Концепция информационной безопасности Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:40, доклад

Описание

В Послании Президента страны народу Казахстана - Стратегии развития республики до 2030 года в качестве долгосрочного приоритета определена национальная безопасность, одним из элементов которой является информа-ционная безопасность. Актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности обусловлена, прежде всего, возросшим влиянием информатизации на многие стороны общественной жизни. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. В основе обеспечения информационной безопасности лежат национальные интересы Республики Казахстан.
Начало широкого использования современных информационных техно-логий в управленческих и финансовых структурах, а также в обществе в целом выдвигает решение проблемы информационной безопасности в число основных. Кроме прямого ущерба от возможных утечек информации информатизация может превратиться в средство подавления свободы человека, стать источником серьезной угрозы государственности и духовной жизни личности.
Сложность решения проблемы состоит в необходимости сочетания мак-симальной открытости гарантированного Конституцией Республики Казах-стан доступа к информации с необходимостью ограничений доступа к ней в интересах национальной безопасности. В этой связи вопрос обеспечения ин-формационной безопасности Республики Казахстан становится одной из при-оритетных задач.

Работа состоит из  1 файл

Концепция.DOC

— 184.50 Кб (Скачать документ)

    Кроме того одним из главных направлений  совершенствования информационной безопасности в оборонной  сфере является повышение  эффективности защиты технологий производства и тактико-технических характеристик вооружения и военной техники.

    В условиях чрезвычайных ситуаций 

    Наиболее  уязвимыми  объектами для угроз информационной  безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) являются система принятия решений  по  оперативным  действиям  (реакциям)  на их развитие и ход ликвидации последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении ЧС.   

    Особое  значение для нормального функционирования этих объектов имеет защита от повреждений и разрушений информационной  инфраструктуры  (центров сбора и анализа информации, технических средств обработки и передачи информации, систем телекоммуникации и каналов связи) вследствие аварий, катастроф и стихийных бедствий.

    Особенностью  информационного воздействия в условиях ЧС является приведение в движение больших  масс людей, испытывающих  психический  стресс, быстрое распространение панических слухов, ложной или недостоверной информации. Нередко в условиях ЧС имеет место сокрытие информации, приводящее к сложностям при ликвидации ее последствий.

    К специфическим для данной сферы направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:

    разработка эффективной системы мониторинга признаков - предвестников ЧС;

    повышение надежности средств обработки и передачи информации, обеспечивающих  деятельность центров принятия решений по ЧС;

    анализ  поведения больших масс людей под воздействием ложной или достоверной информации и выработка мер по управлению ими в условиях ЧС;

    разработка  специальных мер повышения  информированности  населения в условиях ЧС. 

    В общегосударственных  информационных

    и телекоммуникационных системах 

    Основными  объектами информационной  безопасности в общегосударственных информационных  и телекоммуникационных системах являются:

    информационные   ресурсы, содержащие  сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную  информацию,  представленные в виде документированных информационных  массивов и баз данных;

    средства  и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, технические средства приема, передачи и обработки информации (звукозаписи, звукоусиления, звукосопровождения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки графической, смысловой и буквенно-цифровой информации), используемые для обработки информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;

    технические средства и системы, не обрабатывающие информацию, но размещенные  в помещениях, где обрабатывается (циркулирует) информация, содержащая  сведения, отнесенные к государственной или служебной  тайне, а также сами помещения, предназначенные для секретных переговоров.

    Основными  источниками угроз в сфере информационной безопасности являются деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, преступных групп и формирований, противозаконная деятельность отдельных лиц, нарушение установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем, отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах.

    Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

    предотвращение  перехвата с помощью технических  средств информации, передаваемой по каналам связи;

    исключение  несанкционированного доступа к  обрабатываемой или  хранящейся в технических средствах информации;

    предотвращение  утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, создаваемых функционирующими техническими средствами, а также электроакустических преобразований;

    предотвращение  специальных  программно-технических воздействий, вызывающих  разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации;

    выявление внедренных на объекты  и в технические средства электронных устройств перехвата информации (закладных устройств);

    предотвращение  перехвата техническими средствами речевой информации из помещений  и объектов.

    Предотвращение  перехвата с  помощью технических  средств информации, передаваемой по каналам связи, достигается применением криптографических и иных методов и средств защиты, а также проведением организационно-технических режимных  мероприятий.

    Исключение  несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации достигается применением специальных  программно-технических  средств  защиты, использованием криптографических способов защиты, а также организационными и режимными мероприятиями.

