Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:22, реферат

Описание

В основе деятельности по созданию и использованию автоматизированной информационной системы лежит понятие ее
жизненного цикла. Жизненный цикл является моделью создания и использования АИС, отражающей ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех без исключения пользователей.
Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла АИС:
• анализ требований;
• проектирование;
• внедрение;
• тестирование и отладка;
• эксплуатация и сопровождение.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………2
2. Стадии жизненного цикла ИС……………………………………………….5
2.1 Создание технического задания и эскизного проекта…………………….5
2.2 Разработка и развитие технического и рабочего проектов……………….8
2.3 Внедрение и эксплуатация системы………………………………………..9
3. Заключение………………………………………………………………….10
4. Список литературы……………………………………………………........11

Работа состоит из  1 файл

реферат ИС.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

Волгоградский Государственный Аграрный Университет

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Информационные системы в экономике

 

 

 

Роль и место  специалиста экономического профиля  на стадиях жизненного цикла информационной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ЗБ-42 
Гуленбахер Е.Ю.

09204

Проверила: Михайлова  Н.А.

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

 

Содержание:

 

 

  1. Введение………………………………………………………………………2
  2. Стадии жизненного цикла ИС……………………………………………….5

2.1 Создание  технического задания и эскизного  проекта…………………….5

2.2 Разработка  и развитие технического и рабочего проектов……………….8

2.3 Внедрение  и эксплуатация системы………………………………………..9

3.    Заключение………………………………………………………………….10

4.    Список  литературы……………………………………………………........11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

В основе деятельности по созданию и использованию автоматизированной информационной системы лежит понятие ее

жизненного цикла. Жизненный  цикл является моделью создания и  использования АИС, отражающей ее различные  состоя-

ния,  начиная с момента  возникновения необходимости в данном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из

употребления у всех без исключения пользователей.

Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла АИС:

• анализ требований;

• проектирование;

• внедрение;

• тестирование и отладка;

• эксплуатация и сопровождение.

Жизненный цикл образуется в соответствии с принципом нисходящего  проектирования и, как правило, носит  итераци-

онный характер.  Реализованные  этапы,  начиная с самых ранних,  циклически повторяются в соответствии с изменениями

требований и внешних  условий, введением ограничений  и т.п. На каждом этапе жизненного цикла порождается определен-

ный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными  являются документы и решения, по-

лученные на предыдущем этапе. Каждый этап завершается верификацией порожденных документов и решений с целью про-

верки их соответствия исходным. Существующие модели жизненного цикла  определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии

перехода от этапа к этапу. В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели жизненного

цикла:

1. Каскадная модель (1970 – 1980-е гг.). Была предложена  Уинстоном Ройсом. Предполагает  переход на следующий

этап после полного  окончания работ по предыдущему этапу и характеризуется четким разделением данных и процессов их

обработки.

2. Поэтапная модель  с промежуточным контролем (1980 – 1985-е гг.) – итерационная  модель разработки с циклами  об-

ратной связи между  этапами. Преимущество такой модели заключается с одной стороны в том, что межэтапные корректи-

ровки обеспечивают меньшую  трудоемкость по сравнению с каскадной  моделью; с другой стороны, время  жизни каждого из

этапов растягивается  на весь период разработки.

3. Спиральная модель (1986 – 1990-е гг.). Была разработана Барри Боэмом. Она основана на классическом цикле Демин-

га PDCA (plan-do-check-act). Делает упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование специ-

фикаций, предварительное  и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость техни-

ческих решений путем  создания прототипов. Каждый виток  спирали соответствует поэтапной  модели создания фрагментаили версии системы, на нем уточняются цели и  характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы

следующего витка спирали. Таким образом углубляются и  последовательно конкретизируются детали проекта и в результате

выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

Специалистами отмечаются следующие преимущества спиральной модели:  накопление и повторное использование

программных средств, моделей  и прототипов; ориентация на развитие и модификацию системы в процессе ее проектирова-

ния; анализ риска и  издержек в процессе проектирования. 

Главная особенность индустрии АИС состоит в концентрации сложности на начальных этапах жизненного цикла (ана-

лиз, проектирование) при  относительно невысокой сложности  и трудоемкости последующих этапов. Более того, нерешенные

вопросы и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования, порождают на последующих этапах трудные, часто

неразрешимые проблемы и, в конечном счете, могут лишить успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стадии жизненного цикла ИС.
  2. 2.1. Создание технического задания и эскизного проекта.

Техническое задание - это документ, необходимый для начала работ по разработке и внедрению автоматизированной системы, это задание на всю проектируемую систему. Документ определяет требования и исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления; структуру разрабатываемой системы, требования к отдельным ее частям, состав используемых технических средств. Документ регламентирует отношения сторон и охватывает не только работы, которые предполагается реализовать с помощью ЭВМ, но и выполняемые сотрудниками соответствующих служб вручную.

Техническое задание  должно быть: 
- точно сформулированным, что исключит неоднозначность его понимания разными исполнителями; 
- полным, т.е. содержать описание всех аспектов функционирования системы, в том числе и ее реакцию на ошибочные действия пользователя; 
- ясным: текст документа должен быть понятен и пользователю, и разработчику.

После утверждения "Техническое  задание" становится документом, которым  руководствуются разработчики на всех этапах создания системы. На его основании составляются координационный план работ, сетевой график работ и производится расчет затрат на разработку системы. 
Содержание разделов технического задания: 
К примеру, техническое задание на создание автоматизированной системы учета на базе комплекса программ "1С: Бухгалтерия" может содержать следующие разделы.

Раздел 1. Назначение и цели создания системы 
Назначением системы является организация автоматизированного решения задач учета в организационных подразделениях предприятия-заказчика с целью достижения следующих результатов: 
- снижение трудоемкости и сокращение сроков обработки информации; 
- повышение достоверности информации;  
- повышение уровня автоматизации учетных работ;  
- автоматизация процесса обмена учетной информации между подразделениями и работниками; 
- оперативное формирование информации для нужд управления; 
- усиление контрольных функций учета. 

Раздел 2. Требования к комплексу технических средств  и системному программному обеспечению 
Комплекс технических средств и системное программное обеспечение должны удовлетворять определенным требованиям:  
- рабочие места пользователей с характеристиками не ниже: процессор Pentium - II 333, ОЗУ 32Мб, объем жесткого диска 800 Мб, видеоподсистема, обеспечивающая работу в режиме разрешения 800x600;  
- выделенный сервер с характеристиками не ниже: процессор 2xPentium III - 500Мгц, ОЗУ 512 Мб, объем жесткого диска Зх9Гб; 
- кабельная система на "витой паре" 100 Мбит, коммутируемая - не более 12-15 рабочих станций на сегмент;  
- операционная система для рабочих станций - Microsoft Windows 98/NT/2000/XP. Сетевая операционная система - Microsoft Windows NT/2000 Server. 

Раздел 3. Требования к квалификации пользователей  
Учетные работники предприятия-заказчика должны иметь знания и навыки, достаточные для выполнения следующих функций: 
- содержательный контроль учетной информации; 
- выполнение неавтоматизированных расчетов по своему участку работы; 
- автоматизированное ведение нормативно-справочной информации; 
- выполнение процедур автоматизированной обработки информации в заданной последовательности; 
- корректировки ошибок, допущенных в процессе работы; 
- получение и контроль автоматизированных отчетов; 
- контроля информации, полученной от других подсистем. 
Кроме названных техническое задание включает разделы: 
- требования к информационному обеспечению и средствам разработки; 
- требования к системе документирования; 
- требования к составу и содержанию работ (согласно календарному плану); 
- требование к функциям, реализуемым системой; 
- требования к порядку контроля и приемки системы.

Эскизный проект (техническое предложение) - это документ, где излагаются основные концепции  построения автоматизированной системы  или отдельных ее подсистем. Поскольку  в техническом задании только обозначаются цели, но не указываются пути их решения, то эскизный проект охватывает всю систему и описывает избранные пути решения задач.

Документ представляется в виде проектной документации, описывающей  архитектуру системы, структуру  ее подсистем, состав модулей, предложения по выбору базовых программно-аппаратных средств, которые должны учитывать прогноз развития предприятия. Утверждая эскизный проект, заказчик дает свое согласие на предложения разработчиков, касающиеся направлений работ и вариантов основных проектных решений. После принятия эскизного проекта разрабатывается прототип автоматизированной системы, представляющий собой набор программ, имитирующих работу готовой системы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2.2. Разработка и развитие технического и рабочего проектов.
  • Технический проект разрабатывается на основании утвержденного технического задания. Его целью является привязка типовых решений к конкретным условиям работы предприятия, что требует решения комплекса вопросов правового, технического, организационного и экономического характера. 

    Разработка технического проекта предполагает:  
    - определение объектов информационной системы и их атрибутов; 
    - расчет количества экземпляров каждого объекта; 
    - определение методов вычисления производных показателей на основе значений исходных показателей; 
    - установление связи между объектами и процессами; 
    - разработку структуры базы данных и проверку ее полноты; 
    -  определение порядка сбора, хранения, передачи, обработки и контроля данных;  
    - выбор необходимых для решения задачи программных средств; 
    - выбор операционной системы и системы управления базами данных; 
    - оценку объемов памяти и трудоемкости разработки программ.

    Рабочий проект - это техническая документация, разработанная на основе утвержденного  заказчиком технического задания и  утвержденная в установленном порядке. Документ содержит уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, уточненную оценку эффективности, перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.

    В состав рабочей документации проекта входят: пояснительная записка, должностные инструкции, инструкции по заполнению входных документов, использованию выходных документов, организации и ведению нормативно-справочной информации и другие документы.

     

     

    2.3 Внедрение и эксплуатация системы.

    Внедрение системы  представляет собой процесс постепенного перехода от существующей системы управления к новой, предусмотренной документацией  рабочего проекта. Стадия внедрения  и развития охватывает работы по комплексной  отладке создаваемой системы в производственных условиях, диагностике работоспособности всех ее элементов, определению направлений развития и совершенствования системы. Опытная эксплуатация проводится в целях комплексной проверки функционирования задач системы, подготовленности обеспечивающей части системы к функционированию, окончательной отладки технологического процесса сбора и обработки информации. При положительных результатах опытной эксплуатации система сдается в промышленную эксплуатацию, в ходе которой проводится анализ функционирования системы, проверяется эффективность реализованных проектных решений, вырабатываются рекомендации по дальнейшему ее развитию. На этапе эксплуатации система заполняется реальными данными, производится слежение за изменениями ее параметров, а также параметров предметной области.

    Информация о работе Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы