Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:21, контрольная работа
1) Объясните значение понятий: ноосфера, автотрофность, панпсихизм, антропокосмизм.
Антропокосмизм (от греч. «antropos» - человек и «kosmos» - мир, Вселенная) - «мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности».
Философия Н.А. Бердяева зафиксировала
глубинные сдвиги в судьбе человека
и человечества и своим отстаиванием
абсолютной автономии личности как
бы готовила ее к встрече с грозным
врагом, проникающим на ее территорию
и захватывающим человеческий дух,
- миром объективации. Он ставит и
по-своему решает животрепещущие вопросы
российской действительности, размышляя
о природе революции как
2. Как Бердяев раскрывает диалектическую связь между культурой и технической цивилизацией
Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев
(1874-1948) писал о свободе и о культуре.
Но самым не ангажированным произведением
на эту тему была «Философия неравенства»,
в 13-м письме «О культуре». Бердяев очень четко, в духе формальной,
а не диалектической логики высказывается
по всем острейшим в тот год, «России страшный
год», вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизаци
«Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из
культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма
зачалась она и в органически свой период
была связана с жизнью религиозной».
Культура не демократична по своему
характеру и по самой природе чужда реализму. «Культура благородного
происхождения. Ей передался иерархический
характер культа. Культура имеет религиозные
основы. Это нужно считать установленным
с самой позитивно-научной точки зрения.
Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой
символики. В культуре не реалистически, а символически выражена
духовная жизнь».
Бердяев выводит основной закон культуры - преемственность
и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим,
обращенным к будущему и созидающим новые
ценности.
У цивилизации нет столь благородного
происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает
мирское происхождение цивилизации. «
В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы.
3.Что представляет собой “космическая этика” К. Циолковского?
Этику К.Э. Циолковский считал центральным разделом космической философии, ценностным стержнем предлагавшихся им преобразований живой природы и общества. Но этика К.Э. Циолковского глубоко погружена в его метафизику. Представления о добре и зле, все этические нормы, следует, по Циолковскому, выводить из изучения Вселенной. Но это не значит, что этика космической философии натуралистична. Основания космической этики составляли также некоторые фрагменты религиозных, философских и научных представлений: принципы христианской этики, радикально переосмысленные К.Э. Циолковским и дополненные нехристианскими этическими доктринами; источником этического начала является причина космоса. Космическая этика включает научные знания: прошлое и будущее Вселенной, свойства материи и динамику неба, биологическую жизнь. Их связь с этическими ценностями прослеживается слабо. Целенаправляющую роль для этических выводов играют и в этом контексте метафизические представления.
Самый глубинный из истоков этики К.Э. Циолковского — ярко выраженное религиозное, мистическое чувство, которое прорывается во многих моментах космической философии, парадоксальным образом сочетаясь с оценкой церковных догматов как "суеверия". Это — "космическое сознание", проявляющее себя на уровне "коллективного бессознательного" (К.Г. Юнг), в которое была погружена рациональная деятельность К.Э. Циолковского как мыслителя. Этическая система К.Э. Циолковского содержит несколько взаимосвязанных уровней. Наиболее фундаментальным из них является теистический, который провозглашает в качестве императива "любовь и благоговение" по отношению к причине Вселенной, "послушание" высшим человекоподобным существам космоса и "исходящей из них истине, которая ведет нас к нескончаемому и великому благу". Если в христианстве любовь человека к Богу неотделима от представления, что человек — "венец творения", то у К.Э. Циолковского, по сути, человек занимает скромное место в иерархии космического разума. Для христианства заведомо неприемлем призыв к послушанию "космическим махатмам", которые становятся своего рода посредниками между причиной космоса и человеком, в свою очередь рассматриваемые как боги различных рангов. С точки зрения христианства, этот политеизм не что иное, как язычество, чудовищная ересь. Неприемлем он и для материалиста, не признающего никаких богов. Неприемлемым должно оказаться и фактическое отрицание свободы воли человека, долг которого - подчиняться воле Вселенной. /3/
На метафизическом уровне этики
К.Э. Циолковского формулируется императив
"любви к самому себе" или "истинного
себялюбия". Но смысл его - отнюдь
не любовь к себе как личности. По
словам К.Э. Циолковского, "оно в
том — в таких наших поступках,
при которых всякому атому
Вселенной было бы только хорошо".
