Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:40, доклад
В Послании Президента страны народу Казахстана - Стратегии развития республики до 2030 года в качестве долгосрочного приоритета определена национальная безопасность, одним из элементов которой является информа-ционная безопасность. Актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности обусловлена, прежде всего, возросшим влиянием информатизации на многие стороны общественной жизни. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. В основе обеспечения информационной безопасности лежат национальные интересы Республики Казахстан.
Начало широкого использования современных информационных техно-логий в управленческих и финансовых структурах, а также в обществе в целом выдвигает решение проблемы информационной безопасности в число основных. Кроме прямого ущерба от возможных утечек информации информатизация может превратиться в средство подавления свободы человека, стать источником серьезной угрозы государственности и духовной жизни личности.
Сложность решения проблемы состоит в необходимости сочетания мак-симальной открытости гарантированного Конституцией Республики Казах-стан доступа к информации с необходимостью ограничений доступа к ней в интересах национальной безопасности. В этой связи вопрос обеспечения ин-формационной безопасности Республики Казахстан становится одной из при-оритетных задач.
Сегодняшние
условия политического и
Отсутствие действенных механизмов регулирования информационных отношений в обществе и государстве может привести ко многим негативным последствиям.
Слабое
обеспечение государственных
Недостаточная защищенность государственного информационного ресурса приводит к утрате важной политической, экономической и научно-технической информации, в том числе о новых и высокоэффективных технологиях военного и двойного назначения.
Необеспеченность прав граждан на информацию и манипулирование информацией вызывают неадекватную реакцию населения и в ряде случаев могут служить причинами политической нестабильности в обществе.
Потерям важной информации способствуют бессистемность защиты данных и слабая координация мер по защите информации в общегосударственном масштабе, ведомственная разобщенность в обеспечении целостности и конфиденциальности информации.
Неблагоприятно обстоят дела с охраной государственной тайны. Серьезно ослаблены меры по обеспечению сохранности государственных секретов, коммерческой и служебной тайны в государственных органах и организациях.
Неудовлетворительно организована защита персональных данных, налоговой, таможенной, имущественной и другой информации.
Отсутствие отечественных информационных технологий вынуждает массового потребителя идти по пути закупок незащищенной импортной техники, в результате чего повышается вероятность несанкционированного доступа к базам и банкам данных, а также возрастает зависимость страны от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники и информационной продукции.
Такое
положение дел в области обеспечения
информационной безопасности не позволяет
Казахстану должным образом включиться
в мировую информационную систему.
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Основными целями обеспечения информационной безопасности республики в соответствии с положениями Закона "О национальной безопасности Республики Казахстан являются:
создание и укрепление национальной системы защиты информации, в том числе государственных информационных ресурсов;
защита государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере;
недопущение информационной зависимости Казахстана, информационной экспансии и блокады со стороны других государств, информационной изоляции Президента, Парламента, Правительства и сил обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан;
недопущение принятия решений и совершения действий, противоречащих национальным интересам формирования и бесперебойного функционирования информационного пространства Республики Казахстан, вхождения Казахстана в мировую систему связи и информатики.
Основными задачами по обеспечению информационной безопасности Республики Казахстан являются:
выявление, оценка, прогнозирование источников угроз информационной безопасности;
разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации;
правовое регулирование и координация деятельности государственных органов и организаций в области обеспечения информационной безопасности;
развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения утечек, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности, ликвидации последствий ее нарушений;
обеспечение
активного участия Казахстана в процессах
создания и использования глобальных
информационных сетей и систем.
IV. ОБЪЕКТЫ, УГРОЗЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К объектам информационной безопасности Республики Казахстан относятся:
информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и ограниченного доступа, коммерческую тайну и другую конфиденциальную информацию, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
система формирования общественного сознания (мировоззрения, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды;
права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации, персональных данных и интеллектуальной собственности.
Источники угроз информационной безопасности Республики Казахстан в зависимости от их происхождения можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относятся:
недружественная
политика иностранных государств в
области глобального
деятельность иностранных разведывательных и специальных служб;
деятельность иностранных политических и экономических структур, направленная против интересов нашей страны;
преступные действия международных групп, формирований и отдельных лиц;
стихийные бедствия и катастрофы.
Внутренними источниками являются:
противозаконная
деятельность политических и экономических
структур в области формирования,
распространения и
неправомерные действия государственных структур, приводящие к нарушению законных прав граждан и организаций в информационной сфере;
нарушения
установленных регламентов
преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем;
отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах.
Реализация вышеперечисленных угроз может осуществляться различными способами: информационными, программно-математическими, физическими, радиоэлектронными и организационно-правовыми.
К информационным способам относятся:
нарушения
адресности и своевременности
несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);
незаконное копирование данных в информационных системах;
использование средств массовой информации с позиций, противоречащих интересам граждан, организаций и государства;
хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
нарушение технологии обработки информации.
Программно-математические способы включают:
внедрение программ-вирусов;
установку программных и аппаратных закладных устройств;
уничтожение и модификацию данных в информационных системах.
Физические способы включают:
уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
уничтожение, разрушение или хищение машинных или других оригиналов носителей информации;
хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;
воздействие на персонал;
поставка «зараженных» компонентов информационных систем.
Радиоэлектронными способами являются:
перехват информации в технических каналах (утечка);
внедрение
электронных устройств
перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;
воздействие на парольно-ключевые системы;
радиоэлектронное подавление линий связи и систем управления.
Организационно-правовые способы включают:
закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
невыполнение требований законодательства и задержки в принятии необходимых нормативно-правовых положений в информационной сфере;
неправомерное
ограничение доступа к
Методы и средства обеспечения информационной безопасности являются общими для различных сфер деятельности государства и группируются следующим образом.
Правовые:
разработка комплекса нормативно-правовых актов и положений, регламентирующих информационные отношения в обществе, руководящих и нормативно-методических документов по обеспечению информационной безопасности.
Программно-технические:
предотвращение утечки обрабатываемой информации путем исключения несанкционированного доступа к ней;
предотвращение специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;
выявление внедренных программных или аппаратных закладных устройств;
исключение перехвата информации техническими средствами;
применение
криптографических средств
Организационно-
формирование и обеспечение функционирования систем защиты секретной и конфиденциальной информации;
сертификация информационных систем или их элементов по требованиям информационной безопасности;
лицензирование деятельности в сфере информационной безопасности;
стандартизация способов и средств защиты информации;
контроль и мотивация действий персонала в защищенных информационных системах (экономическое стимулирование, психологическая поддержка и пр.).
Информация о работе Концепция информационной безопасности Республики Казахстан