Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:45, контрольная работа
Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения.
Введение
Теория модульного обучения
Понятие «обучающий модуль»
Структура модуля.
Спецификация модуля
Оценочные материалы
Учебные материалы
Исходные научные идеи
Заключение
Список используемых источников
Модульное обучение
Введение
Модульное обучение зародилось
в конце второй мировой войны
в ответ на обострившиеся социально-
Идеи модульного
обучения берут начало в
Интерес различных
исследователей к модульному обучению
обуславливается стремлением к достижению
разнообразных целей. Одни (Б. и М. Гольдшмид,
Дж. Расселл) стремились позволить обучающемуся
работать в удобном темпе, избрать подходящий
для конкретной личности способ учения;
вторые (Дж. Клингстед [97], С. Курх) - помочь
обучающимся определить свои сильные
и слабые стороны, дать возможность тренироваться
самим, используя корректирующие модули;
третьи (В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов
[67], Г. Оуенс) - интегрировать различные
методы и формы обучения; четвертые (В.Б.
Закорюкин, В.И. Панченко [68] и др.) - гибко
строить содержание обучения из сформированных
единиц учебного материала; другие (И.
Прокопенко [78], М.А. Чошанов [48], П. Юцявичене
[86]) - достичь высокого уровняподготовленности
обучающихся к профессиональной деятельности;
В.В. Карпов, М.Н. Катханов [69], М.А. Анденко
[55] - установить междисциплинарные связи
и решить проблемы взаимодействия между
специальными кафедрами высшей школы;
М.Д. Миронова [74], В.Ю. Пасвянскене [76], М.
Тересявичене [81] - систематизировать знания
и умения по учебной дисциплине.
В нашу страну модульное
обучение проникло в конце 80-х годов благодаря
трудам исследователя П.А. Юцявичене и
ее учеников.
Авторы данного исследования
видят цель модульного обучения в создании
наиболее благоприятных условий развития
личности путем обеспечения гибкости содержания
обучения, приспособления к индивидуальным
потребностям личности и уровню ее базовой
подготовки посредством организации учебно-познавательной
деятельности по индивидуальной учебной
программе[ 61].
Теория модульного
обучения
Модульное обучение, впитав
динамику развития современных дидактических
теорий, синтезировало в себе их особенности,
что позволило более удачно сочетать различные
подходы к отбору содержания, его представлению
и способам организации учебного процесса.
Это свидетельствует о преемственности модульного
обучения по отношению к другим теориям
и концепциям обучения.
Действительно, от программированного
обучения модульное переняло способы
управления учебным процессом. Причем
модульное обучение позволяет преодолеть
фрагментарность программированного
путем создания целостной наглядной программы
и проблемной подачи содержания в модуле,
позаимствованной из проблемного обучения.
Модульное обучение характеризуется адаптивностью,
реализация которой отражается в специфических
способах организации индивидуально-
Теоретический анализ модульного обучения
позволил выделить следующие его особенности:
- модульное обучение обеспечивает обязательную
проработку каждого компонента дидактической
системы и наглядное их представление
в модульной программе и модулях;
- модульное обучение предполагает четкую
структуризацию содержания обучения,
последовательное изложение теоретического
материала, обеспечение учебного процессаметодическим
материалом и системой оценки и контроля
усвоения знаний, позволяющей корректировать
процесс обучения;
- модульное обучение предусматривает
вариативность обучения, адаптацию учебного
процесса к индивидуальным возможностям
и запросам обучающихся.
Эти отличительные особенности
модульного обучения позволяют выявить
его высокуютехнологичность, которая
определяется:
- структуризацией содержания обучения;
- четкой последовательностью предъявления
всех элементов дидактической системы
(целей, содержания, способов управления
учебным процессом) в форме модульной
программы;
- вариативностью структурных организационно-методических
единиц.
Итак, обобщая анализ
модульного обучения, мы можем определить
его как основанное на деятельностном
подходе и принципе сознательности обучения
(осознается программа обучения и собственная
траектория учения), характеризующееся
замкнутым типом управления благодаря
модульной программе и модулям и являющееся
высокотехнологичным.
