Перспективы развития информационных технологий в период кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание

Наиболее динамично развивающимся сектором современной мировой экономики является отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если сектор коммуникаций, являющийся важной частью этой отрасли, развивается уже около 100 лет (как в мире, так и в России), то история сектора информационных технологий (ИТ), который выполняет роль локомотива современного экономического роста многих развитых стран, насчитывает не более четверти века. При этом его значение в настоящее время настолько велико, что он стал основой формирования информационной или «новой экономики».

Содержание

Введение
ГЛАВА I ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Понятие информационных технологий…………………………………..4
Классификация развития информационных технологий
по признакам…………………………………………………………….6 - 9
1.2.1 По виду задач и по виду процессов обработки
информации…………………………………………………………..6
1.2.2 По используемому техническому обеспечению…………………...6
1.2.3 По преимуществам, которое приносит компьютерная
технология…………………………………………………………6 - 7
По применяемому инструментарию информационных
технологий………………………………………………………..7 - 8
По методологии использования информационных
технологий…………………………………………….………….8 - 9
ГЛАВА II ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ…………..………………………10 - 24
2.1 Влияние кризиса на ИТ – рынок……………………………………..25 - 26
2.2 Изменение структуры ИТ – рынка в 2009 г…………………………27 - 28
2.3 Российский ИТ - рынок на фоне кризиса…………………………...29 – 30
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

информатика курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Далее, в период 2015-2025 гг. и дальнейшую перспективу, планируется  переход к внедрению грид-технологий (grid computing technology). Внедрение подобных технологий позволит обеспечить становление  на базе ИКТ системы непрерывного обучения (lifelong learning — обучения в течение жизни). На этом этапе наиболее важным станет переход от технико-внедренческих зон, связанных с оффшорным программированием к развитию технологий "программного проектирования", в частности создание методов инженерного проектирования программ (software engineering), связанных с т.н. технологиями "автоматного программирования".

В целом, несмотря на объективные  трудности, прежде всего тяжелые  «стартовые» условия, перспективы  развития информационных технологий внутри России, направленные на удовлетворение растущего внутреннего спроса, следует оценить как довольно благоприятные. По новой продукции и ИТ-секторам возможно доминирование российских информационных технологий - продуктов, по остальным возможно если не импортозамещение, то ослабление зависимости от импорта до уровня, обеспечивающего информационную безопасность страны.

Напротив, возможности  предложения российских технологий, продукции и услуг на мировом  рынке ограничены. Мировой рынок информационных технологий является высоко конкурентным и самодостаточным (причем имеются избыточные производственные мощности), в основных секторах которого действуют мощные ТНК. Поэтому выход на данный рынок с конкурентоспособными предложениями является весьма неординарной задачей.

Участники рынка информационных технологий отмечают, что в настоящее время Россия демонстрирует целенаправленную государственную политику по развитию информационных технологий, а разработчики и производители информационных технологий - продуктов - энтузиазм, желание переломить тенденцию национальной зависимости от импорта оборудования и ПО, занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера ПО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Влияние кризиса на ИТ - рынок

 

Российский ИТ - рынок долгое время существовал в условиях, которые иначе как тепличными не назовешь. Рост измерялся десятками процентов в год, заказчики потребляли ИТ в основном по дефицитной модели, слабо связанной с внедрением в бизнес каких-либо прорывных технологий. Это сдерживало повышение уровня зрелости рынка. Зато его объем, а также уровень жизни отдельных игроков семимильными шагами шли в гору. Однако в 2009 г. кризис в полном объеме отразился на ИТ - рынке: заказчики значительно урезали ИТ - бюджеты, стали намного внимательнее относиться к затратам, к выбору поставщиков и к утверждению сделок.

В итоге, на рынке сложилась  неравномерная ситуация: у большинства  игроков спад объемов бизнеса  был значительным (до 50%), но при этом некоторые компании продемонстрировали небольшой рост. Соответственно, произошел общий рыночный спад, следствием которого стала очередная волна слияний и поглощений, прокатившаяся по рынку в 2009 году. Многие самостоятельные игроки исчезали, вливаясь целыми коллективами в более крупные компании, или вообще прекращали свое существование. Тяжелее всего пришлось небольшим узкоспециализированным компаниям.