Каждого человека посмертно ожидает
"непрерывная радость" — "счастье,
совершенство, беспредельность и
субъективная непрерывность богатой
органической жизни". К.Э. Циолковский
сводит посмертную жизнь к бесконечным
трансформациям комбинаций атомов-духов,
в том числе тех, из которых
состоит тело человека. Они могут
"воплощаться" в тела высокоорганизованных
существ космоса, где и будут
испытывать "субъективную радость".
А времени между воплощениями
для них нет, атомы-духи его субъективно
не ощущают, хотя бы в физическом смысле
прошли миллиарды и более ("биллионы
биллионов") лет. Внутренний мир умершего
не воспроизводится, он "истребляется"
смертью. Встреч с родственниками или
друзьями в загробной жизни не
будет, космическая этика отказывает
человеку в том, что обещает ему
христианство, — в бессмертии души.
Отвергая претензии на личное бессмертие,
К.Э. Циолковский включает человека
в бесконечные космические
Посмертное спасение человека, по
Циолковскому, состоит в бесконечной
жизни составляющих его атомов-духов,
которые он рассматривал как единство
материального и духовного
"Счастье" и "блаженство", в котором пребывают атомы-духи (разумные существа космоса), не обеспечиваются, так сказать, автоматически. Они должны непрерывно поддерживаться активной деятельностью разума, грандиозной по своим масштабам. Истинная этика сознательных существ космоса, по Циолковскому, "состоит в том, чтобы не было никаких страданий ни для совершенных, ни для других, недозрелых или начинающих свое развитие животных". Надо уничтожить повсюду во Вселенной несовершенные зачатки жизни, притом для их собственного блага. Тогда примитивный гражданин Вселенной — атом-дух — "не сможет вселиться в дурное существо, ибо их совсем не будет". Поскольку, согласно космической философии, "все живо" и "смерти нет", то и уничтожение жизни, по сути, невозможно. Смерть означает новое рождение./5/
На изложенных идеях К.Э. Циолковского
основывается социально-практический
уровень его этики, включающий максимы,
которые отвечают на вопрос: что
я должен делать? Выдвигаемые К.Э.
Циолковским проекты
К этим идеям односторонне сводят все содержание космической философии те, кто хотел бы назвать К.Э. Циолковского "космическим фашистом". Но мало того, что подобная процедура вырывает цитируемые рассуждения из контекста и меняет их смысл. Ведь все несовершенные формы живого, подвергнутые "космической селекции", через какое-то время неизбежно возродятся, с точки зрения К.Э. Циолковского, в новых, более совершенных формах. К.Э. Циолковский рассматривал это как благо. Для него повышение уровня организации живого не только естественными, но также искусственными способами, означало движение к "спасению" жизни и разума в рамках безграничного вселенского счастья. (Признаться, и у автора статьи евгенические идеи К.Э. Циолковского, столь характерные для 1920-х гг., не находящие резонанса в современной культуре, вызывают отторжение. Но стоит ли бороться с ними, как с живым и грозным противником, если они остались феноменом по преимуществу архивным?) К.Э. Циолковский хотел сделать человечество счастливым, в этом он видел смысл своей философии. Да и вся этика К.Э. Циолковского не нашла какого-либо распространения, не оказала сколько-нибудь заметного влияния. Лишь за последние годы она неоднократно подвергалась критическому анализу со стороны изучавших ее специалистов. Говорилось, в частности, что космическая этика: 1) имеет значение не для наших современников, а для людей отдаленного будущего, которым и давать оценку (Л.В. Лесков); 2) большей частью рекомендации К.Э. Циолковского нравственно непривлекательны, в частности потому, что они дают характеристику разумной силы, которая, опираясь на научные знания, смешивает истину и благо, решая проблемы создания или уничтожения, подавления или преобразования (В.М. Мапельман); 3) позволяет нам дать с точки зрения космической перспективы нравственную оценку современной этики. Необходимо видеть антиномичность этической системы К.Э. Циолковского, соединяющей принципы ненасилия и свободы с жестоким насилием и несвободой, уничтожением или подавлением "низших" форм жизни. Но позитивная черта его этики - призыв к учету "интересов" атомов-духов, что на языке современной культуры можно было бы переформулировать в экологический императив. Этические размышления К.Э. Циолковского об "улучшении" человеческого рода отчасти созвучны современным проектам в области генной инженерии, лечения наследственных болезней, радикального продления человеческой жизни (точка зрения автора статьи).
