Религиозная философия Н. А. Бердяева и философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:21, контрольная работа

Описание

1) Объясните значение понятий: ноосфера, автотрофность, панпсихизм, антропокосмизм.

Антропокосмизм (от греч. «antropos» - человек и «kosmos» - мир, Вселенная) - «мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности».

Работа состоит из  1 файл

философия 2.docx

— 47.82 Кб (Скачать документ)

 

ГОБУ СПО Амурской области

«Белогорский технологический  техникум пищевой промышленности»

 

Контрольная работа

 

Наименование  дисциплины:  Философия.

Тема работы: Религиозная философия Н. А. Бердяева и философия русского космизма.

 

Шифр _________                                   Вариант ________

Курс   _________                                    Группа   ________

 

Фамилия, имя, отчество студента  __________________________

                                                       __________________________

                    

 

Домашний адрес                _________________________

                                              __________________________

                                              __________________________

 

Работа сдана в БТТПП     «____» _____________ 200_ г

 

 

Зачтена_________

Не зачтена       

 Преподаватель _____________________

 

 

Белогорск 2013г.

Содержание:

Задание 1

1) Объясните значение понятий: ноосфера, автотрофность, панпсихизм,  антропокосмизм.

Задание 2

1) Чем отличается позиция Н.  Бердяева от средневекового вероучения  о человеке?

  1. Как Бердяев раскрывает диалектическую связь между культурой и технической цивилизацией?
  2. Что представляет собой “космическая этика” К. Циолковского?
  3. Что, с точки зрения Н.Г. Холодного, требует космическое предназначение человека?

Задание 3

  1. В центре философских интересов Н. А. Бердяева находится:

а)  природа

б) космос

в) человек

г) бытие

2) Автор тотального влияния солнечной  активности на общественные вопросы:

а) А. Чижевский

б) В. Вернадский

в) К. Циолковский

г) Н. Федоров

  1. Авторы работы “Будущее земли и человечества”

а) Вернадский

б) Циолковский

в) Федоров

г) Чижевский

 

4) Первый  систематизатор глобальных  проблем на заре  космической  эры.

а) Федоров

б) Чижевский

в) Циолковский

г) Вернадский

Задание 4

  1. Кто автор концепции “Космических эр”, в чем их суть?
  2. В чем суть учения В. И. Вернадского о переходе биосфере в ноосферу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

1) Объясните значение понятий: ноосфера, автотрофность, панпсихизм,  антропокосмизм.

 

Антропокосмизм (от греч. «antropos» - человек и «kosmos» - мир, Вселенная) - «мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности».

Ноосфера – это «оболочка  земли»; по аналогии с понятиями  «биосфера», «гидросфера», «атмосфера»  и т.п., но возникающая на значительно  более позднем этапе эволюции планеты – после появления  на ней человека.

Автотрофный (от греч. trophē – питание), или вибрационный уровень существования – качественно новый уровень развития. Мысль о заложенных в человеке резервах высказывали многие известные ученые.

Панпсихизм (от др.-греч. παν- — все- и ψυχή — душа) — представление о всеобщей одушевлённости природы[1].

К панпсихизму относятся анимистические представления первобытных культур, гилозоизм в древнегреческой философии, а также учения о душе и психической реальности как подлинной сущности мира:

концепция монады у Г.В.Лейбница,философскиеидеи Г. Т. Фехнера, К. Г. Юнга и др. Панпсихизмом называл свои философские взгляды русский философ А. А. Козлов.

 

 

 

Задание 2

1) Чем отличается позиция Н.  Бердяева от средневекового вероучения  о человеке?

