Понятие банковской информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать банковскую информационную систему.
Для достижения поставленной цели, следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие банковской информационной системы.
2. Изучить автоматизацию работы с пластиковыми картами.
3. Выделить основные принципы администрирования БИС

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие БИС.
1.1 История развития автоматизированных банковских систем.
1.2. Требования к банковской Информационной системе и принципы разработки программных средств. СодержаниеГлава 1. Понятие БИС.
1.3. Обзор автоматизированных банковских систем
1.3.1. Обзор зарубежных АБС.
1.3.2. Обзор отечественных АБС
Глава 2. Автоматизация работы с пластиковыми картами.
2.1 Истории развития пластиковых карт.
2.2 Виды пластиковых карт
2.3 Порядок организации работы с пластиковыми картами
2.4 Базовая схема операции с банковской кредитной карточкой.
Глава 3.Основные принцепы администрирования БИС
3.1 Безопасность, надежность, устойчивость
3.2 Решения, используемые при разработке банковской системы автоматизации.
3.3 Межбанковское взаимодействие БИС
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа .doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Как правило, информационная система является внешней по отношению к совокупности банковских технологий, поскольку зачастую машинная обработка банковской информации используется на заключительных стадиях технологического процесса выполнения банковских операций, которые характеризуются наибольшей концентрацией вычислений. На практике все банковские операции связаны некоторой единой технологией, состоящей из множества макро - и микротехнологий, наличие которых обусловлено специализацией отдельных групп работников и составом их обязанностей.

1.3. Обзор автоматизированных банковских систем

Создание современной  АБС по силам только крупным специализированным институтам разработчиков. Поскольку  автоматизация сложных задач, которые  решаются в финансовой сфере требует больших интеллектуальных и временных затрат.

Современная АБС должна объединять работы всех подразделений  банка в единый комплекс, то есть быть интегрированными. Основным концептуальным требованием к современной интегрированной  АБС, необходимым для анализа состояния банка и оперативного принятия решений, является требование режима реального времени. При вводу любой информации она становиться доступной сразу всем пользователям, допущенным к ней.

Развитие банковской системы России и интеграция банков в международные информационно-финансовые системы приводят к необходимости обеспечения банков средствами обмена информации  с использованием различных систем электронной почты.

Архитектура и инструментальные средства программирования АБС должны быть адекватными поставленными задачам с учетом перспективы доработок и создания новых версий системы.

АБС должна быть построена  по модульному принципу, и банк должен иметь  возможность в дальнейшем наращивать системы по  мере расширения спектра банковских услуг, приобретая дополнительно уже разработанные модули или заказывая разработку новых модулей, или же решая отдельные прикладные задачи силами программистов банка с использованием возможностей АБС по экспорту и импорту информации.

По мере возрастания требований к информационной емкости и вычислительной мощности системы банк должен иметь возможность осуществить плавный переход, например, от платформы DOS-Novell к платформе UNIX.

При переходе к новым  версиям АБС должна быть обеспечена возможность непосредственного переноса всей накопленной информации.

Преемственность версий, простота и наглядность интерфейса пользователя должны обеспечивать освоение работы без специального дополнительно  обучения непосредственно в процессе выполнения сотрудниками своих обязанностей

На уровне «банк-филиалы» современная АБС должна позволять:

- организовывать в  головном офисе банка автоматизированный  сбор, обработку и анализ информации, получаемой от филиалов;

- организовывать отправку  в учреждения ЦБ РФ всех  видов отчетности в установлений форме с автоматизацией операций такого рода и , при необходимости, в режиме реального времени;

- организовывать рассылку  филиалам и банкам- корреспондентам  форм и форматов  представления  информации и организовывать  взаимный обмен любой информацией, особенно данными финансового характера;

- автоматизировать расчеты  между всеми филиалами банка.

Каждая подсистемы, автоматизирующая определенные банковские услуг, должна обладать как минимум следующими возможностями:

- ввод и коррекция  данных по договорам и другим документам из пакета операций;

- получение статистической  отчетности по проведенным операциям  в настраиваемом пользователем  виде;

- реализация связи с подсистемой  операционного учета;

- прогнозирование эффективности  операций на перспективу с использованием имеющейся информации по договорам и другим документам.

