Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:40, доклад
В Послании Президента страны народу Казахстана - Стратегии развития республики до 2030 года в качестве долгосрочного приоритета определена национальная безопасность, одним из элементов которой является информа-ционная безопасность. Актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности обусловлена, прежде всего, возросшим влиянием информатизации на многие стороны общественной жизни. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. В основе обеспечения информационной безопасности лежат национальные интересы Республики Казахстан.
Начало широкого использования современных информационных техно-логий в управленческих и финансовых структурах, а также в обществе в целом выдвигает решение проблемы информационной безопасности в число основных. Кроме прямого ущерба от возможных утечек информации информатизация может превратиться в средство подавления свободы человека, стать источником серьезной угрозы государственности и духовной жизни личности.
Сложность решения проблемы состоит в необходимости сочетания мак-симальной открытости гарантированного Конституцией Республики Казах-стан доступа к информации с необходимостью ограничений доступа к ней в интересах национальной безопасности. В этой связи вопрос обеспечения ин-формационной безопасности Республики Казахстан становится одной из при-оритетных задач.
Вместе с тем в каждой из сфер деятельности государства, юридических и физических лиц имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, что в первую очередь связано со спецификой решения поставленных задач, наличием свойственных каждой области информационной безопасности слабых элементов и уязвимых звеньев.
Поэтому
для каждой сферы требуется специальная
организация работ, использование форм
и способов обеспечения информационной
безопасности с учетом специфических
факторов, влияющих на ее состояние.
В
политической сфере
Объектами обеспечения информационной безопасности в политической сфере являются:
общественное
сознание и политическая ориентация
различных категорий населения, формируемые
под воздействием отечественных и зарубежных
средств массовой информации;
система принятия политических решений, во многом зависимая от качества и своевременности ее информационного обеспечения;
система информирования государственными органами населения об общественно-политических и социально-экономических аспектах жизни страны и формирования общественного мнения;
система участия политических партий и общественных организаций в пропаганде своих взглядов в средствах массовой информации.
Угрозу объектам обеспечения информационной безопасности в политической сфере на современном этапе представляют:
государственная или частная монополизация средств массовой информации, а также политическое или экономическое давление на них со стороны отдельных группировок, в том числе криминальных;
негативное пропагандистское и психологическое воздействие на общество отечественных и зарубежных средств массовой информации, разжигающих в угоду отдельным политическим силам социальную, межнациональную, меконфессиональную и родовую рознь, противопоставляющих различные категории населения руководству страны;
несовершенство действующего законодательства в области взаимоотношений государства и средств массовой информации;
политизация системы формирования общественного мнения, использование деятельности различных социологических структур, проводящих опросы населения, в фальсификации или предвзятой интерпретации их результатов.
Основными методами обеспечения информационной безопасности в политической сфере могут быть:
постоянное
совершенствование
обеспечение на базе представительных органов власти системы независимого и гласного контроля за деятельностью государственных и частных средств массовой информации, социологических и политологических центров, институтов и служб;
формирование
единого информационного
сбалансированное развитие информационного рынка страны;
повышение качества и конкурентоспособности отечественных средств массовой информации;
содействие постепенному снижению внешнего информационного воздействия, регламентация деятельности зарубежных средств массовой информации на территории республики;
эффективное реагирование правоохранительными органами, прежде всего Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, а также Министерством информации и общественного согласия, на факты нарушения средствами массовой информации законодательства;
создание системы активной контрпропагандистской деятельности на информационном и дипломатическом уровнях для предотвращения вмешательства во внутренние дела страны.
В
сфере экономики
Среди объектов сферы экономики наиболее подвержены воздействию угроз информационной безопасности:
система государственной статистики;
источники, порождающие информацию о коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
системы сбора и обработки финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации, информации о внешнеэкономической деятельности государства и коммерческих структур, научно-технической информации.
Информационно-
Нормальное функционирование хозяйствующих субъектов нарушается из-за отсутствия нормативно-правовых положений, определяющих ответственность источников информации о коммерческой деятельности за недостоверность и сокрытие сведений (о результатах реальной хозяйственной деятельности, об инвестициях и др.). С другой стороны, существенный экономический ущерб может быть нанесен государственным и предпринимательским структурам вследствие разглашения информации, подлежащей защите.
