Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:36, курсовая работа
Наиболее динамично развивающимся сектором современной мировой экономики является отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если сектор коммуникаций, являющийся важной частью этой отрасли, развивается уже около 100 лет (как в мире, так и в России), то история сектора информационных технологий (ИТ), который выполняет роль локомотива современного экономического роста многих развитых стран, насчитывает не более четверти века. При этом его значение в настоящее время настолько велико, что он стал основой формирования информационной или «новой экономики».
Введение
ГЛАВА I ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие информационных технологий…………………………………..4
Классификация развития информационных технологий
по признакам…………………………………………………………….6 - 9
1.2.1 По виду задач и по виду процессов обработки
информации…………………………………………………………..6
1.2.2 По используемому техническому обеспечению…………………...6
1.2.3 По преимуществам, которое приносит компьютерная
технология…………………………………………………………6 - 7
По применяемому инструментарию информационных
технологий………………………………………………………..7 - 8
По методологии использования информационных
технологий…………………………………………….………….8 - 9
ГЛАВА II ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ…………..………………………10 - 24
2.1 Влияние кризиса на ИТ – рынок……………………………………..25 - 26
2.2 Изменение структуры ИТ – рынка в 2009 г…………………………27 - 28
2.3 Российский ИТ - рынок на фоне кризиса…………………………...29 – 30
Заключение
Список литературы
Далее, в период 2015-2025
гг. и дальнейшую перспективу, планируется
переход к внедрению грид-
В целом, несмотря на объективные трудности, прежде всего тяжелые «стартовые» условия, перспективы развития информационных технологий внутри России, направленные на удовлетворение растущего внутреннего спроса, следует оценить как довольно благоприятные. По новой продукции и ИТ-секторам возможно доминирование российских информационных технологий - продуктов, по остальным возможно если не импортозамещение, то ослабление зависимости от импорта до уровня, обеспечивающего информационную безопасность страны.
Напротив, возможности предложения российских технологий, продукции и услуг на мировом рынке ограничены. Мировой рынок информационных технологий является высоко конкурентным и самодостаточным (причем имеются избыточные производственные мощности), в основных секторах которого действуют мощные ТНК. Поэтому выход на данный рынок с конкурентоспособными предложениями является весьма неординарной задачей.
Участники рынка информационных технологий отмечают, что в настоящее время Россия демонстрирует целенаправленную государственную политику по развитию информационных технологий, а разработчики и производители информационных технологий - продуктов - энтузиазм, желание переломить тенденцию национальной зависимости от импорта оборудования и ПО, занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера ПО.
2.1 Влияние кризиса на ИТ - рынок
Российский ИТ - рынок долгое время существовал в условиях, которые иначе как тепличными не назовешь. Рост измерялся десятками процентов в год, заказчики потребляли ИТ в основном по дефицитной модели, слабо связанной с внедрением в бизнес каких-либо прорывных технологий. Это сдерживало повышение уровня зрелости рынка. Зато его объем, а также уровень жизни отдельных игроков семимильными шагами шли в гору. Однако в 2009 г. кризис в полном объеме отразился на ИТ - рынке: заказчики значительно урезали ИТ - бюджеты, стали намного внимательнее относиться к затратам, к выбору поставщиков и к утверждению сделок.
В итоге, на рынке сложилась неравномерная ситуация: у большинства игроков спад объемов бизнеса был значительным (до 50%), но при этом некоторые компании продемонстрировали небольшой рост. Соответственно, произошел общий рыночный спад, следствием которого стала очередная волна слияний и поглощений, прокатившаяся по рынку в 2009 году. Многие самостоятельные игроки исчезали, вливаясь целыми коллективами в более крупные компании, или вообще прекращали свое существование. Тяжелее всего пришлось небольшим узкоспециализированным компаниям.