Главная проблема философии  Бердяева - смысл существования человека и с связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение, по мнению писателя, может быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).Философия, по Бердяеву, тем и отличается от науки, которая изучает внешний мир, феномены, что она есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, где только и раскрывается смысл бытия. Свою философию он называет философией экзистенциального типа, философией духа. «Дух же для меня, - пишет он в «Самосознании», - есть свобода, творческий акт, личность, общение, любовь. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость есть объект». /3/

Бердяев и другие религиозные экзистенниалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним возможна лишь в духовном опыте, в свободе, в экзистенциальном общения, до отнюдь не в мире объективации, где имеют место отчужденность объекта от субъекта, поглощенность неповторимого индивидуального универсальным безличным и усредненным, детерминация извне, закрытие свободы и уничтожение всякой оригинальности в мнениях. Единственный способ разорвать мир объективации - это произвести освобождение от рабства, прорваться в вечность, осуществить победу над бытием. Именно в творческом акте, который есть экстаз, трансцендирование, по Бердяеву, и происходит освобождение человека от тяжести мира объективации, поскольку собственно в творческом акте разрывается замкнутость человеческого существования. /3/

Таким образом, у Н. А. Бердяева человеческая личность есть свобода и независимость  по отношению к природе, обществу, государству, поскольку она не детерминирована  ничем, даже Богом.

Характеризуя личность человека как  универсум, независимое целое, Н. А. Бердяев показывает, что никто  не может вторгаться в этот универсум  без дозволения самой личности. Человек  как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, а поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них. Для Н. А. Бердяева весь мир - ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной ее судьбой. Человеческая личность детерминирована изнутри, следовательно, быть личностью, индивидуальностью -- значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском. Однако, поскольку личность не возможна без любви и жертвы, она не замкнута в себе, она неизбежно предполагает выход из себя к другим людям. Этот выход личности из себя к другим людям есть экзистенциальное общение «Я» с «Ты» и образование на этой основе «мы». /5/

Итак, в центре философских интересов  русского мыслителя находится человек. Но Н.А. Бердяев рассматривает его  с позиций обновленного христианского  вероучения, которое отличается от средневекового с его идеей подчинения Богу и личного спасения тем, что  утверждает активную природу человека и его возможности обрести  свое бессмертие на путях созидания-преображения мира и самого себя. Человек характеризуется  как микрокосм и микротеос («малый Бог»), он - точка пересечения земного и божественного, низшего и высшего миров. Как природное существо, включенное в круговорот мировой жизни, он ограничен, но как созданный по образу и подобию Бога, он равновелик ему. И основное призвание человека, цель его жизни - соучастие в божественном миротворении. /3/

Неотъемлемыми свойствами человека как  существа активно-деятельного выступают  свобода и творчество, они неразрывны в нем: «тайна творчества есть тайна  свободы».

Свобода же рассматривается Н.А. Бердяевым как изначально данная, ничем, ни бытием, ни даже Богом не обусловленная (он называет ее добытийственной свободой). Свобода человека - это свобода воли, духа, человеческого сознания прежде всего. «Свобода, - поясняет он, - есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, так как состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности, нерешительности, даже несвободы». /5/

Такое понимание свободы тем не менее не есть самозамыкание и изоляция, напротив, - это «размыкание и творчество, путь к раскрытию в человеке универсума». Подлинной свободой Н.А. Бердяев считает творящую свободу, а не разрушающую. Творчество есть акт перехода из небытия в бытие, созидание нового в мире, устремленность к более совершенному бытию. Это «всегда прирост, прибавление, создание небывшего», но в то же время и преображение самого человека. В творческой деятельности он продолжает созидательную миссию Бога, становится богочеловеком. В этом философ видитоправдание человека, признание его особого места и назначения в мире - быть активным соучастником миротворения.

Элементами творчества Н.А. Бердяев  называет добытийственную свободу, существующую до Бога, дар гения, который человек получает от Бога как «оружие божьего дела в мире»; соединяясь, переплавляясь, они порождают новизну в мире.