Если говорить о соотношении  негативных и позитивных факторов, то их влияние примерно равнозначно. С одной стороны, значительно замедлилось проникновения информационных технологий в экономику, особенно в сектор СМБ - ведь ИТ - рынок «откатился» чуть ли не на уровень 2005-2006 гг. С другой стороны, кризис сыграл роль фактора естественного отбора: выжили самые сильные и эффективные игроки. Отечественные ИТ - компании, из года в год помогавшие бизнесу и государству оптимизировать процессы управления, в 2009 г. были вынуждены обратить внимание на собственную эффективность. Кризис ускорил процессы выведения непрофильных и низкомаржинальных направлений деятельности из структуры бизнеса ИТ - компаний. Почти все игроки рынка в течение 2009 г. говорили об оптимизации внутренних ресурсов, причем многие не ограничивались разговорами – они внедряли в своей компании решения, позволяющие стать более эффективными и клиенто - ориентированными.

Кризис способствовал  значительному росту конкуренции, что заставило ИТ - компании перестать чувствовать себя монополистами даже на профильных и афилированных рынках, начать поиск новых путей развития, отказываясь при этом от неэффективных направлений и форматов бизнеса. Компании стали разрабатывать и предлагать заказчикам новые схемы взаимодействия, стали бороться за каждого клиента. Так что от кризисных явлений есть заметная польза: они ускоряют взросление рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Изменение структуры ИТ – рынка в 2009г.

 

          Структура российского ИТ - рынка пришла в соответствие со структурой ИТ - рынков западных стран. Этот факт является одним из главных поводов для оптимизма.

Падение продаж было разным в отдельных секторах, что привело к переконфигурированию структуры ИТ - рынка. С началом мирового кризиса акценты развития ИТ - инфраструктур заказчиков сместились от приобретения нового оборудования к оптимизации уже имеющегося ИТ - парка. Этот тренд существенно изменил картину ИТ - рынка. Сильнее всего упал объем продаж ИТ - оборудования, гораздо меньше пострадал рынок программного обеспечения. Ну и совсем хорошо сегодня чувствует себя рынок ИТ - услуг: он не показал отрицательную динамику, что в нынешней ситуации уже немало. Некоторые ИТ - услуги пострадали серьезнее (например, ИТ - консалтинг). Другие, наоборот, продемонстрировали устойчивость, и даже небольшой рост - в частности, услуги в сфере ИБ, заказной разработки ПО, интеграции и технической поддержки.

Стабильности сегменту ИТ - услуг прибавили несколько тенденций. Так, содержание собственного ИТ - департамента – удовольствие не из дешевых. Как результат – существенное сокращение расходов компаний на собственный ИТ - персонал в рамках общей оптимизации затрат на ИТ и передача части необходимых функций по обслуживанию систем внешним подрядчикам. При этом заказчики не готовы в трудное для себя время просто поддерживать ИТ - бизнес – они пытаются сэкономить свои бюджеты, заставляя поставщиков ИТ - услуг снижать расценки. Однако возрастающий объем потребления в натуральном выражении позволяет ИТ - компаниям сохранять общие объемы выручки.

Существует еще один позитивный фактор, способствующий развитию индустрии ИТ - услуг в кризисные времена: это ситуация на рынке труда. Гонка зарплат и ажиотажный спрос на персонал отошли в прошлое. Рынок ИТ - специалистов вернулся в нормальное состояние: работники конкурируют за место, а не компании конкурируют за сотрудников. Это положительно сказалось как на уровне мотивации персонала, так и на возможностях роста игроков рынка ИТ - услуг.

В итоге, доля услуг в  структуре российского ИТ - рынка увеличилась по сравнению с докризисным периодом. Кроме того, если раньше акцент делался на системной интеграции (напрямую связанной с поставками «железа»), то сейчас локомотивом рынка услуг стали техническая поддержка и обслуживание.