4.Что, с точки зрения Н.Г. Холодного, требует космическое предназначение человека?
Понятие «антропокосмизм» ввел в 1944 году украинский академик Н. Г. Холодный. В своей работе «Мысли дарвиниста о природе и человеке» он отмечал, что в антропокосмическом отношении к природе самое характерное - это постоянное ощущение человеком своей неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом. «Эта связь распространяется на все стороны человеческого существа и имеет двусторонний характер в том смысле, что человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны природы, и сам в то же время может влиять на нее различными способами». /2/
Задание 3
а) природа
б) космос
в) человек
г) бытие
2) Автор тотального влияния
а) А. Чижевский
б) В. Вернадский
в) К. Циолковский
г) Н. Федоров
а) Вернадский
б) Циолковский
в) Федоров
г) Чижевский
4) Первый систематизатор глобальных проблем на заре космической эры.
а) Федоров
б) Чижевский
в) Циолковский
г) Вернадский
Задание 4
Я чистейший материалист.
Ничего не признаю, кроме материи.
К. Э. Циолковский.
Человечество бессмертно.
К. Э. Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский
в свое время предложил концепцию “Космических
Эр". Далее будут выдержки из книги ”Теория
космических эр” А.Л.Чижевский. Книга
построена как запись бесед Чижевского
и Циолковского.
Является ли материя вообще неслучайным
явлением в космосе или она случайна, то
есть временна и конечна? Я теперь не считаю,
что "эфир" заполняет космическое
пространство, как думали несколько десятков
лет назад, а признаю его как вакуум, то
есть космическое пространство материально
пусто (по Демокриту), за исключением материальных
следов в нем. Это значит, что вещество
в космосе занимает исчезающе малый объем
но сравнению с объемом "пустого"
пространства. Малость вещества говорит
о его случайности или временности, ибо
все случайное или временное имеет малую
или исчезающе малую величину. Для случайных
и временных величин и значений их малость
является наиболее убедительной характеристикой.
Из этого следует, что случайная величина
может когда-нибудь исчезнуть: или время
ее жизни кончится, или, говоря языком
физики, преобразоваться в лучевую энергию.
По-видимому, такой характер преобразования
материи будет существовать в терминальную
эру космоса, и тогда над равенством в
формуле Эйнштейна будет поставлена направляющая,
или векторная стрелка.
Никто не обнаружил потустороннего мира!
После смерти ничего нет, кроме распада
человеческого тела на химические элементы.
Вся метапсихология или парапсихология
сводятся к "передаче сообщений"
от мозга к мозгу и к подобным явлениям.
Всюду и везде одна материя, но в ней-то
вся суть дела... Отбросив ложные представления
людей, обратим внимание на их чистую символику.
Неужели вы думаете, что я не допускаю
эволюцию человечества и оставляю его
в таком внешнем виде, в каком человек
пребывает теперь: с двумя руками, двумя
ногами и т, д. Нет, это было бы глупо. Эволюция
есть движение вперед. Человечество как
единый объект эволюции тоже изменяется,
и, наконец, через миллиарды лет превращается
в единый вид лучистой энергии, то есть
единая идея заполняет все космическое
пространство.
Информация о работе Религиозная философия Н. А. Бердяева и философия русского космизма