Эффективность массовой комммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Содержание

Введение 3
Глава I. Средства массовой коммуникации 4
1.1 Историческое развитие массовой коммуникации 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации 8
Глава II. Эффекты воздействия массовых коммуникаций 18
2.1 Личность в сфере влияния СМК 18
2.2 Слухи – как фактор манипуляции в средствах массовой коммуникации 21
2.3 Телевидение и его механизмы эффективного воздействия 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая э.м.к..doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

      По  мнению доктора психологических  наук, профессора А. Г. Караяни, «особое место в современном информационном пространстве нашей страны занимают слухи. Более 70% россиян отмечают, что сталкиваются со слухами, из них около 45% чаще, чем 1-2 раза в неделю. Слухи рассматриваются сегодня не только как стихийное коммуникативное явление, но и как технология влияния на общественное сознание, эффективное средство информационно-психологического противодействия». Как правильно заметил проф. Караяни, слухи выражают общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории. Кроме того, как мы уже заметили, слухи являются методами психологической войны. Причем, исходя из того, что с помощью слухов можно изменять общественное мнение, формируя его в нужном манипуляторам ключе (если мы говорим о намеренном распространении слухов), слухи являются достаточно грозным оружием. Любая форма воздействия на массы, любой способ применения подобного воздействия, зачастую весьма эффективен, потому как происходит воздействие не на одного индивида, а сразу на группы индивидов, на массы. В этом случае достигается всеохватываемость аудитории. Причем каждый из индивидов является в таком случае потенциальным «разносчиком» слухов. А значит информация, передаваемая посредством слухов, способна увеличиваться в геометрической прогрессии, что становится весьма существенным фактором эффективности слухов.

      Слухи также являются способом удовлетворения различных потребностей индивида и  масс. Мы знаем, что психика индивида устроена таким образом, что он смотрит на реальный мир в некой маске, или вымышленном образе, которые надевает на себя, и проецирует в последующем посредством этого образа некое собственное искаженное вИдение на окружающий мир, частично в какой-то мере подменяя реальный мир — мир вымышленным. Отличие здорового человека от психотика заключается лишь в том, что первый всегда может возвратиться назад, а психотик не может, так как он живет в этом мире иллюзорной действительности, и при этом нисколько не считает, что такой мир вымышленный.

      Что касается профилактики распространения  слухов, то в этом случае наиболее результативным является повышение роли идеологии  со стороны государства посредством  средств массовой коммуникации. Необходимо повысить значимость информации, передаваемой СМИ, работать над доверием к СМИ со стороны населения. Кроме того, необходимо чтобы средства массовой коммуникации, информации и пропаганды отвечали на все или большинство вопросов, интересующих народ (массы).

      То  есть необходимо проводить мониторинг слухов, прослеживая таким образом  появление наболевших у народа вопросов, а после своевременно отвечать на подобные вопросы, обращая внимание на то, что всегда официальным СМИ  верят больше, чем каким-либо слухам, особенно при спорности информации, поступаемой со слухами и официальным путем. Причем намного результативней окажется, если какие-либо слухи опровергнет уважаемый в народе человек. Например, Владимир Владимирович Путин. Правда таким рейтингом доверия в настоящее время не обладает ни один политик высшего эшелона. Но подобный рейтинг есть все шансы обрести новому президенту, Дмитрию Анатолиевичу Медведеву. 

      2.3 Телевидение и его механизмы эффективного воздействия 

      Сегодня телевидение является наиболее популярным видом СМИ. Среднестатический человек не каждый день читает газеты или слушает радио, но зато каждый день смотрит телевизор. Можно даже сказать, что телевизор по своему местоположению в доме стал современным «очагом», который излучает тепло и вокруг которого каждый вечер вращается семейная жизнь.

      Такое монопольное положение телевидения  объясняется следующими причинами:

      Во-первых, оперативность. В современном информационном обществе весьма важно обладать последними оперативными данными. Событие, которое случилось сегодня, покажут сегодня же в новостях. О такой оперативности нельзя говорить в случае с печатными СМИ. Конечно, можно говорить об оперативности Интернета, но, во-первых, интернет есть не у всех, а во-вторых, поиск в интернете требует определенных усилий, а телевизор достаточно только включить в определенное время.

      Во-вторых, эффект очевидности. У зрителя создается  впечатление, что он видит событие  непосредственно собственными глазами, а соответственно, что так и  обстоит дело как показано по телевизору. Ведь когда мы в чем-то уверенны, мы говорим «это же очевидно, то есть видно очами», мы доверяем своим глазам больше, чем другим органам чувств. Данный феномен был описан еще У. Липпманом как «феномен фотографии»: «фотографические снимки» кажутся нам более реальными, поскольку мы думаем, что они достигают нас, минуя всякое человеческое посредничество».

      В-третьих, выразительность телевизионных  образов. Основная цель телевидения  состоит в привлечении внимания зрителей, с тем, чтобы в дальнейшем привлечь рекламодателей. Эта цель достигается разными методами воздействия на эмоции и чувства человека, так как эмоциональная составляющая больше всего поддается воздействию. Например, с помощью правильно подобранной, сбалансированной цветовой гаммы. Цвет влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, апеллируя к чувствам, а не к логике человека.7

      В-четвертых, впечатление неангажированности тележурналистов. Если в телевизионной программе  обсуждается какая-либо проблема, то обязательно разделение обсуждающих проблему на противоборствующие стороны, с тем чтобы создать эффект нейтральности тележурналистов. Новости же являются «чисто информационной программой».

