Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:41, реферат
Физика - наука, в которой математическое моделирование является важным методом исследования. Сегодня кроме теоретической и экспериментальной физики можно выделить третий раздел - вычислительную физику. Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений.
Математическое
моделирование физических
процессов. Нестационарные
процессы. Уравнения
гиперболического типа.
Введение
Физика - наука, в которой математическое моделирование является важным методом исследования. Сегодня кроме теоретической и экспериментальной физики можно выделить третий раздел - вычислительную физику. Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений.
Рост числа компьютеров в школах дает возможность каждому учителю использовать на своих уроках информационные технологии. Это с одной стороны, активизирует внимание учащихся и усиливает их интерес к уроку, а с другой – облегчает работу учащихся и учителя.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности.
При
использовании компьютерных моделей
физических явлений можно достигнуть
более полного усвоения курса
физики и формирование целостной
физической картины мира. Компьютер
помогает сделать это и в
отсутствие интереса к предмету у ученика, когда он считает, что физика в дальнейшем ему не будет нужна;
отсутствие способностей к изучению точных наук;
нехватка лабораторного оборудования в школе для демонстрации эксперимента.
Для
эффективного вовлечения учащихся в
учебную деятельность с использованием
компьютерных моделей необходимы индивидуальные
раздаточные материалы с
1.
Ознакомительное задание. (Назначение
модели, управление экспериментом,
задания и вопросы по
2.
Компьютерные эксперименты. (Провести
простые эксперименты по
3. Экспериментальное задание. (Спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов).
4. Тестовые задания. (Выбрать правильный ответ, используя модель)
5.
Исследовательское задание. (Провести
эксперимент, доказывающий
6.
Творческое задание. (Придумать задачу,
решить её, поставить эксперимент
для проверки полученных
Значительное
число компьютерных моделей, охватывающих
почти весь школьный курс физики, содержится
в учебных электронных
Обобщая, можно сформулировать принципы применения компьютерных моделей на уроке:
1.
Модель явления необходимо
2.
Компьютерная модель должна
3. В результате работы с моделью ученики должны выявить как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление.
4.
При работе с моделью
Существуют
большие возможности
функциональные возможности программы Excel заведомо перекрывают все потребности по автоматизации обработки данных эксперимента, построению и исследованию моделей;
универсальная программа Excel обладает стандартным интерфейсом;
изучение Excel предусматривается программами общего образования по информатике, следовательно, возможно эффективное использование Excel в условиях осуществления межпредметных связей с информатикой;
программа отличается доступностью в изучении и простотой в управлении;
результаты деятельности на рабочем листе Excel (тексты, таблицы, графики, формулы) «открыты» пользователю.
Cреди
всех известных программных
Электронные таблицы эффективно могут использоваться при проведении:
Демонстрационного
Лабораторных работ;
Физического практикума;
Решения задач по различным темам курса физики;
Контроля знаний.
В
своей работе учителя информатики
при изучении темы «Табличные вычисления
на компьютере», «Математическое моделирование
и решение задач с помощью
электронных таблиц» могут
При расчете физических процессов составляется математическая модель - система уравнений, описывающая зависимости между физическими величинами при некоторых упрощающих допущениях. Например, при движении точки вблизи поверхности Земли полагается ускорение свободного падения постоянным, не зависящим от высоты расположения точки над поверхностью. Для тел, движущихся с небольшой скоростью или в разряженной атмосфере, пренебрегают сопротивлением воздуха. Само точка часто заменяют материальной точкой, т. е. размерами точки пренебрегают. Физические процессы описываются, как правило системой дифференциальных уравнений, для решения которой применяют различные численные методы (модели). Широко используется метод конечных разностей, в котором бесконечно малые приращения переменных заменяют малыми (конечными) приращениями.
Например, изменение параметра времени представляют в виде: dt=t 2 -t 1 , а изменение функции "Х": dX(t) = X(t)-X(t-dt) = X(t 2 )-X(t 1 ) = X 2 -X 1 .
