Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:21, контрольная работа
1) Объясните значение понятий: ноосфера, автотрофность, панпсихизм, антропокосмизм.
Антропокосмизм (от греч. «antropos» - человек и «kosmos» - мир, Вселенная) - «мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности».
Итак, значит, мы пришли к выводу, что материя через посредство человека не только восходит на высший уровень своего развития, но и начинает мало-помалу познавать самое себя!
Космическое бытие человечества, как и все в космосе, может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит
человечество через несколько
десятков лет и которая
2. Эра становления. Эта эра
будет ознаменована
3. Эра расцвета человечества.
Теперь трудно предсказать ее длительность
тоже, очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займет десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество полностью ответит на вопрос: зачем, и сочтет за благо включить в действие второй закон термодинамики в атоме, то есть из корпускулярного вещества превратится в лучевое. Что такое лучевая эра космоса мы ничего не знаем и ничто предполагать не можем. Допускаю, что через многие миллиарды лет лучевая эра космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы все начать сначала: возникнут солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону, и снова в космос придет новый, более совершенный человек... чтобы перейти через все высокие эры и через долгие миллиарды лет погаснуть снова, превратившись в лучевое состояние, но тоже более высокого уровня. /5/
Пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса и появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему, зачем? Он это будет знать и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтет более совершенным... Такова будет смена великих космических эр и великий рост разума! И так будет длиться до тех пор, пока этот разум не узнает всего, то есть многие миллиарды миллионов лет, многие космические рождения и смерти. И вот, когда разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство.
4.В чем суть учения В. И.
Вернадского о переходе
Научно-философские работы В.И. Вернадского, русского естествоиспытателя, историка науки, основателя биогеохимии, радиогеологии, учения о биосфере и ноосфере, послужили огромным и конкретным вкладом в антропокосмизм. В. И. Вернадский поставил на почву реальности дерзновенные идеи и проекты Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского. В понимании преодоления отчуждения человека и природы он выступал с позиций рационализма и сциентизма.В. И. Вернадский один из первых стал рассматривать живые организмы в единстве с окружающей средой. «Человек, как и все живое, - по его мнению, - не является самодовлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом». «Самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе. Научным эмпирическим путем он приходит к сознанию единства всего живого - от микробов (и даже вирусов) и до человека».В. И. Вернадский обратил внимание на глубокое отличие энергетически материального характера явлений жизни от других процессов, идущих на Земле. Это положение легло в основу его учения о биосфере («Биосфера», 1926).Термин «биосфера» буквально означает «сфера жизни». Он был введен в науку Э. Зюсом в 1875 году. В работе «Лик Земли» ученый определил биосферу как «совокупность организмов, ограниченную в пространстве и времени и обитающую на поверхности Земли».В. И. Вернадский, в отличие от своего коллеги, различал в биосфере живое вещество («совокупность живых организмов»), косное (горные породы, минералы) и биокосные вещества (например, почвы и поверхностные воды). Он установил непрерывную связь между телами биосферы, которая осуществляется посредством биогенной миграции атомов из косных веществ в живые и обратно в ходе дыхания, питания и размножения организмов. /2/ Свободная энергия живого вещества, связанная движением атомов была названа ученым в 1925 году биогеохимической энергией. Среди ее источников он выделял энергию солнечных лучей (световая, тепловая, химическая) и энергию химических элементов, строящих тело живого вещества (энергия химическая и тепловая), допускал участие в ней и радиоактивных элементов.В. И. Вернадский рассматривал биосферу «как планетное явление космического характера». Различные формы космической энергии, по его мнению, неразрывно связывают земной монолит жизни с космическим целым. «Кругом нас, - писал ученый, - в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь... идут излучения различной длины волн». Изучая биосферу, В. И. Вернадский обратил внимание на роль антропогенной деятельности в ее развитии. Он отмечал, что новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, вызывает «изменения биогеохимической истории химических элементов». Еще в 1924 году в работе «Геохимия» ученый пришел к выводу о том, что развитие человеческой культуры необходимо рассматривать как естественноисторическое проявление жизни на нашей планете. В. И. Вернадский писал, что «человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу. /5/ Он переводит ее в новое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу». В. И. Вернадского выделил факты, которые способствовали переходу биосферы в ноосферу. Первый из этих факторов - вселенность человечества, «полный захват человеком биосферы для жизни». Второй, может быть, решающий для создания ноосферы - единство человечества. «Биологически это выражается в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты». Создается общечеловеческая культура, сходные формы научной, технической и бытовой цивилизации, эффективные способы связи и обмена информацией между различными участками Земли. Третий фактор – «омассовление общественной, исторической жизни, когда народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных дел». Главной силой создания ноосферы явился, по мнению ученого, рост науки, превращение ее в мощную «геологическую силу».Понятие, идентичное ноосфере, предлагал и П.А. Флоренский, русский религиозный мыслитель и ученый. В письме к В. И. Вернадскому от 21 сентября 1929 года он делился с ученым мыслями о «пневматосфере» - «особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее круговорот духа».
В.И. Вернадский рассматривал возникновение сознания как закономерный результат эволюции биосферы. В понятии «ноосфера» он усиливал социальную и гуманистическую грани, связывал их с естественноисторическими представлениями. /3/
Список используемой литературы:
1. Философия
науки/Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.
2. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы.
М, 2006.
3. Кохановский В.П. Философия науки/В.П.
Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева.
М.-Р/Д., 2005.
4. Ильин В.В. Философия науки. М.,2003
5. Степин B.C. Философская антропология
и философия науки. М.,1992.
6. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки.
М.,1987.
7. Косарева A.M. Предмет науки. М, 1977.
8. Наука в культуре. М.,1998.
9. Основы науковедения. М.,1985.
10. Современная динамика современной науки/Под
ред. В.Ж. Келле. М.,1995.
11. Социокультурный контекст науки. М.,1998.
12. Философия и методология науки /Под
ред. В.И. Купцова. М.,1996.
13. Философия наука. М.,1972.
14. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М.,1972.
15. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.
16. Кохановский В.П. Основы философии науки/В.П.
Кохановский, Т.Г. Лешкевич и др. Ростов-на-Дону,
2004.
Информация о работе Религиозная философия Н. А. Бердяева и философия русского космизма