Разработка алгоритмических средств шкалирования информации на примере экспертной системы АВТАНТЕСТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 02:53, курсовая работа

Описание

Шкалирование информации состоит в том, чтобы выявить структуру исследуемого множества стимулов. Под выявлением структуры понимается выделение набора основных факторов, по которым различаются стимулы, и описание каждого из стимулов в терминах этих факторов. Процедура построения структуры опирается на анализ объективной или субъективной информации о близостях между стимулами либо информации о предпочтениях на множестве стимулов. В случае анализа субъективных данных решаются одновременно две задачи. С одной стороны, выявляется объективная структура субъективных данных, с другой — определяются факторы, влияющие на процесс принятия решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТОДИКА Т. ЛИРИ 4
2 ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ ОПРОСНИКА Т. ЛИРИ 8
3 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗНАНИЙ 10
4 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
Приложение А 17

Работа состоит из  1 файл

Т. Лири.doc

— 1.23 Мб (Скачать документ)
  1. Выявление взаимосвязей между понятиями. На основании теоретических представлений Т. Лири выделяются взаимосвязи:
  2. между типами поведения и характеристиками личности;
  3. между различными типами поведения;
  4. между различными характеристиками личности.
  5. Установление семантических отношений. Проинтерпретируем последовательно выделенные выше взаимосвязи.

     Типы  поведения по отношению к характеристикам  личности являются более интегральными  феноменами. Отсюда вытекает семантическое  отношение «часть – целое». Графически это можно представить в виде дерева.

     Семантические отношения, существующие между различными типами поведения (и, соответственно, характеристиками личности), определяются «законом круга», который предполагает:

  1. плавный переход типов поведения один в другой по кругу;
  2. противоречивость противоположных октант.

     При идентификации семантических отношений был использован самый простой инструмент инженерии знаний: таблица. Ниже (таблица 4) представлен окончательный вид таблицы отношений, существующих между октантами (римскими цифрами обозначены октанты, на пересечении октант – соответствующие отношения). Плавный переход по кругу означает, что два типа поведения могут быть предъявлены вместе, дополняя друг друга. Семантическое отношение, обозначенное в таблице буквой Д, означает дополнение. Противоречивость противоположных октант обозначена в таблице буквой П. 

    Таблица 4 -

  I II III IV V VI VII VIII
I - Д Д П П П Д Д
II Д - Д Д П П П П
III Д Д - Д П П П П
IV П Д Д - Д П П П
V П П П Д - Д Д Д
VI П П П П Д - Д Д
VII Д П П П Д Д - Д
VIII Д П П П Д Д Д -
 

     Комбинированную модель предметной области на графическом языке можно изобразить в виде цилиндра, верхний уровень которого соответствует кругу с расположенными в нем типами поведения, а нижний уровень соответствует аналогичному расположению характеристик личности (рисунок 4):

Рисунок 4 – Модель компьютерной интерпретации  результатов тестирования с помощью  методики Т. Лири 

     Дерево  решений, отражающее экспертные рассуждения, изображено в приложении А, процесс построения этого дерева описан выше.

     Компьютерная  интерпретация результатов тестирования представляет собой психодиагностическое заключение, «склеенное» из названий типов поведения и характеристик личности конкретного испытуемого с помощью семантических связок (фраз, отражающих семантическое отношения между типами поведения и характеристиками), а также учитывающее мнение психолога относительно внутренних проблем испытуемого.

     Для каждой ситуации, наблюдаемой на циркограмме (равномерность, один пик и т.д.), были разработаны некоторые шаблоны (на рисунке, изображающем дерево вывода, эти шаблоны являются листьями дерева и называются описанием). Например, для ситуации: «два пика, вторая градация, пики противоречивы» шаблон такой:

     «Самоописание испытуемого отличается высокими значениями и наличием высоких акцентов на чертах … и …октант.

     Таким образом, испытуемый воспринимает себя одновременно как … и …  человека.

     Ведущими  чертами характера  считает, с одной  стороны, такие свойства как …, а с другой стороны, – … .

     Такая противоречивая оценка свойственно лицам с проблемой … .»

     Первый  абзац в заключении представляет результаты тестирования на формальном языке, а последующие – содержательное психологическое описание коммуникативного поведения испытуемого. Так, второй абзац указывает типы поведения, третий – характеристики личности, а четвертый – обобщающее заключение психолога. Вместо многоточия вставляются, соответственно, типы поведения, характеристики личности и проблемы.

     Ниже  представлен текст заключения, отражающий ситуацию «два пика»:

     «Самоописание испытуемого отличается умеренными значениями и наличием отчетливых акцентов на чертах II и VII октант.

     Таким образом, испытуемый воспринимает себя одновременно как недоверчивого и отзывчивого человека.

     Ведущими  чертами характера считает, с  одной стороны, такие свойства, как скептичность, щепетильность, склонность к обидчивости, а с другой стороны – доброта, мягкосердечие, способность сопереживать и сочувствовать окружающим, готовность помогать и заботиться о других.

     Такая противоречивая самооценка свойственна  лицам с проблемой подавляемой враждебности (стремлении к эмоционально-теплым отношениям в сочетании с недоверчивостью)»

     5 эскизный проект разр средств  автоматизации обработки результатов  тестирования личности на основании  теста ЛИри

     Заключение

     В данной курсовой работе  

     изучил

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1 Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика. Учебное пособие для вузов / К. Р. Червинская. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 336 с.

     2 Давыдов В. Г. Технология программирования C++. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 672 с.

      3 Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: «Братство», 1994. – 364 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

Дерево  решений для интерпретации  результатов методики Т. Лири

 

Информация о работе Разработка алгоритмических средств шкалирования информации на примере экспертной системы АВТАНТЕСТ