Если говорить о соотношении негативных и позитивных факторов, то их влияние примерно равнозначно. С одной стороны, значительно замедлилось проникновения информационных технологий в экономику, особенно в сектор СМБ - ведь ИТ - рынок «откатился» чуть ли не на уровень 2005-2006 гг. С другой стороны, кризис сыграл роль фактора естественного отбора: выжили самые сильные и эффективные игроки. Отечественные ИТ - компании, из года в год помогавшие бизнесу и государству оптимизировать процессы управления, в 2009 г. были вынуждены обратить внимание на собственную эффективность. Кризис ускорил процессы выведения непрофильных и низкомаржинальных направлений деятельности из структуры бизнеса ИТ - компаний. Почти все игроки рынка в течение 2009 г. говорили об оптимизации внутренних ресурсов, причем многие не ограничивались разговорами – они внедряли в своей компании решения, позволяющие стать более эффективными и клиенто - ориентированными.
Кризис способствовал
значительному росту
2.2 Изменение структуры ИТ – рынка в 2009г.
Структура российского ИТ - рынка пришла в соответствие со структурой ИТ - рынков западных стран. Этот факт является одним из главных поводов для оптимизма.
Падение продаж было разным в отдельных секторах, что привело к переконфигурированию структуры ИТ - рынка. С началом мирового кризиса акценты развития ИТ - инфраструктур заказчиков сместились от приобретения нового оборудования к оптимизации уже имеющегося ИТ - парка. Этот тренд существенно изменил картину ИТ - рынка. Сильнее всего упал объем продаж ИТ - оборудования, гораздо меньше пострадал рынок программного обеспечения. Ну и совсем хорошо сегодня чувствует себя рынок ИТ - услуг: он не показал отрицательную динамику, что в нынешней ситуации уже немало. Некоторые ИТ - услуги пострадали серьезнее (например, ИТ - консалтинг). Другие, наоборот, продемонстрировали устойчивость, и даже небольшой рост - в частности, услуги в сфере ИБ, заказной разработки ПО, интеграции и технической поддержки.
Стабильности сегменту ИТ - услуг прибавили несколько тенденций. Так, содержание собственного ИТ - департамента – удовольствие не из дешевых. Как результат – существенное сокращение расходов компаний на собственный ИТ - персонал в рамках общей оптимизации затрат на ИТ и передача части необходимых функций по обслуживанию систем внешним подрядчикам. При этом заказчики не готовы в трудное для себя время просто поддерживать ИТ - бизнес – они пытаются сэкономить свои бюджеты, заставляя поставщиков ИТ - услуг снижать расценки. Однако возрастающий объем потребления в натуральном выражении позволяет ИТ - компаниям сохранять общие объемы выручки.
Существует еще один позитивный фактор, способствующий развитию индустрии ИТ - услуг в кризисные времена: это ситуация на рынке труда. Гонка зарплат и ажиотажный спрос на персонал отошли в прошлое. Рынок ИТ - специалистов вернулся в нормальное состояние: работники конкурируют за место, а не компании конкурируют за сотрудников. Это положительно сказалось как на уровне мотивации персонала, так и на возможностях роста игроков рынка ИТ - услуг.
В итоге, доля услуг в структуре российского ИТ - рынка увеличилась по сравнению с докризисным периодом. Кроме того, если раньше акцент делался на системной интеграции (напрямую связанной с поставками «железа»), то сейчас локомотивом рынка услуг стали техническая поддержка и обслуживание.
Хуже всех в кризис пришлось производителям оборудования и дистрибьюторам. Приобретение оборудования является капитальным вложением. Отложить покупку в случае, когда основной дефицит уже удовлетворен, и речь идет лишь о совершенствовании инфраструктуры, как правило, не составляет труда.