Хуже всех в кризис пришлось производителям оборудования и дистрибьюторам. Приобретение оборудования является капитальным вложением. Отложить покупку в случае, когда основной дефицит уже удовлетворен, и речь идет лишь о совершенствовании инфраструктуры, как правило, не составляет труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Российский ИТ - рынок на фоне кризиса
  •  

              Рынок ИТ - услуг и системной интеграции в 2008-2009 годах в значительной степени испытал на себе влияние кризиса, однако на фоне других отраслей экономики выглядел достаточно неплохо. В этом сегменте спад оборота в рублевом выражении, по некоторым оценкам, в 2009 году составил 25-30%. Если в 2008 году эксперты оценивали российский рынок ИТ - услуг и системной интеграции в 5,5 млрд. долларов, то по итогам 2009 г. эта цифра составила около 4 млрд. долларов. Комфортно в этот период чувствовали себя те игроки рынка, которые имели долгосрочные масштабные контракты на крупные инфраструктурные проекты с большими корпорациями, подрядчики госструктур: финансирование ИКТ - проектов в государственном секторе сохранилось (преимущественно в федеральных структурах) и выражалось в 30% затрат организаций (по оценке экспертов ИК «Финам»).  
              По мнению экспертов, первые три месяца 2009 года для ИТ - рынка были самые сложные, так как в это время большинство компаний проводило в жизнь политику сокращения расходов, производились массовые увольнения, на рынке наблюдалась большая паника. Руководители компаний предпочитали «затаиться», а не действовать, хотя бюджеты для реализации ИТ - проектов были.  
              Весной-летом рынок начал «оживать», это было связано, с одной стороны, со стабилизацией курса рубля, с другой - с тем, что большинство компаний научилась существовать в условиях кризиса, и смогла определиться с суммой расходов на ИТ - услуги. На конец 2009 года пришлось наибольшее количество реализуемых проектов, особенно это было заметно в госсекторе, где неиспользованные до конца финансового и календарного года деньги просто секвеструются.  
              Также на рынке наблюдался рост спроса на недорогие локальные и быстроокупаемые решения, срок возврата инвестиций в которые исчисляется несколькими месяцами. Упали продажи дорогостоящего оборудования, зато вырос сегмент комплектующих – многие заказчики снова вернулись к практике «самосбора» компьютерной техники. Отрицательный эффект оказало повышение цен на импортируемое программное обеспечение и «железо», по причине падения курса рубля на 25%. Однако, есть и положительный момент: производители программного обеспечения предоставляют значительные скидки, доходящие до 70%.