Однако, не все так просто. Если цель творческого порыва - достижение иного, восхождение в бытии, то результат творческого акта - вещь, картина, книга, здание, машина, правовое учреждение и т.п. Свободное изначально творчество перестает быть в них таковым. Оно подобно осадку, «выпадает» в наш мир, объективируется (проблема объективации становится также главной в философии Бердяева). Царство объектов обретает самостоятельность, независимость от духа, оно начинает жить по своим собственным законам. Объекты отчуждаются от жизни, от духа, противостоят ему, несут «несвободу». Н.А. Бердяев фиксирует трагичность творчества и ставит вопрос о смысле творчества, культуры и истории, который задается концом, то есть выходом за пределы конечного. И вывод мыслителя таков: «Если нет абсолютного масштаба для оценки творчества, то все становится бессмысленным». «С точки зрения философии, - пишет он, - конец мира и истории есть, прежде всего, преодоление объективации, то есть преодоление отчужденности, безразличности, вражды». И Бердяев находит его на пути встречи с Богом, создании Царства Божьего, «когда для нас нет ничего внешнего, пустого, мертвого». Здесь «осуществляется царство любви», в котором получает свое окончательное бытие всякий лик». Такой идеал обозначается им термином «соборности» - общества как некоего внутреннего духовного общества, объединенного христианской любовью, где каждый ответственен за всех, равно как и все за каждого, и каждый руководствуется только собственной совестью. /4/

В таком обществе и реализуется  персоналистический принцип качественной неповторимости личности.

Но вернемся к трагичности творчества. Творчество, будучи взлетом, победой  над тяжестью мира, обнаруживает в  своих продуктах «тягу к низу, к отяжелению, омертвлению». На этом основании Н.А. Бердяев разводит понятия «культура» и «цивилизация». Культура есть творчество, процесс создания индивидом новых ценностей. Она выделяется многообразием, богатством, индивидуальностью. Цивилизацию же философ характеризует как переход от творчества ценностей к самой жизни, их овеществлению и тиражированию. Цивилизация потому механистична, обезличена, коллективный труд здесь вытесняет индивидуальное творчество. Признавая неизбежность цивилизации, Н.А. Бердяев, однако, не принимает утопических и консервативно-романтических проклятий в ее адрес, равно как и призывов возращения к примитивным формам бытия. Он ставит и разрабатывает проблему соотношения цивилизации и свободы человеческого духа и действия. /1/

Очень ценными в этом отношении  является его прогнозы грядущей технической  цивилизации, предчувствия последствий  все большего вторжения машин  в человеческий мир. В ранней работе «Дух машины» (1915) и более поздней  «Смысл истории». Глава - «Вхождение машины» (1923) пророчески прозвучали слова: «…Машина не только по видимости покоряет человеку природные стихии, она не только в чем-то освобождает, но и по-новому порабощает его».

Понимая технику довольно широко как  умение достигать наибольший результат  при наименьших затратах сил, Н.А. Бердяев  ставит вопрос о ее соотношении с  культурой и раскрывает их диалектическую связь. Без техники культура невозможна, но окончательная победа техники, вступление мира в техническую эпоху влекут культуру к гибели или перерождению. Техническая цивилизация наносит  непоправимый вред природному, органическому  началу культуры и становится необходимой  защита человека от истребления природной  среды, от тотального наступления техники. Н.А. Бердяев делает более основательный вывод: культура как вечный путь к преображению бессмертна, она продолжает жить не в количествах, а в качествах. Что же касается цивилизации, значение которой нельзя отрицать, то она должна быть облагорожена, наполнена духовным смыслом, который только и способен остановить безудержный техницизм, «экономический материализм» и т.п., угрозу творческой неповторимости. /4/

Философские интересы Н.А. Бердяева многосторонни. Он ищет ответы на вопросы: почему человек, наделенный свободой духа, несмотря на героическую борьбу за свободу, остается несвободным. В начале он - раб природы, затем, создав культуру, государство, классы, он становится их рабом. В поле зрения его - поиски такого общества, где личность не была бы винтиком системы, функцией власти, государства, техники, а стала бы самоценной. Таким обществом он называет переоналистический социализм, где принцип личности и принцип общности объединяются на основе братства людей и народов.

Информация о работе Религиозная философия Н. А. Бердяева и философия русского космизма