Рынок ИТ - услуг и системной интеграции
в 2008-2009 годах в значительной степени испытал
на себе влияние кризиса, однако на фоне
других отраслей экономики выглядел достаточно
неплохо. В этом сегменте спад оборота
в рублевом выражении, по некоторым оценкам,
в 2009 году составил 25-30%. Если в 2008 году
эксперты оценивали российский рынок
ИТ - услуг и системной интеграции в 5,5
млрд. долларов, то по итогам 2009 г. эта цифра
составила около 4 млрд. долларов. Комфортно
в этот период чувствовали себя те игроки
рынка, которые имели долгосрочные масштабные
контракты на крупные инфраструктурные
проекты с большими корпорациями, подрядчики
госструктур: финансирование ИКТ - проектов
в государственном секторе сохранилось
(преимущественно в федеральных структурах)
и выражалось в 30% затрат организаций (по
оценке экспертов ИК «Финам»).
По мнению
экспертов, первые три месяца 2009 года для
ИТ - рынка были самые сложные, так как
в это время большинство компаний проводило
в жизнь политику сокращения расходов,
производились массовые увольнения, на
рынке наблюдалась большая паника. Руководители
компаний предпочитали «затаиться», а
не действовать, хотя бюджеты для реализации
ИТ - проектов были.
Весной-летом
рынок начал «оживать», это было связано,
с одной стороны, со стабилизацией курса
рубля, с другой - с тем, что большинство
компаний научилась существовать в условиях
кризиса, и смогла определиться с суммой
расходов на ИТ - услуги. На конец 2009 года
пришлось наибольшее количество реализуемых
проектов, особенно это было заметно в
госсекторе, где неиспользованные до конца
финансового и календарного года деньги
просто секвеструются.
Также на
рынке наблюдался рост спроса на недорогие
локальные и быстроокупаемые решения,
срок возврата инвестиций в которые исчисляется
несколькими месяцами. Упали продажи дорогостоящего
оборудования, зато вырос сегмент комплектующих
– многие заказчики снова вернулись к
практике «самосбора» компьютерной техники.
Отрицательный эффект оказало повышение
цен на импортируемое программное обеспечение
и «железо», по причине падения курса рубля
на 25%. Однако, есть и положительный момент:
производители программного обеспечения
предоставляют значительные скидки, доходящие
до 70%.
Согласно недавнему
отчету Gartner, в 2010 году мировой рынок
информационных технологий вырос на
4,6% по сравнению с 2009 годом, а его объем составил 3,4 трлн.
долларов. Gartner уточнил свой предыдущий
прогноз, который аналитики компании сделали
в конце 2009 года. Тогда цифры были менее
оптимистичными: показателей 2008 года отрасль
смогла бы достигнуть не ранее 2011 года.
Согласно же обновленным данным, это случилось
уже в 2010 году. При этом, 2009 год, мировая
ИТ - отрасль закончила в минусе на те же
4,6%. Наиболее успешными, по мнению аналитиков
Gartner, будут сегменты ИТ - сервисов и программного
обеспечения. Минэкономразвития РФ обнародовало
прогноз развития российской ИТ - отрасли
до 2012 г. Пессимистичный вариант прогноза
предполагает, что в следующий год рынок
не сможет восстановиться до уровня 2008
г. (прогноз на 2012 г. — 91% по сравнению с
2008 г.). На развитие отрасли будут оказывать
влияние снижение спроса на ИТ - услуги,
оптимизация расходов бизнеса на ИТ, рост
неплатежей за предоставленные услуги,
замораживание проектов, снижение индексов
промышленного производства, сокращение
численности ИТ - персонала компаний.
"В России
на следующие три года мы прогнозируем
более значительный рост рынка с динамикой
в 5-10% в год: постепенное восстановление
доходов компаний на фоне оздоровления
экономики плюс уроки кризиса заставят
руководство многих предприятий задуматься
об оптимизации расходов, а, как известно,
в этом смысле ИТ - решения имеют лучшую
репутацию и эффективность. Тем не менее,
резкого роста не будет. В ближайшие 3 года
предприятия в России перейдут от стагнации
и попыток сохранить бизнес на прежнем
уровне к плавному развитию, постепенно
начнется модернизация производства и
внедрение инновационных технологий.
