Перспективы развития налоговых информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением. Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования.Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

Содержание

Введение
Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
Глава 2 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования.
Глава 3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации
3.1 Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
3.2 Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах.
3.3 Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы
Глава 4 Информационное обеспечение компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
4.1 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов. Требование к информации для решения налоговых задач
4.2 Структурные единицы информации. Состав показателей и источников информации.
4.3 Классификаторы и коды, используемые в компьютерных системах налоговых органов.
4.4 Понятие документа, типовой и унифицированной системы документации. Входные и выходные формы документов, используемых при решении задач в налоговых органах.
Глава 5. Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
5.1 Состав и характеристика функциональных задач, решаемых в налоговых органах
5.2 Порядок реализации задач функциональных подсистем автоматизированной системы «Налог» на примере инспекций городов и районов
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Работа состоит из  1 файл

реферат наиля.docx

— 57.56 Кб (Скачать документ)

 
Содержание

  • Введение
    • Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
    • Глава 2 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования.
    • Глава 3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации
    • 3.1 Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
    • 3.2 Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах.
    • 3.3 Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы
    • Глава 4 Информационное обеспечение компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
    • 4.1 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов. Требование к информации для решения налоговых задач
    • 4.2 Структурные единицы информации. Состав показателей и источников информации.
    • 4.3 Классификаторы и коды, используемые в компьютерных системах налоговых органов.
    • 4.4 Понятие документа, типовой и унифицированной системы документации. Входные и выходные формы документов, используемых при решении задач в налоговых органах.
    • Глава 5. Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
    • 5.1 Состав и характеристика функциональных задач, решаемых в налоговых органах
    • 5.2 Порядок реализации задач функциональных подсистем автоматизированной системы «Налог» на примере инспекций городов и районов
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Введение
    • Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
    • Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
    • Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
    • Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
    • Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
    • Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
    • Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.
    • Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

В момент создания налоговых  органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

- получение информации  от налогоплательщиков при личном  контакте налогового инспектора  с ними;

- ручная обработка полученной  информации, хранение ее только  на бумажных носителях;

нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов;

- стихийно развивающаяся информационная система.

Информатизация органов  налоговой службы сводилась к  обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и  построению единого информационного  пространства. Такая технология могла  существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

В связи с этим прорабатывалось  несколько концепций типовых  программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических  средств и прикладным программным  обеспечением.

Разработка и внедрение  компьютерных технологий и АИС в  рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими  документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало  известные проблемы формирования единого  информационного пространства, обусловленные  их несовместимостью между собой  и с АИС «Налог» Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета  необоснованно разделены между  органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как «недвижимость», составляющие которой - имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка  за счет компьютеров класса Pentium, так как клиентская часть в ряде инспекций реализована в среде DOS.

Проектирующееся внедрение  интегрированных комплексов для  территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования  баз данных по налогообложению юридических  и физических лиц и единое ведение  нормативно-справочной информации, обеспечивает:

- автоматизацию всех  функций по учету налогоплательщиков  и налоговых поступлений;

- информационное взаимодействие  всех структурных подразделений  налоговой системы между собой  и с внешними ведомствами;

- высвобождение трудовых  ресурсов, занятых непроизводительной  и технической работой;

- повышение производительности  труда;

- оперативность и точность  результатов учета, анализа и  прогнозирования налоговых поступлений.

Широкомасштабное внедрение  безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщи-ками и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

- уменьшения общей численности  сотрудников в территориальной  налоговой инспекции, занятых  реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.

- сосредоточения деятельности  сотрудников территориальных налоговых  органов на тех аспектах налогового  администрирования, которые требуют  непосредственных встреч с налогоплательщиками;

- устранения влияния  пиковых ситуаций на работу  территориальных инспекций;

- повышения качества  камеральных и выездных налоговых  проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести  приема и обработки электронных  документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь  должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность  функционирования территориальных  налоговых органов.

Для осуществления работы подразделений ФНС разработана  и уже функционирует многоуровневая АИС «Налог», обеспечивающая решение  задач накопления и обработки  информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб  является построение интегрированной  информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы  на базе единой информационной базы с  поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

Необходимость в этом обуславливается  характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого  типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой  в базах данных АИС ИМНС, являются подразделения государственных  органов и учреждения, из которых  поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов  и сборов, имуществе, земельных участках и др.

Существующие АИС налоговых  служб длительное время выполняли  свои функции и соответствовали  поставленным при их создании целям  -автоматизации основных функций налоговых органов по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, и повышения производительности труда налогового инспектора.

