Перспективы развития налоговых информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание

История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением. Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования.Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

Содержание

Введение
Глава 1 История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
Глава 2 Понятие АИС «Налог», цели ее функционирования.
Глава 3 Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации
3.1 Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
3.2 Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах.
3.3 Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы
Глава 4 Информационное обеспечение компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
4.1 Структура и содержание информационного обеспечения компьютерных систем налоговых органов. Требование к информации для решения налоговых задач
4.2 Структурные единицы информации. Состав показателей и источников информации.
4.3 Классификаторы и коды, используемые в компьютерных системах налоговых органов.
4.4 Понятие документа, типовой и унифицированной системы документации. Входные и выходные формы документов, используемых при решении задач в налоговых органах.
Глава 5. Решение функциональных задач в налоговой системе на базе компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации.
5.1 Состав и характеристика функциональных задач, решаемых в налоговых органах
5.2 Порядок реализации задач функциональных подсистем автоматизированной системы «Налог» на примере инспекций городов и районов
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Работа состоит из  1 файл

реферат наиля.docx

— 57.56 Кб (Скачать документ)

Глава 3. Организация компьютерных информационных технологий обработки налоговой информации

3.1 Характеристика компьютерной  информационной технологии и  процедуры обработки налоговой  информации

АИС налоговых органов  строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и  с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В  качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень  имеет обширные внутренние и внешние  связи.

На федеральном уровне определяется стратегия налоговой  системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Аналитическая - включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов.

Основная работа по учету  налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций  и соответствующих им АИС. Здесь  формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с  момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим  приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей  справок и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.

В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами.

В АИС «НАЛОГ» предусмотрено  информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и  ведется единый государственный  реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как  уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении  взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается  и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг), которая уже  отрабатывалась в ФНС г.Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.

Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и  федеральном уровне в составе  интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки  создания единого информационного  пространства ФНС России. На федеральном  уровне эти хранилища, под управлением  единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность многомерной аналитической и статистической обработки налоговой информации.

Одновременно силами Департамента информационных технологий, отдела телекоммуникаций, Управления по информационной политике и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие портала ФНС России и регионов в сети Интернет с единым стандартизованным  интерфейсом. Ведется также работа по техническому проектированию федерального ЦОД.

Большое внимание в последние  годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается  концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.

Операционные системы, построенные  на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2000, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная” информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.). Эта информация доступна только владельцу профиля. Кроме этого, существует профиль “All Users” - Для всех пользователей. В него записывается информация, которая должна быть доступна ВСЕМ пользователям данного компьютера.

При установке Office 2000 (Office XP, Office 2003), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в общий профиль, а в текущий личный профиль - информацию о личных настройках.

3.2 Особенности проектирования  и внедрения компьютерных информационных  технологий в налоговых органах

Для разработки АИС и  координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы  специальные структуры. В центральном  аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и  местном уровнях - отделы информатизации и администраторы баз данных.

Проекты разрабатываются  специалистами по информатизации и  модернизируются по мере изменения  условий функционирования налоговых  органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях  созданы вычислительные центры (ГНИВЦ  и РНИВЦ), координирующие работу отделов  информатизации на региональном и муниципальных  уровнях.

Основными системными требованиями является создание распределенного  банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте  АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

АИС проектируется как  открытая модульная система, состоящая  из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается  также как открытая система.

Архитектура информационной системы АИС «Налог» построена  в соответствии с иерархией подразделений  ФНС России и представляет собой  многоуровневую инфраструктуру, включающую:

- пользовательский уровень  в виде АИС подразделений ФНС  РФ,

- уровень обработки и  обмена информацией между центром  обработки данных (ЦОД) и комплексами  ФНС;

- транспортный уровень.

Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы  телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет  сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.

Решение задач в налоговых  органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях  и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте  система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы  и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для  восприятия. Для АИС НС очень важно создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так и с внешней средой, включая связи с налогоплательщиками и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими и кредитными организациями.

При проектировании форм первичных  документов должны учитываться следующие  требования:

- отсутствие в них  постоянной информации и дублированной;

- выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;

- старшие по объему  понятий признаки должны предшествовать  младшим (например, наименование  предприятия-цеха-участка);

- согласование последовательности  реквизитов в документе с макетами  размещения информации в файлах;

- обеспечение удобства  для последующей обработки данных  в ЭВМ.

Разработка первичных  документов выполняется в следующей  последовательности:

- определение состава  реквизитов;

- классификация реквизитов: однозначные и многозначные, признаки  и основания, справочные и группировочные, переносимые и непереносимые на машинные носители;

- установление логической  соподчиненности реквизитов;

- выбор формы документа;

- размещение реквизитов  в выбранной форме документа  в соответствии с классификацией;

- расчет размера документа  по вертикали и горизонтали  с учетом размера полей;

- выбор формата бумажного  носителя;

- выделение толстой линией  реквизитов, переносимых на машинные  носители;

- редактирование шапок  документов в соответствии со  словарем-тезаурусом.