Несмотря на различное
понимание исследователями целей модульного
обучения, несомненно одно - главная цель
модульного обучения - создание гибких
образовательных структур как по содержанию,
так и по организации обучения, "гарантирующих
удовлетворение потребности, имеющейся
в данный момент у человека, и определяющих
вектор нового, возникающего интереса"
[62, с. 36].
Центральным понятием теории
модульного обучения является понятие модуля.
Несмотря на достаточную зрелость модульного
обучения как в содержательном, так и в
возрастном аспекте, до сих пор существуют
различные точки зрения на понимание модуля
и технологию его построения как в плане
структурирования содержания обучения,
так и в плане разработки системы форм
и методов обучения.
Понятие «обучающий
модуль»
Существует множество определений
модуля, все их можно систематизировать
по трём аспектам:
- модуль как единица государственного
учебного плана по специальности, представляющая
набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям
квалификационной характеристики;
- модуль как организационно-методическая
междисциплинарная структура, которая
представляет набор тем (разделов) из разных
учебных дисциплин, необходимых для освоения
одной специальности, и обеспечивает междисциплинарные
связи учебного процесса;
- модуль как организационно-методическая
структурная единица в рамках одной учебной
дисциплины.
Под МОДУЛЕМ мы понимаем автономную
организационно-методическую структуру
учебной дисциплины, которая включает
в себя дидактические цели, логически
завершенную единицу учебного материала
(составленную с учетом внутрипредметных
и междисциплинарных связей), методическое
руководство (включая дидактические материалы)
и систему контроля.
Модули могут являться основой
для самообразования, основой для работы
в малых группах. Кроме того, они могут
быть использованы руководителями среднего
звена для проведения занятий с сотрудниками
при подготовке их к новым ролям, должностям
или новым обязанностям.
Термин «модуль»- пришел в педагогику
из информатики, где им обозначают конструкцию,
применяемую к различным информационным
системам и структурам и обеспечивающую
их гибкость, перестроение. Термин «модуль»
—интернациональный. В тезау ЮНЕСКО имеется
несколько производных от него: модульный
метод, модульная подготовка, модульное
расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно
трактуется как оформление учебного материала
и процедур в виде законченных единиц
с учетом атри характеристик. В своем первоначальном
виде модульное обучение зародилось в
конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось
а англоязычных странах. Сущность его
состояла в том, что обучающийся почти
самостоятельно или полностью самостоятельно
мог работать с предоставлнной ему индивидуальной
учебной программой, включающей в себя
целевой план занятий, банк информации
и методическое руководство по
достижению поставленных дидактических
целей. Функции педагога варьировали от
информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Модульное
обучение применяется пока исключительно
в высших учебных заведениях. Что же понимается
под словом «модуль» в теории модульного
обучения? Исходя из того что модуль —
это относительно самостоятельная часть
какой-нибудь, системы, несущая определенную
функциональную нагрузку, то в теории
обучения это определенная «доза» информации
или действия», достаточная для формирования
тех или иных профессиональных знаний
либо навыков будущего специалиста (Ю.Т
Тимофеева).
Учитывая
вышеизложенное, можно дать следующее
определение модуля. Обучающий модуль
— это логически завершенная
форма части содержания
Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы. На рис. 1 представлена структурная схема обучающего модуля.
Основным
его ядром, раскрывающим
Рис.№1 Структурная схема обучающего модуля
Обычно строение модуля какой-либо дисциплины
имеет следующий вид:
Структура модуля.
Итак, модуль
представляет собой относительно самостоятельную
единицу образовательной программы, направленную
на формирование определенной профессиональной
компетенции или группы компетенций.
Структура модульной образовательной
программыформируется путем решения следующих
задач:
1. Определение круга потенциальных потребителей
модульной образовательной программы,
анализ существующих родственных, близких
по назначению образо-вательных программ
и т.п.
2. Определение перечня компетенций, необходимых
для освоения.
3. Определение перечня модулей для модульной
образовательной программы.
4. Разработка недостающих модулей
Технология педагогического
проектирования образовательных модулейпредполагает
три основных этапа:
1. Разработку спецификаций модулей.