В системах сбора и обработки финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наибольшую опасность с точки зрения информационной безопасности представляют хищения и преднамеренное искажение информации, возможность которых связана с преднамеренным или случайным нарушением технологии работы с информацией, несанкционированным доступом к ней, что обусловлено недостаточными мерами защиты информации. Такая же опасность существует в органах, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности (центральный аппарат министерств, торговые представительства, таможни и т. п.).
Серьезную опасность для нормального функционирования сферы экономики в целом представляют все более изощренные компьютерные преступления (подлоги, хищения и т. д.), связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети.
Наряду с широким использованием стандартных методов и средств, для сферы экономики приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности являются:
разработка и принятие правовых положений, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ и хищение информации, преднамеренное распространение недостоверной информации, разглашение коммерческой тайны и утечку конфиденциальной информации;
реорганизация системы государственной статистической отчетности, направленная на повышение достоверности, полноты, сопоставимости и защищенности информации путем введения строгой юридической ответственности первичных источников информации, организации действенного контроля за их деятельностью и деятельностью служб обработки и анализа статистической информации, ограничения ее коммерциализации, использования специальных организационных и программно-технических средств защиты информации;
создание
и совершенствование
разработка комплекса организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологии информационной деятельности и защиты информации в хозяйственных, финансовых, промышленных и других экономических структурах с учетом специфических для сферы экономики требований информационной безопасности;
совершенствование системы профессионального отбора и подготовки персонала систем сбора, обработки, анализа и распространения экономической информации.
В
оборонной сфере
К объектам информационной безопасности в оборонной сфере, наиболее уязвимым со стороны всего комплекса угроз, относятся:
информационные ресурсы аппарата Министерства обороны, Генерального штаба, штабов видов Вооруженных Сил и родов войск, научно-исследовательских учреждений, содержащие сведения и данные об оперативных и стратегических планах подготовки и ведения боевых действий, о составе и дислокации войск, о мобилизационной готовности, тактико-технических характеристиках вооружения и военной техники;
информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения и данные об их научно-техническом и производственном потенциалах, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов, об основных направлениях развития вооружения, военной техники, их боевых возможностях и проводимых в интересах обороны фундаментальных и прикладных НИОКР;
системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение;
морально-психологическое
состояние войск в части,
зависящей от информационно-
информационная инфраструктура, в том числе центры обработки и анализа информации Генерального штаба и информационные подразделения штабов видов Вооруженных Сил, пункты управления, узлы и линии радио-, радиорелейной, тропосферной и спутниковой связи, а также линии проводной связи, развертываемые и арендуемые Министерством обороны и другими силовыми структурами.
Из внешних источников угроз в наибольшей степени способны воздействовать на информационную безопасность объектов оборонной сферы следующие:
все виды разведывательной деятельности спецслужб и организаций зарубежных государств;
информационно-технические воздействия (методы радиоэлектронной борьбы, проникновение в компьютерные сети и т. п.);
психологические операции, осуществляемые специальными методами и через деятельность средств массовой информации;
деятельность иностранных политических и экономических структур, направленная против интересов Республики Казахстан в оборонной сфере.
Из внутренних источников угроз наибольшую опасность представляют:
нарушение установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации в штабах и учреждениях Министерства обороны, в организациях и на предприятиях оборонного комплекса;
преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем специального назначения;
отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах специального назначения;
информационно-пропагандист
Эти источники угроз представляют особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.
Главными
направлениями
концептуальное, включающее структуризацию целей обеспечения информационной безопасности в оборонной сфере, вытекающих из них практических задач;
техническое, характеризуемое постоянным совершенствованием средств защиты информационных ресурсов от методов и средств несанкционированного доступа к ним, развитием защищенных, засекреченных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;
организационное, связанное с необходимостью формирования оптимальной структуры и состава функциональных органов системы информационной безопасности в оборонной сфере и координации их эффективного взаимодействия, совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям.
Информация о работе Концепция информационной безопасности Республики Казахстан