Модульное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:45, контрольная работа

Описание

Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения.

Содержание

Введение

Теория модульного обучения
Понятие «обучающий модуль»
Структура модуля.
Спецификация модуля
Оценочные материалы

Учебные материалы

Исходные научные идеи
Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Модульное обучение.docx

— 79.95 Кб (Скачать документ)

 

     Оценочные  материалы содержат совокупность  дидактических измерительных средств  для установления уровня достижения  результатов обучения по всем  критериям оценки и эта-лоны их выполнения.  
 
     При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение ва-лидности и надежности оценки.  
 
    Оценка каждого результата обучения в процедуре итогового контроля проводится от-дельно.  
 
   Общая итоговая оценка определяется как среднеарифметическая оценок, полученных по отдельным результатам.  
В некоторых случаях выставляется единственная оценка по модулю (комплексная).  
 
   Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки резуль-тата и требований к объекту оценки спецификации модуля.  
 
    При проведении оценивания, кроме традиционных, целесообразно использовать и такие методы как: метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки.  

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.  
 
    Учебные материалы содержат совокупность текстового материала и дидактических средств, необходимых для обеспечения достижения обучающимся заданных результатов обучения.  
 
    Для достижения каждого результата обучения обычно разрабатывается одна единица учебного материала – учебный элемент.  
 
    Учебный элемент может содержать рекомендации о возможности использовании в про-цессе обучения существующих учебных материалов (учебников, справочников, научных из-даний и т.п.) с указанием необходимых ссылок на источники в целом или их отдельных фрагменты.  
 
    Для реализации в учебном процессе обратной связи при разработке учебных материа-лов необходимо включать в учебный элемент задания текущего контроля с эталонами их вы-полнения. 

Модульное обучение как способ реализации индивидуального  подхода. 
 
    Сущность модульного  обучения состоит в том, что ученик самостоятельно или с некоторой помощью педагога достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулями. 
 
     Работа учащихся по учебным модулям  - превращение учащихся и преподавателей в партнеров – приводит к изменению характера их деятельности; вместо существующего «натаскивания» у школьников возникает необходимость в самостоятельном прокладывании пути, причем индивидуальном. При этом на учителя возлагается очень ответственная функция – определить эффективность достижения учащимися конечной цели обучения на каждом его этапе и внести соответствующие коррективы. 
 
     Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: цель (общая и специальная), входной уровень,  планируемые результаты обучения (знания, умения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет обучающимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции учебных достижений. 

Принципиальные  отличия модульного обучения от других систем 
 
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;  
2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;  
3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;  
4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.  
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.  
 
Исходные научные идеи  
 
1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.  
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.  
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).  
3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.  
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. 

5.3 Достоинства модульной  системы обучения 
 
К достоинствам модульной системы обучения относят: 
 
- четкую структуру курса, упорядоченность; 
 
- возможность отслеживания связей между элементами; 
 
- наглядность, осознание перспективы; 
 
- индивидуальный подход к обучению слушателя; 
 
- гибкость предоставления информации; 
 
- развитие продуктивного мышления; 
 
- многофункциональность; 
 
- возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем; 
 
- активизацию познавательной деятельности; 
 
- комплексность, ориентацию на перспективу продвижения; 
 
- накопительный принцип оценивания работы студента; 
 
- возможность самоконтроля и самооценки; 
 
- формирование самостоятельности; 
 
- тренировку в выборе, т.е. определенную свободу; 
 
- ответственность за свой выбор; 
 
- формирование субъектной позиции в учебной деятельности. 
Преподаватели системы дополнительного профессионального образования отмечают, кроме вышеперечисленных, следующие достоинства: 
 
- возможность адаптации содержания к потребностям слушателя; 
 
- выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой; 
 
- учет интересов и проблем слушателей; 
 
- расширение рынка сбыта образовательных услуг; 
 
- формирование портфеля заказов; 
 
- гибкий график усвоения нового содержания и новых методов; 
 
- накопительный принцип в самооценке; 
 
- избавление от потребительской позиции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение 

     Проанализируем  вначале значение модульного  обучения для ученика. На этот  вопрос дети отвечают: главное  - это то, что каждый работает  самостоятельно, предоставляется возможность  получить консультацию у учителя,  помощь у товарища, значительно  глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать. 
 
     Все это и плюс результаты обучения позволили  сделать следующие выводы. Действительно, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм. Ни на одном занятии не было никаких нарушений дисциплины или каких-либо отвлечений учащихся на посторонние дела.

 
     Принципиально меняется  и положение учителя в учебном  процессе. Прежде всего, изменяется  его роль в этом процессе. Задача  учителя обязательно мотивировать  учащихся, осуществлять управление  их учебно-познавательной деятельностью  через модуль и непосредственно  консультировать школьников. В результате  изменения его деятельности на  учебном занятии меняется характер И содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку  управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

 

    Продумывание  целей деятельности учащихся, определение  программы их действий, предвидение  возможных затруднений, четкое  определение форм и методов  учения требует от учителя  хорошего знания своих учеников.  Опыт показал, что учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно выросли профессионально. Поэтому можно сделать вывод, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 Список используемых источников

 

1)      Миронова М.Д. Модульное обучение как способ реализации индивидуального подхода: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 1993. 
2)      Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей  (по материалам научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года) 
3)      ISSN 1991 – 5497. Мир науки, культуры, образования. №1 (4), 2007 
4)      Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001 
5)      http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html 
6)      Сайт МОУ СОШ №1 Им. И.В. Курчатова г. Сим (Технология модульного обучения) 
7)      д. ф. н., проф. Ковтун Е.Н. (МГУ им. М. В. Ломоносова), к. ф. н., доц. Родионова С.Е. (Башкирский госуниверситет). Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе в сфере гуманитарного образования. 2005 
8)      Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод. пособие, Краснодар 2001.  
9)      Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.  
10)   Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы, 2003  
11)  Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей-Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002 
12)   Галочкин А.И., Базарнов Н.Г., Маркин В.И., Касько Н.С. Проблемно-модульная техно-логия обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия». Барнаул, 2004 
13)  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. 
14)   Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.  
15)   Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и сред-него профессионального образования / Составители: Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Гл. ред. д.п.н., проф. Лейбович А.Н. М, 2005.  
16)   Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессио-нального образования нового поколения М., 2005.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное государственное профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

  Институт  искусств

Кафедра дизайна одежды

 

 

 

 
Контрольная работа по дисциплине 
 
Педагогические технологии

 

Тема: Модульное обучение 

 

 
  

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнил студент гр. ЗДК-313 
 
                                                                                  Язовских. В.В 
 
Проверил

________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г

Содержание 

 

       Введение

 

  1. Теория модульного обучения 
  2. Понятие «обучающий модуль» 
  3. Структура модуля. 
  4. Спецификация модуля  
  5. Оценочные материалы

 

  1. Учебные материалы 

 

  1. Исходные научные идеи  
  2. Заключение 
  3. Список используемых источников

 

 


Информация о работе Модульное обучение