Рассмотрим
задачу определения траектории точки,
движущегося в некоторой
Координаты точки X(t), Y(t) в некоторый момент времени "t" можно определить, зная координаты точки X(t - dt), Y(t - dt) в предыдущий момент времени "t - dt" и изменение (приращение) координат dX, dY:
X(t) = X(t-dt) + dX(t),
Y(t) = Y(t-dt) + dY(t).
Если временной интервал выбрать достаточно малым, то можно полагать, что скорость точки на этом интервале не изменяется и приращения координат определяются по формулам:
dX(t) = Vx(t)dt,
dY(t) = Vy(t)dt.
Здесь Vx(t), Vy(t) - проекции скорости на оси координат.
Составляющие скорости Vx(t) и Vy(t) можно вычислить по формулам:
Vx(t) = Vx(t-dt) + Ax(t) * dt,
Vy(t) = Vy(t-dt) + Ay(t) * dt.
Здесь Ax(t), Ay(t) - проекции ускорения на оси координат.
Ускорение
определяется силами, действующими на
точка: ускорение равно
Приведем алгоритм расчета траектории движения точки:
1.
Определяем силы, действующие на
точка, и находим проекции
Ax:= Fx(Vx, Vy, X, Y, t); Ay:= Fy(Vx, Vy, X, Y, t);
Где Vx, Vy, Ax, Ay - проекции скорости и ускорения.
2.
Задаем начальное положение
X[1]:= X0; Y[1]:= Y0; Vx[1]:= V * cos( fi ); Vy[1]:= V * sin( fi );
Ax[1]:= Fx(Vx[1], Vy[1], X[1], Y[1], t[1]);
Ay[1]:= Fy(Vx[1], Vy[1], X[1], Y[1], t[1]);
Где V - начальная скорость точки, fi - угол наклона вектора скорости к оси Х.
3.
Задаем временной шаг dt и разбиваем
весь временной интервал на N участков.
При равномерной разбивке
dt:= (t[N]-t[1])/(N-1); Здесь (t[N] - t[1]) - время движения точки.
Выбор величины dt определяется необходимой точностью расчета, возможностями вычислительной техники, и может уточняться при решении задачи.
4. Вычисляем массивы скорости, ускорения и координат точки:
For i:= 2 to N do begin
Vx[i]:= Vx[i-1] + Ax[i-1] * dt;
Vy[i]:= Vy[i-1] + Ay[i-1] * dt;
X[i]:= X[i-1] + 0.5 * (Vx[i-1] + Vx[i]) * dt;
Y[i]:= Y[i-1] + 0.5 * (Vy[i-1] + Vy[i]) * dt;
Ax[i]:= Fx(Vx[i], Vy[i], X[i], Y[i], t[i]);
Ay[i]:= Fy(Vx[i], Vy[i], X[i], Y[i], t[i]);
(уточняем скорость точки в расчетной точке)
VX[i]:= VX[i-1] + 0.5 * (Ax[i-1] + Ax[i]) * dt;
VY[i]:= VY[i-1] + 0.5 * (Ay[i-1] + Ay[i]) * dt;
end;
Для уменьшения погрешностей расчетной схемы, скорость и ускорения на участке интерполируются средними значениями.
5.
Строим траекторию движения
Здесь удобно использовать процедуры из библиотеки построения графиков GR_F. Следует определить расчетную область и область рисования траектории на экране. Траектория на экране рисуется процедурой: PutPixel_G(X[i], Y[i], N);
Для тестирования работы алгоритма рассмотрим задачу расчета траектории точки, движущегося из точки с координатами X, Y с начальной скоростью Vx, Vy под действием сил, вызывающих ускорение точки Ax, Ay. Следуя пунктам 1. . 5 приведенного выше алгоритма необходимо рассчитать траекторию движения точки и сравнить с траекторией точки, описанной аналитической зависимостью X(t), Y(t).