Однако структура потребностей заказчиков
в ИТ - решениях претерпит существенные
изменения", - говорят в компании Корус
Консалтинг.
Игроки
ИТ - рынка уже начинают приспосабливаться
к текущей ситуации, берутся за небольшие
проекты с низким уровнем рентабельности.
Стабильное положение будет в тех ИТ -
компаниях, которые не перестают принимать
меры по сокращению расходов и постоянно
ищут новые способы повышения конкурентоспособности.
Сейчас наступил тот период, когда необходимо
работать на низком уровне рентабельности:
в итоге именно те компании, которые снижали
стоимость проектов, но все-таки обладали
достаточно большим портфелем разнообразных
проектов в кризисное время, смогут поделить
рынок после кризиса. Кроме того, большое
конкурентное преимущество будет у тех
компаний, которые сконцентрируются на
предоставлении новых недорогих, но полезных
сервисов для клиентов (например, услуги
SaaS – CRM, ERP, BI, ECM по запросу, или on demand).
Заказчики будут чаще задумываться о переносе
данных на серверные мощности за пределами
страны (если этому не помешают какие-либо
законодательные инициативы), о быстром
результате и независимости от одного
монопольного поставщика программного
обеспечения. Этому будет способствовать
и эволюция технологий.
В кризисный год практически
единственным направлением, которое
продемонстрировало рост на прежнем, докризисном,
уровне, были именно ИТ - сервисы – например, обмен внешними
электронными документами (EDI). Стоимость
услуг EDI в виде ежемесячной арендной платы
незначительна, и сокращение этих затрат
не привело бы к снижению общих затрат
компаний хотя бы на долю процента от ИТ
- бюджетов. А вот при отказе от использования
EDI существенно вырастают бюджеты коммерческого
и логистического отделов компаний. Стоимость
услуг EDI еще до кризиса фиксировалась
в валюте (евро), основной тенденцией начала
2009 года стало желание клиентов перейти
на тарифы в рублях. В целом к концу 2009
года сегмент EDI (в «КОРУС Консалтинг»)
ускорил свое развитие и показал общий
прирост за год 80%.
Оздоровлению
рынка ИТ в 2010 году послужило также банкротство
нерентабельных конкурентов, либо сокращение
нерентабельных производственных практик
конкурентов на ИТ - рынке, уход с рынка
нестабильных ИТ - компаний с небольшим
количеством клиентов. При этом для клиентов
эти тенденции пойдут только на пользу:
для них это будет значить повышение качества
предоставляемых услуг, тщательную проработку
текущих проектов и планирование будущих,
взвешенные, обоснованные решения, внимание
к деталям (клиенты стали более требовательны,
а партнеры - более старательны).
Компании-интеграторы
– в некотором смысле элита российского
рынка ИТ – пойдут на снижение высоких
в прошлом прибылей, но в целом количество
ИТ - проектов не уменьшится: в России потребность
в ИТ - услугах остается на крайне высоком
уровне. Даже до кризиса доходы компаний
в данном сегменте не превышали 5,5 млрд.
долларов.
Заключение
Информационные технологии как самостоятельная отрасль и как отрасль, взаимодействующая со всеми другими возможными отраслями, все больше и больше вторгается в нашу жизнь, проникает во все процессы (социальные, экономические, политические), подменяя их, помогая им развиваться, является сопутствующим и одновременно неотъемлемым средством предоставления и анализа информации.
Производство информационных и коммуникационных технологий может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле, что они болеше не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности; ИКТ позволяют увеличить "обменный потенциал" услуг, который в прошлом был весьма ограничен и таким образом расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности.
Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии.
Информация о работе Перспективы развития информационных технологий в период кризиса