Все подсистемы, ориентированные на обслуживание клиентов, должны позволять  в реальном масштабе времени следующее:

- прогнозировать динамику всех  будущих поступлений и выплат, включая как суммы, так и проценты, и комиссию по заключаемому с клиентов договору;

- составлять план поступлений  и выплат для обсуждения его  с клиентом;

- немедленно формировать запрос  в операционный зал на открытие  счета.

Необходимым элементом современной  АБС является подсистема анализа и прогноза, содержащая генератор отчетов, помогающий пользователю-непрограммисту формировать любые графические и табличные отчеты по содержащейся в системе информации. Отчеты должны удовлетворять требованиям руководства, акционеров, клиентов банка, а также инстанциями Центрального банка, даже при ежедневном изменении фор отчетности.

1.3.1. Обзор зарубежных АБС.

Для определения современных  мировых системно-технических тенденций  развития информационных технологий в  банковском секторе проанализируем наиболее известные и распространенные на международном рынке системы комплексной автоматизации банковской деятельности, предлагаемые на регулярной коммерческой основе.

Midas DBA, Equation DBA (Midas-Kapiti International, UK). Эти АБС являются мировыми лидерами по количеству пользователей и количеству действующих установок. Они хорошо известны и на рынке стран СНГ. В целом системы себя зарекомендовали как довольно жесткие, трудно настраиваемые на особенности местного законодательства и нормативной базы. Объясняется это тем, что из рассмотренных это самые старые системы – их коммерческие продажи начались в 1975 году (Equation ) и в 1977 году (Midas). Системы работают на платформе IBM AS/400.

Bank master (Kindle Bank ing SysteMS Ltd., Ireland). Bank master ориентирована на небольшие и средние банки. Первая коммерческая система была разработана в 1980 году  для аппаратно – системной платформы ICL. В 1994 году была выпущена версия АБС (Bankmaster/RS), в которой для управления данными применяется промышленная СУБД Informix.

Также на международном рынке используются такие системы комплексной автоматизации банковской деятельности  как: Bank master – это универсальная банковская система, однако существенная доля функциональных подсистем поддерживается за счет дополнительных продктов производителя ил третьих фирм; Finance KIT (Trema Oy., Sweden). Система Finance KIT задумывалась как фронтальная часть бэк-офиса казначейства;Platon (IMS Business System Corp., USA). Первая версия АБС была разработана для двух находящихся в Нью-Йорке корейских банков. АБС написана на 4GL Progress  и работает на широком круге Unix – платформ; SYMBOLS (System Access Pte Ltd., Singapore). АБС Symbols сингапурской фирмы System Access является одним из самых новых предложений на рынке банковских систем.

1.3.2. Обзор отечественных АБС

В отличие от США и  западной Европы, где индустрия программных  продуктов для банковской сферы  развивается уже несколько десятилетий, где рынок АБС сформирован  и имеет четкую структуру, в России фирмы разработчики более диверсифицируют свою деятельность, решаются вопросы автоматизации не только банков, но и других участников финансового рынка.

Большинство Российский АБС работают в двух или трехуроневой архитектуре  клиент-сервер.

DiasoftBank (ЗАО «Компания «Диасофт»» ). Компания «Диасофт» предлагает целый спектр решений – от поставки отдельного программного продукта до комплексной автоматизации деятельности банка любого масштаба. В настоящее время существует несколько вариантов комплексной автоматизации банка на базе трех линий программных продуктов, ориентированных на различные технологические платформы и имеющие ряд характерных отличительных признаков.

DiasoftBank 4*4 является наиболее массовым решением на сегодняшний день, отличается относительно простотой при внедрении и эксплуатации. DiasoftBankING 5NT – решение для мелких и cредних банков на платформе MS SQL Server или Sybase Adaptive Server.

Любой из вышеперечисленных программных  комплексов, решает основные задачи основные задачи обеспечения деятельности коммерческого банка: ведение главной книги, расчетно-кассовое обслуживание, автоматизация работы бухгалтерии, межбанковские и межфилиальные расчеты получение финансовой и статистической отчетности, кредитное и депозитное обслуживание.

RS-Bank (ООО RStyle SoftwareLab) Комплексная автоматизация банков является одним из многих различных направления является ориентация на информационное и функциональное обеспечение всего спектра работ, связанных с реализацией банковских услуг. Первая версия системы RS-Bank вышла в свет в 1993 году.

