Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 08:39, курсовая работа
Отрасли экономики, основанные на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в настоящее время динамично развиваются как в России, так и в мире. Количество абонентов различных видов связи, пользователей Интернета неуклонно увеличивается. Финансовые показатели наиболее крупных предприятий этих отраслей растут год от года, несмотря на мировой финансовый кризис, исчерпание основного источника экстенсивного роста и т.д. Такое положение в сфере российских ИКТ сохраняется уже второй десяток лет.
Введение 3
1. Методы принятия управленческих решений 6
2. Анализ рынка телекоммуникационных услуг 13
3. Выбор оператора сотовой связи на основе метода анализа иерархий 15
Выводы 30
Список использованной литературы 31
Схема применения метода совершенно не зависит от сферы деятельности, в которой принимается решение. Поэтому метод является универсальным, его применение позволяет организовать систему поддержки принятия решений.
Работа
по подготовке принятия решений часто
является слишком трудоемкой для одного
человека. Модель, составленная с помощью
метода анализа иерархий, всегда имеет
кластерную структуру. Применение метода
позволяет разбить большую задачу, на
ряд малых самостоятельных задач. Благодаря
этому для подготовки принятия решения
можно привлечь экспертов, работающих
независимо друг от друга над локальными
задачами. Эксперты могут не знать ничего
о характере принимаемого решения, что
отчасти способствует сохранению. В частности,
благодаря этому удается сохранить в тайне
информацию о подготовке решения.
Метод дает только способ рейтингования
альтернатив, но не имеет внутренних средств
для интерпретации рейтингов, т.е. считается,
что человек, принимающий решение, зная
рейтинг возможных решений, должен в зависимости
от ситуации сам сделать вывод.) Это следует
признать недостатком метода.
Данный
метод может служить
Метод отражает естественный ход человеческого мышления и дает более общий подход, чем метод логических цепей. Он дает не только дает способ выявления наиболее предпочтительного решения, но и позволяет количественно выразить степень предпочтительности посредством рейтингования. Это способствует полному и адекватному выявлению предпочтений лица, принимающего решение. Кроме того, оценка меры противоречивости использованных данных позволяет установить степень доверия к полученному результату.
Важным требованием, обеспечивающим обоснованность применения метода, является квалифицированность экспертов, принимающих участие в создании структуры модели принятия решения, подготовке данных и в интерпретации результатов, т.е. их способность давать правильную непротиворечивую информацию. Во многом обоснованность решения, принятого с помощью иерархического анализа проблемы, связана: 1) с полнотой учета факторов, определяющих рейтинг решений, 2) с полнотой учета связей между целью рейтингования, факторами и возможными решениями, 3) адекватностью формулировок критериев для парных сравнений тем целям, которые преследуются для построения модели.
Модели, основанные на строгом иерархическом принципе, являются полилинейными и предполагают использование взвешенного суммирования для вычисления приоритетов альтернатив. При этом взаимная зависимость однотипных факторов, от которых зависят приоритеты решений, друг от друга выясняется или путем парных сравнений или не учитывается вовсе (т.е. факторы в модели считаются независимыми). Таким образом, если учитываются сильно коррелирующие факторы, то соответствующая модель должна как минимум иметь обратные связи. Учет обратных связей позволяет установить опосредованные связи между однотипными факторами (через факторы других типов). Если в реальной ситуации имеются существенно нелинейные взаимодействия между компонентами задачи, то аддитивный принцип расчета рейтинга, принятый в методе анализа иерархий может приводить к ошибкам.
Метод
наиболее подходит для тех случаев,
когда основная часть данных основана
на предпочтениях лица, принимающего
решения.
Современная
информационная инфpастpуктуpа передовых
стран строится таким образом, чтобы
справиться с мощным трафиком, создаваемым
мультимедиа (голос, данные, образ, текст
и видео), и исходя из пpедположения,
что в ближайшем будущем
На совpеменном этапе pазвития телекоммуникаций пpоисходит междунаpодная интегpация финансовых и технологических pесуpсов с целью pасшиpения номенклатуpы услуг связи и охвата новых теppитоpий. Этот пpоцесс тpебует обновления всей структуры отрасли путем создания глобальной информационной инфраструктуры.