Но разобщенность средств  автоматизации по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное  развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией  как внутри АИС ФНС, так и с  взаимодействующими с ней АИС, невозможность  комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах  данных, возросшие требования к процессам  учета налогоплательщиков, своевременности  и полноте сборов налогов и  платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году МНС было принято решение о создании АИС “Налог” второй очереди, предусматривающей:

- интеграцию информационных  ресурсов;

- максимальное использование  системы телекоммуникаций МНС  РФ с прямым доступом пользователей  к интегрированным базам данных;

- стандартизацию и унификацию компонентов АИС.

Глава 2 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования

АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами, призванную расширить  круг решаемых задач, повысить обоснованность и своевременность принимаемых  решений, снизить трудоемкость управленческой деятельности за счет использования  новых информационных технологий, применения ЭММ, ВТ и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Основными целями АИС “Налог”  является:

- повышение оперативности  получения информации для быстрого  принятия мер по обеспечению  эффективного сбора налогов;

- снижение трудоемкости  и сроков сбора, поиска, обработки  информации в структурных подразделениях  налоговых инспекций;

- упорядочение внутренних  и внешних потоков информации  с целью исключения дублирования  процессов их обработки;

- автоматизация планово-учетных,  финансовых и статистических  работ;

- повышение полноты и  достоверности представляемой информации, что необходимо для объективной  оценки состояния дел в районе  и регионе в целом, а также  для возможности комплексного  прогнозирования динамики поступления  налогов;

- улучшение качества  и оперативности бухгалтерского  учета, углубленный анализ динамики  поступления сумм налогов и  возможность прогноза этой динамики;

- обеспечение полной  и своевременной информированности  налоговых инспекций всех уровней  о налоговом законодательстве  на любую дату учета, начиная  с текущей и ранее;

- своевременное информирование  администрации обслуживаемой территории  о поступлении налогов и соблюдении  налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного  документооборота;

- совершенствование оперативности  и качества принимаемых решений  по управлению налогообложением  с целью повышения эффективности  его функционирования.

Структура АИС налоговой  службы, как и самих налоговых  органов, является многоуровневой и  состоит из функциональной и обеспечивающей частей и системы поддержки принятия решения (СППР).

Функциональная часть  отражает предметную область и соответствует  функциям каждого уровня. В функциональной части выделяют подсистемы и комплексы  задач, соответствующие каждому  уровню.

Обеспечивающая часть  включает информационное, техническое, программное, эргономическое, лингвистическое  и др. виды обеспечения, характерные  для АИС организационного типа.

В рамках информационного  обеспечения осуществляется сбор информации, подготовка ее к машинной обработке, включая формализацию записи с помощью классификаторов и спец языков, и формирование информационных фондов в виде БД и АБД. В нем же отражаются результаты проектных решений по обьемам, размещению, формам организации информации, показателям, классификаторам, кодовым обозначениям, массивам информации.

Техническое обеспечение решает проблему выбора технических средств и организации их эксплуатации.

Эргономическое обеспечение предусматривает решение вопросов, связанных с условиями работы человека в АИС, включая схемы расположения техники, организацию рабочего места, регламент работы человека с ЭВМ и качество самой техники с точки зрения ее влияния на здоровье человека, создания наиболее благоприятных условий для эффективной его работы. Это комплекс документации с эргономическими требованиями к рабочим местам, информационным моделям, условиям работы, а также набор средств для реализации требований.

Лингвистическое обеспечение(ЛО) включает вопросы, связанные с решением проблемы перехода от привычного языка документов к машинному языку. Объединяет языковые средства для формализации естественного языка документов, Включает информационные языки для описания информационных баз и управления ими, языки поиска информации, диалога с пользователем, термины и определения.

Технологическое обеспечение решает вопросы выбора и создания информационных технологий, соответствующих решаемым задачам, уровню техники и организационным формам ее использования, обеспечивающих эффективное функционирование АИС. Состоит из технического, программного и математического обеспечения.

Программное обеспечение (ПО) включает общесистемное и прикладное ПО, необходимое для решения задач, решаемых налоговыми органами.

Математическое (МО) - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, средства моделирования, оптимизации, математического программирования, математической статистики и др.

Для обеспечения создания и развития единого информационного  пространства налоговых органов  России осуществлена разработка и внедрение  информационной системы АИС “Налог-2”. Задачи решаемые в рамках АИС “Налог-2” обеспечивают информационные потребности Госналогслужбы на основе единых принципов и требований к организации информационного обеспечения.

АИС “Налог-2” как программно-техническая  составляющая информационного пространства Госналогслужбы осуществляет не только контролирующие функции, но и представляет информацию и методики для осуществления  процесса поддержки принятия решений  на различных организационных уровнях  налоговых органов.

Информация о работе Перспективы развития налоговых информационных систем