АБС представляет средства для ведения качественного внешнего и внутреннего учета. С помощью OLAP-технологий в программного комплексе реализовано аналитическое ядро, представляющее собой основу функционирования и инструмент разрботки аналитических подсистем.

Также на отечественном рынке используются такие системы комплексной автоматизации банковской деятельности  как: «Центавр», «Гефест», «Афина» (ТОО «ПрограммБанк»).Компания «ПрограмБанк» - это один из старейших разработчиков банковских систем в России.

Глава 2. Автоматизация работы с пластиковыми картами.

Розничный рынок всегда был и остается самым привлекательным  и стабильным источником доходов  для коммерческих банков. Средства частных вкладчиков всегда привлекали внимание банков, однако развитие этой сферы услуг требует больших финансовых затрат, особенно на начальном этапе. Затраты требуются на приобретение оборудования, организацию коммуникаций и связи, разработку технологии, обучение персонала. При этом величина остатков на счетах физических лиц мала в сравнении с величиной остатков на счетах юридических лиц, а обслуживание требует больших расходов. Чтобы снизить эти расходы, применяются различные финансовые инструменты, одним из которых является пластиковая карточка, позволяющая полностью автоматизировать работы со счетами частных вкладчиков. Карточки позволяют привлечь клиентов, предоставляя новые виды услуг, главная из которых – доступ к счету в любое врем суток.

 2.1 Истории развития пластиковых карт.

 

Первой массовой платежной карточной системой стала DINNERS CLUB, созданная в 1949 году. Одним из её главных отличий от предшественниц стало то, что между клиентами и коммерческими структурами, предлагающими не только товары, но и услуги, возникла посредническая организация, которая взяла на себя проведение расчетов. В 1949 году в Нью-Йорк Альфред Блумингдейл и Френсис Макнамара организовали выдачу пластиковых карточек сотрудникам Empire State Building. Плата за первые карточки не взималась и кредитная история не проверялась, достаточно было работать в небоскребе, что гарантировало у клиента хотя бы некоторого стабильного дохода. Параллельно для обслуживания клиентов было привлечено 10-12 близлежащих ресторанов. Постепенно предприятие обрело национальный масштаб и стало называться «Dinners Club». Впоследствии система перешла в Европу, где первоначально не пользовалась большой популярностью у владельцев торговых точек из-за необходимости комиссию компании.

В 1951 году, компания «Dinners Club» выдала первую лицензию на использование своего имени в Британии. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карточку BHR. В 1965 году эта система объединилась со своим шведским конкурентом Rikskort, образовав компанию EuroCard International.

В конце 80-х по мере расширения сотрудничества между платежными системами MasterCard  и EuroCard, произошло их объединение. Одновременно было заключено соглашение с компанией Cirrus/Maestro. Новая компания получила название Europay International.

В настоящее время компания VISA имеет более 140 млн.клиентов по всему миру, EC/MC – более 110 млн.

2.2 Виды пластиковых карт

 
 1. С точки зрения механизма расчета, выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние системы строятся на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов. Владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек. Многосторонние системы предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Многосторонние системы могут быть ограничены отдельными регионами или странами а могут быть подключены к общенациональным коммуникациям.

2. По функциональным характеристикам различаются кредитные и  дебетовые карточки.

Первые связаны с  открытием кредитной линии в  банке, что дает возможность владельцу  пользоваться кредитом при покупках товаров или получении кассовых ссуд. Вторые предназначены для получения  наличных денег в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы в пределах остатка на счете.

3. По способам регистрации  операций различают карточки  в системах, основанных на бумажной  технологии или в электронных  системах. В «бумажных» системах держатель ставит свою подпись на торговом счете или другом документе, подготовленном торговцем, что является подтверждением его разрешения дебетовать счет в бане. В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе является санкцией на дебетование банковского счета.

4. Классификация карточек по  эмитентам разделяют на: универсальные  карточки, выпускаемые банками и финансовыми компаниями и частные карты, используются для оплаты определенно вида услуг или нескольких взаимосвязанных видов услуг.

5. Классификация карточек по  категории клиентуры разделяет  карточки на индивидуальные и  корпоративные карточки. Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми». Обычная карточка предназначена для рядового клиента. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных и богатых клиентов. Корпоративная или бизнес – карта предназначена для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать средства своей компании. В этом случае карточка выдается организации и является обезличенной. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы карточек.

Информация о работе Понятие банковской информационной системы