    Предотвращение утечки обрабатываемой информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, а также электроакустических преобразований достигается применением защищенных технических средств, аппаратных средств защиты, средств активного противодействия, экранированием зданий или отдельных помещений, установлением контролируемой зоны вокруг средств информатизации и другими организационными и техническими мерами.

    Предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих  разрушение, уничтожение, искажение информации или сбои в работе средств информатизации, достигается применением специальных программных и аппаратных средств защиты (антивирусные процессоры, антивирусные программы), организацией системы контроля безопасности программного обеспечения.

    Выявление  внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации (закладных устройств) достигается проведением специальных проверок.

    Предотвращение перехвата техническими средствами речевой информации из помещений  и  объектов достигается за счет применения специальных средств защиты, проектных  решений, обеспечивающих звукоизоляцию помещений, выявления специальных устройств подслушивания и других организационных и режимных мероприятий.

    Основными организационно-техническими мероприятиями  по защите информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

    лицензирование деятельности организаций в области защиты информации;

    аттестование объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации  при проведении работ со сведениями соответствующей степени секретности;

    сертификация  средств защиты информации и контроля за ее эффективностью, систем и средств информатизации и связи в части защищенности информации от утечки по техническим каналам;

    введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите;

    создание  и применение  информационных  и  автоматизированных систем управления в защищенном исполнении;

    разработка и использование средств защиты информации и методов контроля за ее эффективностью;

    применение  специальных методов, технических  мер и средств защиты, исключающих  перехват информации, передаваемой по каналам связи.

    Конкретные  методы, приемы и меры защиты информации  разрабатываются в зависимости от степени возможного ущерба в случаях утечки, разрушения или уничтожения.

    В области науки и техники 

    Наиболее  уязвимыми  объектами информационной  безопасности в области науки и техники являются:

    результаты  фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, содержащие сведения, данные и знания, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Республики Казахстан;

    незапатентованные технологии, ноу-хау, промышленные образцы, модели и экспериментальное оборудование, для которых еще не определен статус конфиденциальности и которые поэтому не подпадают под действующее законодательство и могут быть проданы за рубеж;

    объекты интеллектуальной собственности (открытия, патенты, изобретения, промышленные  образцы, программные продукты и пр.), которые могут быть похищены и незаконно распространены или использованы, несмотря на их правовую защиту.

    При классификации угроз в этой области необходимо уделять особое внимание изучению возможности промышленного шпионажа  специальных служб и криминальных структур.

    Должна  быть организована система оценки возможных  последствий воздействия угроз на указанные объекты, включающая  общественные научные советы и институт независимых экспертиз, вырабатывающие  рекомендации для каждого конкретного случая распространения или использования научной, технической и технологической продукции с целью предотвращения незаконного присвоения или использования научного и интеллектуального потенциала.

    Реальный  путь со стороны государства противодействия  угрозам заключается в постоянном совершенствовании законодательства в этой области и механизмов  его  реализации.  Многие  мероприятия по предотвращению или нейтрализации угроз в этой области, особенно, в части касающейся научных кадров, лежат в сфере социальной и экономической политики государства. 

    В сфере духовной жизни  и информационной безопасности личности 

    Объектами обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни являются:

    мировоззрение людей, их жизненные ценности и идеалы, в частности, такие важные для государства и общества, как патриотизм, гражданский долг, этническая и религиозная терпимость и т.п.

    социальная  и личностная ориентация граждан;

    культурные  и эстетические запросы, во многом определяющие мировозрение людей.

    Сфера духовной жизни как ни одна другая чувствительна к информационно-пропагандистскому воздействию, идеологическому давлению, культурной экспансии,  осуществляемых преимущественно через средства массовой информации.

    В этой связи средства массовой  информации играют определяющую роль в формировании духовной жизни личности, что обуславливает их особую ответственность перед обществом.

    Предотвращение  и  нейтрализация  угроз информационной безопасности в сфере духовной жизни требуют прежде всего разработанной государственной идеологии, приемлемой для большинства населения  и учитывающей  интересы, культурные и  исторические традиции  многочисленных этносов, населяющих страну. На основе такой  идеологии могут  быть выработаны четкие критерии  оценки угроз информационной безопасности, основные приоритеты и государственная политика в этой сфере.

    Наряду  с этим, требуется разработка и  осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации в целях привлечения их к формированию и  распространению духовных ценностей, отвечающих национальным  интересам страны,  воспитанию гражданского и патриотического долга и защите их от враждебной или  недружественной пропаганды.

    Необходима  программа  правовых и организационных  мер, препятствующих коммерциализации культуры и обеспечивающих  сохранение и  развитие информационных  ресурсов, составляющих культурно-историческую ценность.  

Информация о работе Концепция информационной безопасности Республики Казахстан