Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:53, курс лекций
Цель преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» состоит в том, чтобы:
дать комплексное представление об эволюции и современных тенденциях развития информационных систем управления;
раскрыть этапы создания информационных систем управления;
ознакомить с современными информационными системами и способами использования их в практической деятельности.
Введение
Учебные вопросы:
Понятия информации и системы.
Информационные потоки организации.
Информационные системы и технологии. Их классификация.
Состав информационных систем.
Проектирование и стадии создания ИСУ.
Заключение
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
«Информационные технологии управления»
(наименование учебной дисциплины)
Тема №1: «Организация информационных технологий обеспечения
управленческой деятельности»
Лекция №1:« Организация информационных технологий обеспечения
управленческой деятельности»
(наименование темы лекции)
Пермь - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Учебные вопросы:
Литература:
Учебно-материальное обеспечение:
______________________________
(при необходимости)
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Введение
Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в котором функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.
Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальным становится учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.
Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательский подход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям.
Подготовка
в высшей школе должна предусматривать
овладение специалистом-
Цель преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» состоит в том, чтобы:
Основные задачи дисциплины состоят в том, чтобы:
Первый учебный вопрос: «Понятия информации и системы»
Насколько важным является владение информацией видно уже из того, что каждый из этапов развития человечества обусловлен овладением определенной информацией. Поэтому можно сказать, что все усилия общества направлены на получение и обработку информации. Информация является результатом творческой деятельности человека. В дальнейшем она может передаваться, храниться, шифроваться, уничтожаться.
В целом в жизни общества информация выступает и как продукт его жизнедеятельности и как один из основных его ресурсов, наряду с природными и энергетическими ресурсами. Однако в отличие от материальных ресурсов, количество информации в процессе развития общества не уменьшается, а увеличивается. Материальные ресурсы необходимо получить, а информацию — и это основная проблема — эффективно хранить и обрабатывать. Актуальность этой проблемы возрастает с развитием общества.
В XX в. произошел информационный взрыв — резкое увеличение объема информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности. Это является следствием научно-технической революции. Наблюдается тенденция к росту объема воспринимаемой информации за каждый очередной промежуток времени (например, за 10 лет). Считается, что если XIX в. был веком механики, XX — веком энергии, то XXI — будет веком информации (т.е. основная трудовая деятельность человека будет связана с ее переработкой).
Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, жизнь и деятельность человека в которой, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. В качестве средств информационное общество широко использует ЭВМ, телекоммуникационные сети, электронные библиотеки, банки данных, автоматизированные информационные системы, системы искусственного интеллекта.
Слово "информация" относится к основополагающим терминам информатики и в переводе с латинского означает "сообщение", "разъяснение". До появления компьютерной техники это слово использовалось редко, в основном в специальной и технической литературе. Впервые понятие "информация" как термин приводится в книге Н.Винера "Кибернетика", однако лишь в узком смысле - как "количество информации". В настоящее время термин "информация" используется весьма широко как в быту и на производстве, так и в науке, образовании, технической литературе и др. При этом, смысл термина "информация" столь широк, что зачастую может придти в противоречие с контекстным содержанием. Во многих публикациях делаются попытки дать фундаментальное, "универсальное" толкование этого термина, отображающего его мировоззренческий, философский смысл наряду с такими философскими категориями как вещество и энергия.
Для примера приведём некоторые из них.
«Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти».
«Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний».
«Информация - это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями».
«Информация, первоначально - сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму».
«Информация - содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям».
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года №149-Ф3 определяет понятие информации следующим образом: информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Свойства информации
1. Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.
2. Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.
3. Адекватность информации. Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов (неадекватной интерпретации), тем лицом, которое получает информацию. Например: радиопередача на иностранном языке, который почти неизвестен слушателю или восприятие лекционного материала неподготовленным слушателем.
Различаются три формы адекватности информации: синтаксическая, семантическая и прагматическая.
Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает её смыслового содержания.
Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия информации об объекте самому объекту.
Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и её потребителя. Прагматический аспект связан с ценностью, полезностью использования информации потребителем для достижения поставленной цели.
Информация о работе Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности