Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 02:53, курсовая работа
Шкалирование информации состоит в том, чтобы выявить структуру исследуемого множества стимулов. Под выявлением структуры понимается выделение набора основных факторов, по которым различаются стимулы, и описание каждого из стимулов в терминах этих факторов. Процедура построения структуры опирается на анализ объективной или субъективной информации о близостях между стимулами либо информации о предпочтениях на множестве стимулов. В случае анализа субъективных данных решаются одновременно две задачи. С одной стороны, выявляется объективная структура субъективных данных, с другой — определяются факторы, влияющие на процесс принятия решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА Т. ЛИРИ 4
2 ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ОПРОСНИКА Т. ЛИРИ 8
3 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗНАНИЙ 10
4 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Приложение А 17
Типы поведения по отношению к характеристикам личности являются более интегральными феноменами. Отсюда вытекает семантическое отношение «часть – целое». Графически это можно представить в виде дерева.
Семантические отношения, существующие между различными типами поведения (и, соответственно, характеристиками личности), определяются «законом круга», который предполагает:
При
идентификации семантических отношений
был использован самый простой инструмент
инженерии знаний: таблица. Ниже (таблица
4) представлен окончательный вид таблицы
отношений, существующих между октантами
(римскими цифрами обозначены октанты,
на пересечении октант – соответствующие
отношения). Плавный переход по кругу означает,
что два типа поведения могут быть предъявлены
вместе, дополняя друг друга. Семантическое
отношение, обозначенное в таблице буквой
Д, означает дополнение. Противоречивость
противоположных октант обозначена в
таблице буквой П.
Таблица 4 -
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
I | - | Д | Д | П | П | П | Д | Д |
II | Д | - | Д | Д | П | П | П | П |
III | Д | Д | - | Д | П | П | П | П |
IV | П | Д | Д | - | Д | П | П | П |
V | П | П | П | Д | - | Д | Д | Д |
VI | П | П | П | П | Д | - | Д | Д |
VII | Д | П | П | П | Д | Д | - | Д |
VIII | Д | П | П | П | Д | Д | Д | - |
Комбинированную модель предметной области на графическом языке можно изобразить в виде цилиндра, верхний уровень которого соответствует кругу с расположенными в нем типами поведения, а нижний уровень соответствует аналогичному расположению характеристик личности (рисунок 4):
Рисунок
4 – Модель компьютерной интерпретации
результатов тестирования с помощью
методики Т. Лири
Дерево решений, отражающее экспертные рассуждения, изображено в приложении А, процесс построения этого дерева описан выше.
Компьютерная интерпретация результатов тестирования представляет собой психодиагностическое заключение, «склеенное» из названий типов поведения и характеристик личности конкретного испытуемого с помощью семантических связок (фраз, отражающих семантическое отношения между типами поведения и характеристиками), а также учитывающее мнение психолога относительно внутренних проблем испытуемого.
Для каждой ситуации, наблюдаемой на циркограмме (равномерность, один пик и т.д.), были разработаны некоторые шаблоны (на рисунке, изображающем дерево вывода, эти шаблоны являются листьями дерева и называются описанием). Например, для ситуации: «два пика, вторая градация, пики противоречивы» шаблон такой:
«Самоописание испытуемого отличается высокими значениями и наличием высоких акцентов на чертах … и …октант.
Таким образом, испытуемый воспринимает себя одновременно как … и … человека.
Ведущими чертами характера считает, с одной стороны, такие свойства как …, а с другой стороны, – … .
Такая противоречивая оценка свойственно лицам с проблемой … .»
Первый абзац в заключении представляет результаты тестирования на формальном языке, а последующие – содержательное психологическое описание коммуникативного поведения испытуемого. Так, второй абзац указывает типы поведения, третий – характеристики личности, а четвертый – обобщающее заключение психолога. Вместо многоточия вставляются, соответственно, типы поведения, характеристики личности и проблемы.
Ниже представлен текст заключения, отражающий ситуацию «два пика»:
«Самоописание испытуемого отличается умеренными значениями и наличием отчетливых акцентов на чертах II и VII октант.
Таким образом, испытуемый воспринимает себя одновременно как недоверчивого и отзывчивого человека.
Ведущими чертами характера считает, с одной стороны, такие свойства, как скептичность, щепетильность, склонность к обидчивости, а с другой стороны – доброта, мягкосердечие, способность сопереживать и сочувствовать окружающим, готовность помогать и заботиться о других.
Такая противоречивая самооценка свойственна лицам с проблемой подавляемой враждебности (стремлении к эмоционально-теплым отношениям в сочетании с недоверчивостью)»
5
эскизный проект разр средств
автоматизации обработки
В
данной курсовой работе
изучил
1 Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие для вузов / К. Р. Червинская. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 336 с.
2 Давыдов В. Г. Технология программирования C++. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 672 с.
3
Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика.
– СПб.: «Братство», 1994. – 364 с.