Контрольная работа по "Информационным технологиям в экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:42, контрольная работа

Описание

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

Содержание

Теоретическая часть
Экономические информационные системы.
Службы глобальной сети Internet.
Практическая часть
Задача 1
Задача 2
Задача 3

Работа состоит из  1 файл

ИТ.docx

— 50.37 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по информационным технологиям в экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Содержание

  1. Теоретическая часть
    1. Экономические информационные системы.
    2. Службы глобальной сети Internet.
  2. Практическая часть

Задача 1

Задача 2

Задача 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Экономические информационные системы.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему  с целью сбора, хранения, обработки  и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

 

Эффективность применения экономических информационных систем (ЭИС) в практике управления экономическими объектами зависит  от широты охвата и интегрированности  на их основе функций управления, от способности оперативно подготавливать управленческие решения и адаптироваться к изменениям внешней среды и  информационных потребностей.

Экономические информационные системы с момента  появления первых электронно-вычислительных машин претерпели существенное изменение  в своем развитии.

В 50-е годы на ЭВМ в основном решались отдельные экономические задачи, связанные с необходимостью переработки больших информационных массивов, например, такие, как начисление заработной платы, составление статистических отчетов и т.д., или задачи, выполняющие оптимизационные расчеты, например, решение транспортной задачи.

В 60-е годы возникает идея комплексной автоматизации управления предприятиями и интеграции информационного обеспечения на основе баз данных. Реальностью автоматизированные системы управления стали в 70-е годы на базе ЭВМ 3-го поколения, которые позволили создавать вычислительные системы с распределенной терминальной сетью. Однако недостаточное быстродействие и надежность вычислительных машин, отсутствие гибких средств реализации информационных потребностей пользователей не смогли превратить ЭИС в инструмент коренного повышения эффективности управления предприятиями.

80-годы отмечены внедрением персональных ЭВМ в практику работы управленческих работников, созданием широкого набора автоматизированных рабочих мест (АРМов) на базе языков 4-го поколения (4GL), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователей приложения. Однако рассредоточение ЭИС в виде АРМов, локальная («островная») автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием.

Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных ЭИС (КЭИС). КЭИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80 - годов. Наличие гибких средств связывания управленческих работников в процессе хозяйственной деятельности, возможность коллективной работы, как непосредственных исполнителей  хозяйственных  операций,  так  и   менеджеров, принимающих управленческие решения, позволяют во многом пересмотреть принципы управления предприятиями или проводить кардинальный реинжиниринг бизнес-процессов.

Усложнение  архитектуры современных информационных систем предопределяют разработку и  использование эффективных технологий проектирования, обеспечивающих ускорение  создания, внедрения и развития проектов ЭИС, повышение их функциональной и  адаптивной надежности.

 

 

Понятие и классификация ЭИС.

 

Методологическую  основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет  собой   совокупность   взаимосвязанных   объектов (элементов), функционирующих  совместно для достижения общей  цели.

Для системы  характерно изменение состояний  объектов, которые с течением времени  происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах  и с внешней средой.

В результате такого поведения  системы важно соблюдение следующих  принципов:

• эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;

• гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования

системы и  достижения общей цели;

• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;

• обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.

С позиций  кибернетики процесс управления системой, как направленное воздействие  на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему  управления. При этом внешняя среда  и объект управления информируют  систему управления о своем состоянии, система управления анализирует  эту информацию, вырабатывает управляющее  воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды  и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.                                   

Структура экономической системы (промышленного  предприятия, торговой организации, коммерческого  банка, государственного учреждения и  т.д.) с позиции кибернетики выглядит как основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).                                               

В экономической  системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов  экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники  и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном   предприятии:   основное   и   вспомогательное  производство, снабжение, сбыт и др.).

Система  управления   представляет  собой   совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления:

 • планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической   системы   на   различные   периоды   времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);

 • учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;

• контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;                  

• оперативное   управление   -   функция,   осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;             

• анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.  

                              

ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней  средой через информационные потоки:                                       

ИП 1 - информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;                                                

ИП 2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям;

ИП З - информационный поток из системы управления на объект управления

(прямая  кибернетическая  связь),  представляющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;

ИП 4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системы (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услуг) в результате выполнения хозяйственных процессов.

ЭИС накапливает  и перерабатывает поступающую учетную  информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в ЭИС  предъявляются следующие требования:

• полнота  и достаточность информации для  реализации функций управления;

• своевременность  предоставления информации;

• обеспечение  необходимой степени достоверности  информации в зависимости от уровня управления;

• экономичность  обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать  получаемый эффект;

• адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.

 

В соответствии с характером обработки  информации в ЭИС на различных  уровнях управления экономической  системой (оперативном, тактическом  и стратегическом) выделяются следующие  типы информационных систем:

• системы обработки данных (ЕDP – electronic data processing);

• информационной системы управления (МIS – management information system);

• системы поддержки принятия решений (DSS – decision support system).

 

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных   поручений).   Горизонт   оперативного   управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными   исполнителями   хозяйственных   процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

 

Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например, свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

 

Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющих стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций   и уровней   управления  различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.

Информация о работе Контрольная работа по "Информационным технологиям в экономике"