2. Разработку оценочных материалов модулей.
3. Разработку учебных материалов модулей.
Материалы, составляющие модуль, в обязательном
порядке включают в себя три компонента:
СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ.
Спецификация
модуля содержит его общую
характеристику, а именно: название
моду-ля, цели обучения, результаты обучения,
критерии оценки результатов, уровни освоения,
требования к объекту оценки, входные
требования, нормативная продолжительность
обуче-ния, пояснительная записка.
Название модуля. Название
должно отражать назначение и (или) содержание
модуля. К выбору названия модуля нужно
подходить особенно осторожно так как
ни одно название не должно повторяться.
Цели обучения. При их
описании указывается совокупность профессиональных
задач и функций, которые сможет осуществлять
обучающийся по окончании изучения модуля.
Цели носят деятельностно-ориентированный
характер и должны фиксировать планируемые
изменения в способах деятельности обучающегося.
Результаты обучения. В
качестве результатов указывается перечень
умений, состав-ляющих компетенцию(ции),
которые предъявляются к оцениванию. Результаты
устанавли-вают, что обучающийся будет
уметь делать по завершению обучения,
каким стандартам бу-дет соответствовать
его деятельность или в каких условиях
он сможет применить умения.
Подбирая совокупность
результатов, следует проверять значимость
каждого из них для формирования указанного
умения и возможность его достижения в
рамках изучения модуля.
Кроме того, важно, чтобы результаты были
согласованы (связаны) между собой и не
выхо-дили за рамки целей обучения.
При проверке достижения
обучения осуществляется проверка способности
обучаемого владеть нескольким необходимыми
умениям. Рекомендуемое количество результатов
обуче-ния для одного модуля – от 3 до 5.
Такое количество достаточно для демонстрации
дости-жения цели обучения.
При описании результатов
обучения используются глаголы, которые
указывают на дей-ствия, подвергающиеся
оцениванию («активные» глаголы).
Критерии оценки результата.
Получаются непосредственно из результата
обучения и содержат описание либо способа
выполнения деятельности, либо продукта
деятельности, получаемого в итоге.
Описание критериев включает: объект деятельности,
совершаемое действие, качество выполнения
и ссылка на стандарт выполнения работы.
При разработке критериев следует следить,
чтобы задавалась только деятельность,
заложенная в результате обучения. Рекомен-дуется
от 4 до 6 критериев для каждого результата
обучения.
Уровень освоения. Раскрывает
глубину и/или диапазон освоения умения,
необходи-мого для достижения Результата
обучения. Для некоторых результатов обучения
может не требоваться описания уровней
освоения, т. к. вся необходимая информация
полностью содержится либо в формулировке
самого результата, либо в критериях его
оценки.
Требования к объекту оценки. Предполагает
описание способа доказательства обу-чающимся
достижения Результатов обучения и их
количество.
Объектом доказательства
могут выступать :
1. Продукт деятельности. Оценка при этом
основывается на качестве продукта, а
кри-териями оценки являются качественные
признаки достижения Результата обучения.
2. Практическая деятельность в которой
учитывается качество процесса деятельности.
Критерии оценки при этом основываются
на поэтапном контроле процесса выпол-нения
задания.
3. Письменное или устное подтверждение
усвоенных знаний. Применяется в тех слу-чаях,
когда важно установить, что обучающийся
обладает и свободно владеет доста-точным
количеством информации для формирования
определенного умения.
Входные требования указывают
уровни образования и квалификации, которые
явля-ются необходимыми для освоения модуля.
Нормативная продолжительность
обучения. Указывается в учебных часах
или за-четных единицах и засчитывается
при присвоении квалификации.
Пояснительная записка к
модулю содержит информацию рекомендательного
харак-тера предназначенную для педагогов
и организаторов обучения. В ней в свободной
форме даются разъяснения по отдельным
компонентам спецификации модуля; описывается
область применения модуля (профессиональная
актуальность) для составления модульных
образова-тельных программ по профессиям,
его преемственность; разъясняются цели
обучения и ре-комендуемые методы обучения;
предлагаются некоторые инструменты оценки;
поясняется процедура проведения оценки
достижений обучающегося и др.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.