подарили игрушку, он так обрадовался, что обо всем забыл.

  • Что надо сказать? — возвращает его на землю мама.
  • Спасибо.

    —  Молодец, в следующий раз говори  спасибо без напоминания.

Человек может быть недостаточно образованным, но достаточно вежливым. Наличие диплома и вежливость — не одно и то же.

Вот некоторые вежливые слова: «Будьте добры...». «Будьте любезны...». «Извините». «Благодарю вас». «Спасибо». «Пожалуйста». «Вы очень любезны». «Вы не могли бы...». «Мое почтение». «Не сочтите за труд...». «Простите за беспокойство». «Если вас не затруднит...». «Чем могу быть вам полезен?». «Не откажите в любезности...». «Будьте так любезны...». «Вы очень любезны». «Вы очень вежливо со мной поговорили». «Я рад за вас». «Спасибо. Вы меня очень хорошо обслужили». «Вы все для меня сделали, что могли». «Вы славно потрудились». «Не могу ли я чем-то быть вам полезным?». «Честь имею откланяться».

   Как видите, эти не умирающие старомодная  учтивость и вежливость не требуют затрат денег. И еще одно преимущество вежливого обращения: оно вызывает ответную вежливость. «Как аукнется, так и откликнется». Отсюда следует, что вежливым быть выгодно. Вспомните национальную черту японцев — отменная вежливость и улыбки. Мы не очень-то избалованы вежливостью. Когда мне звонят по телефону, я, сняв трубку, сразу говорю либо «Здравствуйте», либо «Доброе утро, день или вечер». Бывает, мой абонент впадает в легкий шок, долго не может прийти в себя, а потом либо вешает трубку, либо говорит, что ошибся номером.

   Однако  не всё так просто — вежливость должна быть искренней. Подчеркнуто вежливое поведение может быть оскорбительным. Еще Демокрит говорил: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Так, вежливость без нравственного основания может принять вид лицемерия, ханжества, манерности. Источником хороших манер и «внешнего изящного поведения» (Н. Шелгунов) служит любовь к людям, доброжелательность, которая и составляет богатство духовного мира человека и основу его нравственности. А при отсутствии хороших манер, чувства меры и умения проявить свои нравственные чувства в соответствующей форме и добродетель может обернуться оскорблением, чрезмерная учтивость может оказаться навязчивостью, добродушие — лестью, а остроумие — шутовством.

Информация о работе Как научиться говорить комплименты