      В-пятых, «уход от реальности». Телевидение  может перенести человека в любую  точку мира, с «эффектом включенности» в происходящее, предоставляет человеку переживать те эмоции, которых он лишен в повседневной жизни.

      По  мнению, П. Бурдье, телевидение представляет собой особое социальное поле, связанное  со специфической культурной практикой  – производством и распространением информации.

      «Социальное поле – это исторически сложившееся  пространство игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с  собственными законами функционирования». В этом поле действуют индивиды – агенты. Агенты могут быть индивидуальными (журналисты, репортеры, ведущие, режиссеры) и институциональными (издательства, телеканалы, газеты и т. д.).

      Агенты  обладают капиталом, то есть определенными, характерными для данного поля, ресурсами, которые можно инвестировать и получить с них прибыль, придающим его владельцу силу и власть и позволяющим занять определенную позицию.

      Влиятельность того или иного органа информации в поле СМИ определяется объемом  и структурой его капиталов. Специфический  капитал этого поля – капитал известности, за который постоянно идет борьба. Важно также обладание и другими видами капиталов: политическим, культурным и т. д. Особую роль в структуре капиталов играет экономический капитал, так как, в современных рыночных условиях все цели СМИ постепенно сдвигаются одной, главной – получение прибыли.

        Интересен подход И. А. Климова,  по мнению которого, телевидение  на сегодняшний день представляет  собой сложное социальное явление,  которое можно изучать в разных  аспектах.8 Во – первых, как социальный институт – производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой, связанную с множеством иных организаций, структур, субъектов социального действия. Во-вторых, как дискурс – систему языковой коммуникации. В-третьих, как форму социального знания, как способ накопления обществом знаний о самом себе. И, в-четвертых, как элемент повседневной жизни значительной части людей, которые удовлетворяет с помощью него свои индивидуальные потребности.

      На наш взгляд, сущность телевидения проявляется в его функциях: 9

      1. Информационная функция. Все средства  массовой информации потому и  называются так, что первым  и главным их качеством –  тем ради чего и создавались,  скажем, петровские «Ведомости», - была  способность удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Телевидение распространяет информацию полнее, быстрее и эмоциональнее своих предшественников. Собственно информационная функция телевидения – показ новостей.

      Регулярное  получение информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни. Информационные выпуски новостей составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные телепередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места в эфире – событие чрезвычайное.

      2. Культурно-просветительская функция.  Телевидение приобщает к ценностям  культуры, полностью транслируя  театральный спектакль или экранизацию  какого-нибудь классического произведения.

      На телеэкранах искусство обретает вторую, нетрадиционную форму социального бытия. Государственное вещание стимулирует развитие народного творчества, в пример можно привести постоянно возникающие конкурсы, типа «Утренняя звезда», «Стань звездой», «Минута славы» и т. д. и т. п.

      И сколько бы ни говорили о «неполноценности»  приобщения к искусству посредством  телевидения, следует признать, что  для многих россиян это едва ли не единственная возможность познакомиться  с классикой и лучшими работами современных авторов.

      3. Интегративная функция. Все СМИ,  в первую очередь телевидение,  по своей природе способны  поддерживать нормальное функционирование  того общества, на которое распространяется  их влияние. Сам факт регулярного  просмотра программы разными  людьми уже свидетельствует об их определенной общности. Доминанта вещания – выявление общих для аудитории ценностей. Чем крупнее и разнообразнее общество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не осталась дискриминированной.

      4. Социально-педагогическая функция  (управленческая). Предполагает прямую  вовлеченность телевидения в  систему административного воздействия  на телевидение, в пропаганду  определенного образа жизни. Степень  этой вовлеченности и мера  воздействия зависят от характера государства. Например, при тоталитарных режимах система пропаганды пронизывает всю сетку вещания.

      5. Организаторская функция. Ее следует  отличать от управленческой, где  формирование мнений и побуждение  к действию исходят от правительства и иных административных структур. В отличие от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей.

      6. Образовательная функция. Предполагает  регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные программы транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу.

      7. Рекреативная функция. Рекреация (от лат. recreation – восстановление) – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Телевидение транслирует разнообразные развлекательные программы, шоу и т. д., помогая человеку «убежать» от повседневных забот, расслабиться, отдохнуть.

      Для того чтобы выявить специфику  телевидения, следует сравнить его с другими видами СМИ и художественными средствами выражения, например кино и театром.

      Подобно радио, телевидение обладает и одновременностью и способностью «проникнуть в  личное пространство». Отличие телевидения  от радиовещания – в средствах выражения. Единственное средство радио – звук; телевидение воздействует и звуком, и изображением.

      Подобно кино телевидение воссоздает на экране зрительно-звуковые движущиеся образы. Иными словами, телевидение подобно  кино обладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность.

      Отличие телевидения от кино – в условиях просмотра и характере аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту.

      Подобно театру телевидение использует слово  и игру актеров; в силу своей природы телевидение обладает качеством подлинности времени и пространства.

      В отличие от театра у телевидения  иная аудитория и условия просмотра. Зритель в театре «может играть роль», его можно в определенном смысле назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже сорвать спектакль. В телевидении же сценическое действие ограждено от такого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти – это выключить телевизор. Но в этот момент он уже перестает быть зрителем. Еще один фактор, разделяющий театр и телевидение, - способность телевизионной камеры «вырезать» часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие – то, как мы видим происходящее действие. В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности нет. На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой). Внимание телезрителя на том или ином объекте сосредотачивает телевизионный режиссер, так как в поле зрения камеры находится не вся сцена, а лишь тот ее участок, который в данный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания.

Информация о работе Эффективность массовой комммуникации