Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:53, курс лекций

Описание

Цель преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» состоит в том, чтобы:
дать комплексное представление об эволюции и современных тенденциях развития информационных систем управления;
раскрыть этапы создания информационных систем управления;
ознакомить с современными информационными системами и способами использования их в практической деятельности.

Содержание

Введение
Учебные вопросы:

Понятия информации и системы.
Информационные потоки организации.
Информационные системы и технологии. Их классификация.
Состав информационных систем.
Проектирование и стадии создания ИСУ.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Лекция №1(ИТУ) РГТЭУ.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Информационные технологии управления»

(наименование  учебной дисциплины)

 

Тема  №1: «Организация информационных технологий обеспечения

управленческой деятельности»

 

Лекция  №1:« Организация информационных технологий обеспечения

управленческой деятельности»

(наименование темы лекции)

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь - 2010

 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Учебные вопросы:

 
  1. Понятия информации и системы.
  2. Информационные потоки организации.
  3. Информационные системы и технологии. Их классификация.
  4. Состав информационных систем.
  5. Проектирование и стадии создания ИСУ.
Заключение
 

Литература:

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Проф. Г.А. Титоренко – М. ЮНИТИ, 2003. – 399 с.
  2. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф.Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 439с.
  3. Информационные системы и технологии в экономике и  управлении: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Трофимова - М.: Высшее образование, 2006. – 480 с.
  4. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике и управлении / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 118 с.
  5. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1999. - 168 с.
  1. Информационные  технологии управления (Электронный учебник) http://miemp-mi-gor.narod.ru/index.htm
  1. Информационные  технологии управления. Под редакцией  Ю.М. Черкасова – М.: ИНФРА – М, 2001.
  2. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник – СПб. Из-во Михайлова В.А., 2000.
 
 
 

    Учебно-материальное обеспечение:

 
  1. Наглядные пособия:
 
 
  1. Технические средства обучения:
 
 
  1. Приложения:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(при  необходимости)

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

Введение

 

     Последнее десятилетие характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в котором функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления.

     Необходимость действовать в условиях рыночной экономики, все обостряющейся конкуренции товаропроизводителей обуславливает повышенные требования к профессиональным качествам специалистов, ответственности руководителей за результаты и последствия принимаемых решений. Чрезвычайно актуальным становится учет временного фактора и организация анализа материальных, товарных, финансовых потоков, поиск обоснованных решений в регулировании производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций.

     Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. Исследовательский подход, лежащий в основе менеджмента, одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям.

     Подготовка  в высшей школе должна предусматривать  овладение специалистом-менеджером фундаментальными знаниями теории и практики управления, а также умением активно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Широкое применение персональных компьютеров, средств коммуникаций, облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем обеспечивают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.

     Цель преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» состоит в том, чтобы:

  • дать комплексное представление об эволюции и современных тенденциях развития информационных систем управления;
  • раскрыть этапы создания информационных систем управления;
  • ознакомить с современными информационными системами и способами использования их в практической деятельности.

     Основные  задачи дисциплины состоят в том, чтобы:

  • сформировать у будущих специалистов научное представление о роли информации, информационных системах управления организацией;
  • развить у студентов интерес к проблемам создания и внедрения информационных систем управления в практическую деятельность организаций;
  • выработать навыки использования вычислительной техники в управлении и практической деятельности предприятий и организаций.
 

Первый  учебный вопрос: «Понятия информации и системы»

 

     Насколько важным является владение информацией  видно уже из того, что каждый из этапов развития человечества обусловлен овладением определенной информацией. Поэтому можно сказать, что все усилия общества направлены на получение и обработку информации. Информация является результатом творческой деятельности человека. В дальнейшем она может передаваться, храниться, шифроваться, уничтожаться.

     В целом в жизни общества информация выступает и как продукт его жизнедеятельности и как один из основных его ресурсов, наряду с природными и энергетическими ресурсами. Однако в отличие от материальных ресурсов, количество информации в процессе развития общества не уменьшается, а увеличивается. Материальные ресурсы необходимо получить, а информацию — и это основная проблема — эффективно хранить и обрабатывать. Актуальность этой проблемы возрастает с развитием общества.

     В XX в. произошел информационный взрыв — резкое увеличение объема информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности. Это является следствием научно-технической революции. Наблюдается тенденция к росту объема воспринимаемой информации за каждый очередной промежуток времени (например, за 10 лет). Считается, что если XIX в. был веком механики, XX — веком энергии, то XXI — будет веком информации (т.е. основная трудовая деятельность человека будет связана с ее переработкой).

     Информационное  общество — новая историческая фаза развития цивилизации, жизнь и деятельность человека в которой, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. В качестве средств информационное общество широко использует ЭВМ, телекоммуникационные сети, электронные библиотеки, банки данных, автоматизированные информационные системы, системы искусственного интеллекта.

     Слово "информация" относится к основополагающим терминам информатики и в переводе с латинского означает "сообщение", "разъяснение". До появления компьютерной техники это слово использовалось редко, в основном в специальной и технической литературе. Впервые понятие "информация" как термин приводится в книге Н.Винера "Кибернетика", однако лишь в узком смысле - как "количество информации". В настоящее время термин "информация" используется весьма широко как в быту и на производстве, так и в науке, образовании, технической литературе и др. При этом, смысл термина "информация" столь широк, что зачастую может придти в противоречие с контекстным содержанием. Во многих публикациях делаются попытки дать фундаментальное, "универсальное" толкование этого термина, отображающего его мировоззренческий, философский смысл наряду с такими философскими категориями как вещество и энергия.

     Для примера приведём некоторые из них.

     «Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти».

     «Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний».

     «Информация - это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями».

     «Информация, первоначально - сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму».

     «Информация - содержание сообщения  или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия; одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы её познания, несводимая к другим, более простым понятиям».

     Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года №149-Ф3 определяет понятие информации следующим образом: информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Свойства  информации

     1. Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

     2. Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.

     3. Адекватность информации. Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов (неадекватной интерпретации), тем лицом, которое получает информацию. Например: радиопередача на иностранном языке, который почти неизвестен слушателю или восприятие лекционного материала неподготовленным слушателем.

     Различаются три формы адекватности информации: синтаксическая, семантическая и прагматическая.

     Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает её смыслового содержания.

     Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия информации об объекте самому объекту.

     Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и её потребителя. Прагматический аспект связан с ценностью, полезностью использования информации потребителем для достижения поставленной цели.

Информация о работе Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности