Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:22, реферат
В основе деятельности по созданию и использованию автоматизированной информационной системы лежит понятие ее
жизненного цикла. Жизненный цикл является моделью создания и использования АИС, отражающей ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех без исключения пользователей.
Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла АИС:
• анализ требований;
• проектирование;
• внедрение;
• тестирование и отладка;
• эксплуатация и сопровождение.
1. Введение………………………………………………………………………2
2. Стадии жизненного цикла ИС……………………………………………….5
2.1 Создание технического задания и эскизного проекта…………………….5
2.2 Разработка и развитие технического и рабочего проектов……………….8
2.3 Внедрение и эксплуатация системы………………………………………..9
3. Заключение………………………………………………………………….10
4. Список литературы……………………………………………………........11
Волгоградский Государственный Аграрный Университет
Дисциплина: Информационные системы в экономике
Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы
Выполнила:
студентка группы ЗБ-42
Гуленбахер Е.Ю.
09204
Проверила: Михайлова Н.А.
Волгоград 2012
Содержание:
2.1 Создание
технического задания и
2.2 Разработка и развитие технического и рабочего проектов……………….8
2.3 Внедрение
и эксплуатация системы……………………
3. Заключение……………………………………………………
4. Список
литературы……………………………………………………
В основе деятельности по созданию и использованию автоматизированной информационной системы лежит понятие ее
жизненного цикла. Жизненный цикл является моделью создания и использования АИС, отражающей ее различные состоя-
ния, начиная с момента
возникновения необходимости в
употребления у всех без исключения пользователей.
Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла АИС:
• анализ требований;
• проектирование;
• внедрение;
• тестирование и отладка;
• эксплуатация и сопровождение.
Жизненный цикл образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит итераци-
онный характер. Реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями
требований и внешних условий, введением ограничений и т.п. На каждом этапе жизненного цикла порождается определен-
ный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, по-
лученные на предыдущем этапе. Каждый этап завершается верификацией порожденных документов и решений с целью про-
верки их соответствия исходным. Существующие модели жизненного цикла определяют порядок исполнения этапов в ходе разработки, а также критерии
перехода от этапа к этапу. В соответствии с этим наибольшее распространение получили три следующие модели жизненного
цикла:
1. Каскадная модель (1970 – 1980-е гг.). Была предложена Уинстоном Ройсом. Предполагает переход на следующий
этап после полного окончания работ по предыдущему этапу и характеризуется четким разделением данных и процессов их
обработки.
2. Поэтапная модель
с промежуточным контролем (
ратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается с одной стороны в том, что межэтапные корректи-
ровки обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной моделью; с другой стороны, время жизни каждого из
этапов растягивается на весь период разработки.
3. Спиральная модель (1986 – 1990-е гг.). Была разработана Барри Боэмом. Она основана на классическом цикле Демин-
га PDCA (plan-do-check-act). Делает упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование специ-
фикаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость техни-
ческих решений путем
создания прототипов. Каждый виток
спирали соответствует
следующего витка спирали.
Таким образом углубляются и
последовательно
выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
Специалистами отмечаются следующие преимущества спиральной модели: накопление и повторное использование
программных средств, моделей
и прототипов; ориентация на развитие
и модификацию системы в
ния; анализ риска и издержек в процессе проектирования.
Главная особенность индустрии АИС состоит в концентрации сложности на начальных этапах жизненного цикла (ана-
лиз, проектирование) при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов. Более того, нерешенные
вопросы и ошибки, допущенные на этапах анализа и проектирования, порождают на последующих этапах трудные, часто
неразрешимые проблемы и, в конечном счете, могут лишить успеха.
Техническое задание - это документ, необходимый для начала работ по разработке и внедрению автоматизированной системы, это задание на всю проектируемую систему. Документ определяет требования и исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления; структуру разрабатываемой системы, требования к отдельным ее частям, состав используемых технических средств. Документ регламентирует отношения сторон и охватывает не только работы, которые предполагается реализовать с помощью ЭВМ, но и выполняемые сотрудниками соответствующих служб вручную.
Техническое задание
должно быть:
- точно сформулированным, что исключит
неоднозначность его понимания разными
исполнителями;
- полным, т.е. содержать описание всех
аспектов функционирования системы, в
том числе и ее реакцию на ошибочные действия
пользователя;
- ясным: текст документа должен быть понятен
и пользователю, и разработчику.
После утверждения "Техническое
задание" становится документом, которым
руководствуются разработчики на всех
этапах создания системы. На его основании
составляются координационный план работ,
сетевой график работ и производится расчет
затрат на разработку системы.
Содержание разделов технического задания:
К примеру, техническое задание на создание
автоматизированной системы учета на
базе комплекса программ "1С: Бухгалтерия"
может содержать следующие разделы.
Раздел 1. Назначение и цели
создания системы
Назначением системы является организация
автоматизированного решения задач учета
в организационных подразделениях предприятия-заказчика
с целью достижения следующих результатов:
- снижение трудоемкости и сокращение
сроков обработки информации;
- повышение достоверности информации;
- повышение уровня автоматизации учетных
работ;
- автоматизация процесса обмена учетной
информации между подразделениями и работниками;
- оперативное формирование информации
для нужд управления;
- усиление контрольных функций учета.
Раздел 2. Требования
к комплексу технических
Комплекс технических средств и системное
программное обеспечение должны удовлетворять
определенным требованиям:
- рабочие места пользователей с характеристиками
не ниже: процессор Pentium - II 333, ОЗУ 32Мб, объем
жесткого диска 800 Мб, видеоподсистема,
обеспечивающая работу в режиме разрешения
800x600;
- выделенный сервер с характеристиками не ниже:
процессор 2xPentium III - 500Мгц, ОЗУ 512 Мб, объем
жесткого диска Зх9Гб;
- кабельная система на "витой паре"
100 Мбит, коммутируемая - не более 12-15 рабочих
станций на сегмент;
- операционная система для рабочих станций
- Microsoft Windows 98/NT/2000/XP. Сетевая операционная
система - Microsoft Windows NT/2000 Server.
Раздел 3. Требования
к квалификации пользователей
Учетные работники предприятия-заказчика
должны иметь знания и навыки, достаточные
для выполнения следующих функций:
- содержательный контроль учетной информации;
- выполнение неавтоматизированных расчетов
по своему участку работы;
- автоматизированное ведение нормативно-справочной
информации;
- выполнение процедур автоматизированной
обработки информации в заданной последовательности;
- корректировки ошибок, допущенных в процессе
работы;
- получение и контроль автоматизированных
отчетов;
- контроля информации, полученной от других
подсистем.
Кроме названных техническое задание
включает разделы:
- требования к информационному обеспечению
и средствам разработки;
- требования к системе документирования;
- требования к составу и содержанию работ
(согласно календарному плану);
- требование к функциям, реализуемым системой;
- требования к порядку контроля и приемки
системы.
Эскизный проект (техническое предложение) - это документ, где излагаются основные концепции построения автоматизированной системы или отдельных ее подсистем. Поскольку в техническом задании только обозначаются цели, но не указываются пути их решения, то эскизный проект охватывает всю систему и описывает избранные пути решения задач.
Документ представляется в виде проектной документации, описывающей архитектуру системы, структуру ее подсистем, состав модулей, предложения по выбору базовых программно-аппаратных средств, которые должны учитывать прогноз развития предприятия. Утверждая эскизный проект, заказчик дает свое согласие на предложения разработчиков, касающиеся направлений работ и вариантов основных проектных решений. После принятия эскизного проекта разрабатывается прототип автоматизированной системы, представляющий собой набор программ, имитирующих работу готовой системы.
Технический проект разрабатывается на основании утвержденного технического задания. Его целью является привязка типовых решений к конкретным условиям работы предприятия, что требует решения комплекса вопросов правового, технического, организационного и экономического характера.
Разработка технического
проекта предполагает:
- определение объектов информационной
системы и их атрибутов;
- расчет количества экземпляров каждого
объекта;
- определение методов вычисления производных
показателей на основе значений исходных
показателей;
- установление связи между объектами
и процессами;
- разработку структуры базы данных и проверку
ее полноты;
- определение порядка сбора, хранения,
передачи, обработки и контроля данных;
- выбор необходимых для решения задачи
программных средств;
- выбор операционной системы и системы
управления базами данных;
- оценку объемов памяти и трудоемкости
разработки программ.
Рабочий проект - это техническая документация, разработанная на основе утвержденного заказчиком технического задания и утвержденная в установленном порядке. Документ содержит уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, уточненную оценку эффективности, перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению.
В состав рабочей документации проекта входят: пояснительная записка, должностные инструкции, инструкции по заполнению входных документов, использованию выходных документов, организации и ведению нормативно-справочной информации и другие документы.
2.3 Внедрение и эксплуатация системы.
Внедрение системы представляет собой процесс постепенного перехода от существующей системы управления к новой, предусмотренной документацией рабочего проекта. Стадия внедрения и развития охватывает работы по комплексной отладке создаваемой системы в производственных условиях, диагностике работоспособности всех ее элементов, определению направлений развития и совершенствования системы. Опытная эксплуатация проводится в целях комплексной проверки функционирования задач системы, подготовленности обеспечивающей части системы к функционированию, окончательной отладки технологического процесса сбора и обработки информации. При положительных результатах опытной эксплуатации система сдается в промышленную эксплуатацию, в ходе которой проводится анализ функционирования системы, проверяется эффективность реализованных проектных решений, вырабатываются рекомендации по дальнейшему ее развитию. На этапе эксплуатации система заполняется реальными данными, производится слежение за изменениями ее параметров, а также параметров предметной области.