Нужно заметить, что между сегментами мирового рынка телекоммуникаций происходит постоянное перераспределение. Растет доля мобильной связи и передачи данных за счет традиционной телефонии.
К особенностям рынка телекоммуникационных услуг можно отнести следующие:
Большинство
потребительских рынков в Российской
Федерации за последние годы изменились
в сторону возросшей
Доля активных пользователей услуг мобильной связи в России существенно возросла в 2005-2007 гг и достигла 95,9 млн чел (65,7% населения страны). В 2010-2014 гг количество пользователей будет медленно расти, и к 2014 году составит 117,6 млн чел.
Выручка от услуг сотовой связи в России в 2009 г составила 714,9 млрд руб, снизившись на 7,7% по сравнению с предыдущим годом. В 2010-2014 гг рост выручки на рынке сотовой связи будет обусловлен восстановлением экономики, ростом абонентской базы и появлением новых услуг.
Средняя цена на базовые услуги мобильной связи в 2010-2014 гг продолжат падение. Однако, это будет компенсироваться ростом мобильного трафика и развитием рынка дополнительных услуг.
Между
действиями его субъектов, среди
которых операторы сотовой
Для анализа и сравнения поставщиков услуг сотовой связи предлагается три экономических критерия выбора:
- критерий К1: стоимость подключения
- критерий К2: стоимость минуты
- критерий К3: стоимость сервиса (абонплата)
и два физических критерия:
- критерий К4: зона покрытия
- критерий К5: наличие связи
В качестве альтернатив рассматриваются следующие альтернативы:
А1: МТС
А2:
U-tel
А3: Мегафон
А4: Билайн
Исходные данные для расчетов представлены в таблице:
МТС | U-tel | Мегафон | Билайн | |
Стоимость подключения | 200 | 150 | 150 | 250 |
Стоимость минуты, коп | 1,95 | 1,9 | 2 | 1,5 |
Стоимость сервиса | 0 | 0 | 50 | 50 |
Зона покрытия | хорошее | плохое | хорошее | среднее |
Наличие связи | хорошее | среднее | среднее | хорошее |
Составим МПС по 1-му критерию (стоимость подключения):
К1 | А1 | А2 | А3 | А4 |
А1 | 1 | 8 | 4 | 7 |
А2 | 0,125 | 1 | 0,2 | 3 |
А3 | 0,25 | 5 | 1 | 4 |
А4 | 0,143 | 0,333 | 0,25 | 1 |
Для каждой строки матрицы вычислим произведение её членов и возьмём из корень 4-й степени из произведения:
а1 | 3,868673 |
а2 | 0,523318 |
а3 | 1,495349 |
а4 | 0,330316 |
Далее рассчитаем сумму всех координат: а∑ = а1 + а2 +а3 +а4 = 6,217
Составим нормированный вектор, для этого разделим каждую координату аi на сумму всех координат:
S1(K1) | 0,622208 |
S2(K1) | 0,084166 |
S3(K1) | 0,2405 |
S4(K1) | 0,053126 |
Вектор S3 (0,2405) является наиболее предпочтителен для критерия К1.
Для
каждого столбца матрицы
b1 | 1,517857 |
b2 | 14,33333 |
b3 | 5,45 |
b4 | 15 |
Получили вектор b (1,517; 14,33; 5,45;15).
Покоординатно
перемножим вектора и суммируем
полученные произведения. Получим максимальное
собственное число
λmax = b1 ∙ S1 + b2 ∙ S2 + b3 ∙ S3 + b4 ∙ S4 =4,258
Рассчитаем индекс согласованности (ИС):
ИС = | λmax - n | |
n - 1 | ||
ИС = | 4,258-4 | ≈ 0,0861 |
3 |