Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:53, курс лекций

Описание

Цель преподавания дисциплины «Информационные технологии управления» состоит в том, чтобы:
дать комплексное представление об эволюции и современных тенденциях развития информационных систем управления;
раскрыть этапы создания информационных систем управления;
ознакомить с современными информационными системами и способами использования их в практической деятельности.

Содержание

Введение
Учебные вопросы:

Понятия информации и системы.
Информационные потоки организации.
Информационные системы и технологии. Их классификация.
Состав информационных систем.
Проектирование и стадии создания ИСУ.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Лекция №1(ИТУ) РГТЭУ.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

     Обычно  выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Функциональные  подсистемы информационных систем

     Функциональные подсистемы ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для его структурных подразделений и (или) функций управления.

     Интеграция  функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких как информационная, математическая, техническая, правовая и кадровая подсистемы.

     Функциональная  подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами.

     Состав  функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

     Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:

    • предметному;
    • функциональному;
    • проблемному;
    • смешанному (предметно-функциональному).

     Принципы  предметной направленности использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия определяет подсистемы управления производственными и финансовыми ресурсами: материально-техническим снабжением, производством готовой продукции, персоналом, сбытом готовой продукции, финансами. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали.

     Для реализации функций управления выделяют функциональные подсистемы: прогнозирование, нормирование, планирование (технико-экономическое и оперативное), учет, анализ и регулирование, которые реализуются на различных уровнях управления и объединены в следующие контуры управления: маркетинг, производство, логистика, финансы.

     Примером  применения функционального подхода может служить многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает в себя четыре контура автоматизации в соответствии с функциями управления: контуры планирования, оперативного управления, учета и контроля, анализа.

     Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР, например решение задач бизнес-планирования, управления проектами.

     На  практике чаще всего применяется  смешанный (предметно-функциональный) подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС — это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности, которое должно соответствовать структуре объекта и системе управления, а также выполняемым функциям управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия.

     Функциональный  принцип:

    • стратегическое развитие;
    • технико-экономическое планирование;
    • бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.

     Предметный  принцип (подсистемы управления ресурсами):

    • техническая подготовка производства;
    • основное и вспомогательное производство;
    • качество продукции;
    • логистика;
    • маркетинг;
    • кадры.

     Подсистемы, построенные по функциональному  принципу, охватывают все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы). Подсистемы, построенные по предметному принципу, относятся в основном к оперативному уровню управления ресурсами.

Обеспечивающие  подсистемы информационных систем

     Обеспечивающие  подсистемы являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от; выбранной предметной области и имеет: функциональную структуру, информационное, математическое (алгоритмическое и программное), техническое, организационное, кадровое, а на стадии разработки ИС дополнительно — правовое, лингвистическое, технологическое и методологическое обеспечения, а также интерфейсы с внешними ИС.

     В целом работу ИС в контуре управления определяют ее функциональная структура и информационное обеспечение; поведение человека - организационное и кадровое; функции автомата – математическое и техническое обеспечения.

     Функциональная  структура представляет собой перечень реализуемых ею функций (задач) и отражает их соподчиненность. Под функцией ИС понимается круг действия ИС, направленных на достижение частной цели управления. Состав функций, реализуемых в ИС, регламентируется ГОСТом и подразделяется на информационные и управляющие функции.

     Информационные  функции — это централизованный контроль, вычислительные и логические операции (тестирование работоспособности ИС и подготовка и обмен информацией с другими системами).

     Управляющие функции должны осуществлять: поиск и расчет рациональных режимов управления, реализацию заданных режимов управления.

     Информационное  обеспечение — это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри ИС, документов, графиков и сигналов вне ИС. Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее.

     Математическое  обеспечение состоит из алгоритмического и программного.

     Алгоритмическое обеспечение представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в системе для решения задач и обработки информации.

     Программное обеспечение состоит из общего (ОС, трансляторы, тесты и диагностика и др., т.е. все то, что обеспечивает работу «железа») и специального (прикладное программное обеспечение, обеспечивающее автоматизацию процессов управления в заданной предметной области).

     Техническое обеспечение состоит из устройств: измерения, преобразования, передачи, хранения, обработки, отображения, регистрации, ввода/вывода информации и исполнительных устройств.

     Кадровое  обеспечение—это совокупность методов и средств по организации и проведению обучения персонала приемам работы с ИС. Его целью является поддержание работоспособности ИС и возможности дальнейшего ее развития. Кадровое обеспечение включает в себя методики обучения, программы курсов и практических занятий, технические средства обучения и правила работы с ними и т.д.

     Организационное обеспечение — это совокупность средств и методов организации производства и управления им в условиях внедрения ИС. Целью организационного обеспечения является: выбор и постановка задач управления, анализ системы управления и путей ее совершенствования, разработка решений по организации взаимодействия ИС и персонала, внедрение задач управления. Организационное обеспечение включает в себя методики проведения работ, требования к оформлению документов, должностные инструкции и т.д.

     Это обеспечение является одной из важнейших  подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В его состав входит четыре группы компонентов.

     Первая  группа включает в себя важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы (общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС, типовые проектные решения, методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятиях; методические- материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации).

     Ко  второй группе относят совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; типовые структуры управления предприятием; унифицированные системы документов; общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.).

     В третью группу входит техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы (технико-экономическое обоснование; техническое задание; технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию).

     К четвертой группе относится подсистема, в которой представлено организационно-штатное расписание, определяющее, в частности, состав специалистов по функциональным подсистемам управления.

     Правовое  обеспечение предназначено для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает в себя совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результирующей информации системы.

      Лингвистическое обеспечение (ЛО) представляет собой совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих в себя методы сжатия и раскрытия текстовой информации для повышения эффективности автоматизированной обработки информации.

     Средства, входящие в подсистему ЛО, делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, языки моделирования) и предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые,

     языки СУБД, операционных сред, входные языки  пакетов прикладных программ).

     Технологическое обеспечение (Electronic Data Processing - EDP) ИС соответствует разделению ИС на подсистемы по технологическим этапам обработки различных видов информации:

  • первичной информации (этапы технологического процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации);
  • организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчетов);
  • технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий);
  • баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему);
  • научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).
 

Пятый учебный вопрос: «Проектирование и стадии создания ИСУ»

 

     В настоящее время очевиден факт, что  успешное функционирование человеко-машинных информационных систем и технологий определяет качество проектирования.

     Проектирование имеет целью обеспечить эффективное функционирование ИС и взаимодействие ИТ со специалистами, использующими в сфере деятельности конкретного экономического объекта ПЭВМ и развитые средства коммуникации для выполнения своих профессиональных задач и принятия управленческих решений.

     Именно  качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании ее технических, программных, информационных составляющих, т. е. ее технологической основы, и расширять спектр реализуемых управленческих функций и объектов взаимодействия.

Информация о работе Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности