Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат
Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8
3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12
4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16
5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17
6. Средства общения…………………………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………….……32
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика подходов, раскрывающих
сущность понятия «общение»………………………………………………………
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8
3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12
4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16
5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17
6. Средства общения…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………
Введение
Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Многие
идеи мыслителей прошлых эпох имеют
прямое отношение к проблеме межличностного
общения людей, в том числе их
делового общения. Одно из фундаментальных
положений теории межличностного
общения указывает, что разного
рода психические состояния людей во многом
определяются содержанием их нравственного
сознания и как бы заключают его в себе.
Поэтому изучение дисциплины психологии
и этики делового общения предполагает
осмысление с позиций сегодняшнего
дня того теоретического наследия из области
психологии и этики, которое может способствовать
более глубокому пониманию относящихся
к ней проблем и их более содержательному
анализу. [3, c. 26].
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [5, c. 39] Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.
Анализируя научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид
личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен
информацией);
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие
индивидов в процессе
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект
социального познания);
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе
нормативного регулирования поведения индивидов, а также
анализируется процесс
функционирования в обыденном
сознании стереотипов
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая
знаковая система, с одной стороны, и посредник в
функционировании различных
7) социально-практический (праксиологический) (общение
рассматривается как обмен деятельностью, способностями,
умениями и навыками).
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общее как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала «общие» как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида». Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для неё общее было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.
А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
Психологи определяют общение как «атрибут деятельности и как недетерминированное деятельностью свободное общение».
Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение, как процесс взаимодействия гораздо шире: «общение внутри групп – межгрупповое, в коллективе – межколлективное». Но «только в процессе взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом» реализуется потребность личности в общении.
А.А.Леонтьев понимает общение «не как интериндивиндуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».
Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н.Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Далее он поддерживает точку зрения на общение как процесс взаимодействия, но подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».
Точка зрения А.А.Леонтьева на
« общение как вид
Проблему
общения исследовали и
Из этого, далеко не полного, перечня высказываний психологов, социологов и философов, видно, насколько велик интерес ученых к феномену общения.
Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:
1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;
2) общение – атрибут других видов человеческой
деятельности;
3) общение – взаимодействие
Многообразие научных подходов к феномену общения побуждает рассмотреть его с философской, социологической и психологической сторон. Это даст нам возможность определить социально-педагогический статус общения как фактора формирования личности.
Общефилософская концепция представляет общение личности с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обуславливают форму общения. Методологический принцип марксистско-ленинской философии, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений от смены форм общения, стал основанием выделения категории «способ общения». Он определяется как способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии, что зависит от:
а) социально-экономического
б) уровня развития идеологии;
в) от конкретных исторических условий социального бытия.
Такой
подход позволяет выстроить
Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимоотношение личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения. Социологическая концепция общения формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности.
При
психологическом подходе
Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей.
2.Общение как коммуникативная деятельность.
В
специальной социально-
Коммуникативная
деятельность представляет
А.А.Леонтьев и Б.Х.Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированный и социально-ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.