Эффективность массовой комммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Содержание

Введение 3
Глава I. Средства массовой коммуникации 4
1.1 Историческое развитие массовой коммуникации 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации 8
Глава II. Эффекты воздействия массовых коммуникаций 18
2.1 Личность в сфере влияния СМК 18
2.2 Слухи – как фактор манипуляции в средствах массовой коммуникации 21
2.3 Телевидение и его механизмы эффективного воздействия 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая э.м.к..doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжский государственный  университет

телекоммуникаций  и информатики»

_________________________________________________________________ 

Кафедра связей с общественностью 
 
 
 
 

      ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 

Курсовая  работа

по дисциплине «Основы теории коммуникации» 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Студентки 3 курса группы 73

                                                                         очного отделения специальности

                                                                             030602 – Связи с общественностью

                                                                    Ярыгина Андрея Сергеевича                                                                                                                                                                                                                                                                           

          Подпись______________________                                                         

                                                                             

                                                            Научный руководитель:

    д.п.н., проф.

                                                                             Андронова Ирина Владимировна

                                                                            Подпись___________________

                                                     

                                                          

                                                                 
 

Самара, 2010

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

 

      Понятия «массовая коммуникация», «массовая  информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.  Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

        Актуальность темы заключается в том, что массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения.

        Пользуясь специфическими методами воздействия на аудиторию, СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В современную информационную эпоху, когда информация становится вездесущей и всепроникающей настолько, что человек порой уже неспособен реагировать на те или иные медиасообщения, особенно актуальным становится всестороннее изучение эффективности медиавоздействия. Изучение эффективности, не просто как достижения любого эффекта, а именно как достижения того эффекта, который задумывался коммуникатором. Это особенно актуально, если учесть, что СМИ сегодня являются мощным инструментом формирования общественного мнения и легитимации политической власти.

      Объект  исследования – массовые коммуникации. Предметом работы стало определение  видов коммуникаций, слухи - как фактор манипуляции, телевидение как канал массовой коммуникации.

      Целью работы является теоретический анализ основных методов воздействия массовых коммуникаций и критериев их эффективности.

      Задачи:

  1. Исследование теоретических подходов массовых коммуникаций: исторический экскурс и современные концепции.
  2. Определение сущности эффективности медиавоздействия.
  3. Определение влияния массовых коммуникаций на общество.

      Предмет исследования: методы и критерии эффективности  воздействия массовой коммуникации на общество.

      Цель  и основные задачи, поставленные в  данной работе, определили структуру  курсовой: введение, основная часть, состоящая  из двух глав, заключение и список использованной литературы.

      Глава I. Средства массовой коммуникации

      1.1 Историческое развитие  массовой коммуникации

      Массовая  комуникация – процесс распространения  информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

      Средства  массовой коммуникации (СМК) – это  специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение  информационных сообщений на большие территории.

      Массовая  коммуникация, прежде всего, характеризуется:

  • наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
  • социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
  • массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
  • многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

      Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и  коммуникатора.

      Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

      Уникальность  коммуникационного процесса в СМК  связана с его следующими свойствами:

       - диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

       - диатопность – коммуникативное  свойство, позволяющее информационным  сообщениям преодолевать пространство;

       - мультиплицирование –  коммуникативное  свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

        - симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

       - репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

        Начало исследований массовой  коммуникации связывают с именем  немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически  обосновал необходимость изучения  прессы в социалогическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

      Огромное  значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное  мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние  стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы – иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

      В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах –  теоретическом, прагматическом и эксперементально-прикладном.

      Известные теории построены главным образом  на функциональном подходе к пониманию  сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:

       1) функция политического контроля,

       2) функция опосредованного духовного  контроля,

       3)культурологическая функция. Особое место занимает теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации. Рассмотрим эти теории вкратце с тем, чтобы выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению.

      В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй – идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.

      Теория  массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой – помогают людям выжить в трудных условиях.

      Политико-экономическая  теория, в которой наиболее последовательно используются марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг. К политико-экономической теории относятся также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление.

      Экономико-социологическая  традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в прцессе реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локальном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают соб ственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений — продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Именно в этом контексте западными учеными проводится анализ тенденций коммерциализации СМК, их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулирования.   Соответственно   процессы   регулирования   взаимодействия СМК, общества и государства представители этого направления связывают с регулированием отношений и прав собственности на каналы массовой коммуникации.

Информация о работе Эффективность массовой комммуникации