    Согласно недавнему  отчету Gartner, в 2010 году мировой рынок  информационных технологий вырос на 4,6% по сравнению с 2009 годом, а его объем составил 3,4 трлн. долларов. Gartner уточнил свой предыдущий прогноз, который аналитики компании сделали в конце 2009 года. Тогда цифры были менее оптимистичными: показателей 2008 года отрасль смогла бы достигнуть не ранее 2011 года. Согласно же обновленным данным, это случилось уже в 2010 году. При этом, 2009 год, мировая ИТ - отрасль закончила в минусе на те же 4,6%. Наиболее успешными, по мнению аналитиков Gartner, будут сегменты ИТ - сервисов и программного обеспечения. Минэкономразвития РФ обнародовало прогноз развития российской ИТ - отрасли до 2012 г. Пессимистичный вариант прогноза предполагает, что в следующий год рынок не сможет восстановиться до уровня 2008 г. (прогноз на 2012 г. — 91% по сравнению с 2008 г.). На развитие отрасли будут оказывать влияние снижение спроса на ИТ - услуги, оптимизация расходов бизнеса на ИТ, рост неплатежей за предоставленные услуги, замораживание проектов, снижение индексов промышленного производства, сокращение численности ИТ - персонала компаний.  
              "В России на следующие три года мы прогнозируем более значительный рост рынка с динамикой в 5-10% в год: постепенное восстановление доходов компаний на фоне оздоровления экономики плюс уроки кризиса заставят руководство многих предприятий задуматься об оптимизации расходов, а, как известно, в этом смысле ИТ - решения имеют лучшую репутацию и эффективность. Тем не менее, резкого роста не будет. В ближайшие 3 года предприятия в России перейдут от стагнации и попыток сохранить бизнес на прежнем уровне к плавному развитию, постепенно начнется модернизация производства и внедрение инновационных технологий. Однако структура потребностей заказчиков в ИТ - решениях претерпит существенные изменения", - говорят в компании Корус Консалтинг.  
              Игроки ИТ - рынка уже начинают приспосабливаться к текущей ситуации, берутся за небольшие проекты с низким уровнем рентабельности. Стабильное положение будет в тех ИТ - компаниях, которые не перестают принимать меры по сокращению расходов и постоянно ищут новые способы повышения конкурентоспособности. Сейчас наступил тот период, когда необходимо работать на низком уровне рентабельности: в итоге именно те компании, которые снижали стоимость проектов, но все-таки обладали достаточно большим портфелем разнообразных проектов в кризисное время, смогут поделить рынок после кризиса. Кроме того, большое конкурентное преимущество будет у тех компаний, которые сконцентрируются на предоставлении новых недорогих, но полезных сервисов для клиентов (например, услуги SaaS – CRM, ERP, BI, ECM по запросу, или on demand).     Заказчики будут чаще задумываться о переносе данных на серверные мощности за пределами страны (если этому не помешают какие-либо законодательные инициативы), о быстром результате и независимости от одного монопольного поставщика программного обеспечения. Этому будет способствовать и эволюция технологий.

    В кризисный год практически  единственным направлением, которое  продемонстрировало рост на прежнем, докризисном, уровне, были именно ИТ - сервисы – например, обмен внешними электронными документами (EDI). Стоимость услуг EDI в виде ежемесячной арендной платы незначительна, и сокращение этих затрат не привело бы к снижению общих затрат компаний хотя бы на долю процента от ИТ - бюджетов. А вот при отказе от использования EDI существенно вырастают бюджеты коммерческого и логистического отделов компаний. Стоимость услуг EDI еще до кризиса фиксировалась в валюте (евро), основной тенденцией начала 2009 года стало желание клиентов перейти на тарифы в рублях. В целом к концу 2009 года сегмент EDI (в «КОРУС Консалтинг») ускорил свое развитие и показал общий прирост за год 80%.  
              Оздоровлению рынка ИТ в 2010 году послужило также банкротство нерентабельных конкурентов, либо сокращение нерентабельных производственных практик конкурентов на ИТ - рынке, уход с рынка нестабильных ИТ - компаний с небольшим количеством клиентов. При этом для клиентов эти тенденции пойдут только на пользу: для них это будет значить повышение качества предоставляемых услуг, тщательную проработку текущих проектов и планирование будущих, взвешенные, обоснованные решения, внимание к деталям (клиенты стали более требовательны, а партнеры - более старательны).  
              Компании-интеграторы – в некотором смысле элита российского рынка ИТ – пойдут на снижение высоких в прошлом прибылей, но в целом количество ИТ - проектов не уменьшится: в России потребность в ИТ - услугах остается на крайне высоком уровне. Даже до кризиса доходы компаний в данном сегменте не превышали 5,5 млрд. долларов.  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

            Информационные технологии как самостоятельная отрасль и как отрасль, взаимодействующая со всеми другими возможными отраслями,  все больше и больше вторгается в нашу жизнь, проникает  во  все  процессы  (социальные,   экономические,   политические), подменяя их, помогая им развиваться, является сопутствующим  и  одновременно неотъемлемым средством предоставления и анализа информации.

    Производство информационных и коммуникационных технологий может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле, что они болеше не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности; ИКТ позволяют увеличить "обменный потенциал" услуг, который в прошлом был весьма ограничен и таким образом расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности.

              Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии.

    Информация о работе Перспективы развития информационных технологий в период кризиса