При проектировании выходных форм документов учитываются следующие  требования:

- полнота информации, т.е.  они должны содержать и первичные  и результативные показатели;

- количество результативных  показателей должно соответствовать  количеству группировочных признаков,т.е. количество итогов должно быть равно количеству ключей сортировки;

- хорошая читаемость;

- отсутствие показателей,  рассчитываемых вручную.

Информационное взаимодействие предполагает совместимость формируемых  БД, в т.ч. по государственному реестру налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.

Поскольку АИС налоговой  службы относится к классу больших  систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:

- совместимости всех  элементов внутри системы и  со смежниками;

- возможности быстрого  изменения в соответствии с  изменениями в налоговой системе,

надежности, достоверности  и актуальности хранимой информации;

- возможности быстрого  получения нужной информации  по запросам;

- простоте ввода информации;

- разнообразию вывода  информации;

- обмену информацией  с другими системами и уровнями.

Существенными требованиями являются также:

- Разработка и функционирование  системы на базе имеющегося общесистемного и прикладного ПО разных типов, позволяющих осуществлять межсистемный обмен;

- Использование общегосударственных  классификаторов;

- Создание информационных  файлов и БД, управляемых СУБД:

- Формирование выходной  информации в унифицированных  и удобных для восприятия формах  и т.п.

- Создание единого информационного  пространства с внешней средой;

- Информационное объединение  сетями телекоммуникаций всех  участвующих в обмене информацией  структур;

- Возможность доступа  к информации каждой из них.

Для обеспечения возможности  взаимодействия АИС налоговых служб  со всеми государственными структурами  требуется слияние, взаимный обмен  и использование таких БД, как :

- Государственный реестр  налогоплательщиков;

- Банковские счета налогоплательщиков;

- Сведения об участниках  и объемах внешнеэкономической  деятельности;

- Движение на счетах  государственного бюджета в части  налоговых поступлений и др.

3.3 Центры генерации деловых  данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы

В многоуровневой структуре  АИС финансовых и налоговых служб, как и структуре самих этих органов, каждый уровень является центром  генерации деловой информации, необходимой  для принятия решения. Технической  базой являются ВЦ федерального и  регионального уровней. Однако в  последнее время вынашивается идея создания центров обработки данных (ЦОД), и в частности, в налоговых  органах на базе ЕГРН, где должна сосредотачиваться вся информация о налогоплательщиках, их доходах, имуществе, земельных участках и др. на региональном и федеральном уровне. Их создание в корне изменит информационные потоки, так как вся первичная  информация должна будет поступать  в ЦОД, которые формируют БД и  оказывают информационные электронные  услуги пользователям этой информации. Но это возможно только при обеспечении  совместимости всех элементов корпоративной  налоговой системы и электронного документооборота между ними.

Информационное взаимодействие с ЦОД - одна из главных задач налоговых  инспекций. Реализация его должна осуществляться в рамках корпоративной информационно-вычислительной сети (КИВС). Важным достоинством ее является возможность использования различных  каналов связи (коммутируемых, выделенных КС, волоконно-оптических линий) и устойчивых протоколов обмена различных сред.

Надежность передачи данных обеспечивается надежностью сетевого оборудования, которое может находиться в неработоспособном состоянии  не более 0,02% полного времени работы, т.е. около 20 минут простоя в год. А средства обнаружения ошибок должны выявлять пакеты, содержащие до 4 искаженных бит, что достигается за счет построения сети на базе 7-ми уровневого стандарта построения открытых систем, каждый из которых независим, а протоколы взаимодействия между уровнями стандартизованы.

В налоговых и финансовых службах регионального уровня используют модель двухранговой сети с выделением серверов и рабочих станций. Их взаимодействие осуществляется в режиме «запрос- выполнение операции - отчет». Сервер в зависимости от специализации может выполнять от простых операций »чтение-запись» (Ф-С), печать, передача факсов и т.п. до сложных с поиском, извлечением данных из БД по запросам, на специальном, структурированном языке запросов.

Внедрение первой очереди  Системы Подготовки и Обработки  Налоговой Информации (СПОНИ) Центра Обработки Данных (ЦОД) потребовало  модернизацию некоторых функций  системы Электронной Обработки Данных (ЭОД).Основные изменения системы ЭОД произошли в процессе обработки отчетных и расчетных документов налогоплательщиков, так как в условиях функционирования ЦОД система ЭОД выполняет функции по приему из ЦОД и обработке в ФНС данных и образов документов, представленных в электронном виде.

Информация о работе Перспективы развития налоговых информационных систем