Коммуникативная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание

Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3

2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8

3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12

4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16

5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17

6. Средства общения…………………………………………………………20

Заключение …………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………….……32

Работа состоит из  1 файл

основы ком-и.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

   Введение………………………………………………………………………..2

   1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3

   2. Общение, как коммуникативная  деятельность………………… ………… 8

   3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12

   4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16

   5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17

   6. Средства общения…………………………………………………………20

   Заключение …………………………………………………………………..31

   Список литературы…………………………………………………….……32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Морально-психологичсекие  свойства  людей,  характеризующие   их   как субъектов  общения,  отмечаются  уже  в   изречениях   древнего   китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона,  Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических  эпох, в том числе Нового времени,  таких,  как  нидерландский  философ  Спиноза  и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители  Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.

Многие  идеи мыслителей прошлых эпох имеют  прямое отношение к  проблеме межличностного общения людей, в том  числе  их  делового  общения.  Одно  из фундаментальных  положений  теории  межличностного  общения  указывает,  что разного рода психические состояния людей во многом определяются  содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в  себе.  Поэтому  изучение дисциплины психологии и этики делового общения  предполагает   осмысление  с позиций сегодняшнего дня того теоретического наследия из области  психологии и этики, которое может способствовать более глубокому пониманию  относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу. [3, c. 26]. 
 
 
 
 
 
 

    1. Характеристика  подходов, раскрывающих сущность понятия  «общение».           

    Общение  –  сложный  и  весьма  многогранный  процесс.  [5,   c.   39] Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия  людей,  и  как  информационный  процесс,  и  как отношение людей друг к другу, и  как  процесс  их  взаимного  переживания  и взаимного понимания друг друга.  Определение Б.Д.Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

    Анализируя  научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения:

    1) информационно-коммуникативный  (общение рассматривается как  вид

             личностной коммуникации, в ходе  которой  осуществляется  обмен

             информацией);

    2)  интеракционный  (общение анализируется как   взаимодействие

             индивидов в процессе кооперации);

    3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект

             социального познания);

     4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

    5) «нормативный» (выявляются место и роль  общения в процессе

             нормативного  регулирования   поведения  индивидов,   а   также

             анализируется процесс передачи  и  закрепления  норм  реального

             функционирования в обыденном  сознании стереотипов поведения);

      6)  «семиотический»  (общение   описывается   как   специфическая

             знаковая   система,   с   одной   стороны,   и   посредник   в

             функционировании различных знаковых  систем – с другой);

       7)    социально-практический     (праксиологический)     (общение

             рассматривается  как   обмен   деятельностью,   способностями,

             умениями и навыками).

      Общение можно рассматривать  и в двух главных  аспектах,  как  освоение личностью социокультурных ценностей и как её  самореализацию  в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия  с другими людьми.

  Рассмотрение  проблем общения осложняется   различием  трактовок  самого понятия «общение». Так, А.С.Золотнякова принимала общее как социально-  и  личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются  не  только  личные отношения, но и установки на социальные нормы. Общие она видела как  процесс передачи нормативных ценностей.  Вместе  с  тем  она  подавала  «общие»  как «социальный процесс,  через  который  общество  влияет  на  индивида».  Если соединить эти два положения, то  можно  увидеть,  что  для  неё  общее  было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается  сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой.

А.А.Бодалев  предлагает  рассматривать общение как   «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с  помощью  различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

  Психологи   определяют  общение  как   «атрибут   деятельности   и   как недетерминированное деятельностью свободное общение».

 Авторы  сборника  «Психологические   проблемы   социальной   регуляции поведения»    рассматривают    общение    как    «систему     межличностного взаимодействия»,  ограничивая  феномен   общения   только   непосредственным контактом между индивидами.  Общение,  как  процесс  взаимодействия  гораздо шире:   «общение   внутри   групп   –   межгрупповое,   в    коллективе    – межколлективное».  Но  «только  в   процессе   взаимодействия   человека   с человеком,  группой,  коллективом»  реализуется   потребность   личности   в общении.

А.А.Леонтьев понимает общение  «не  как  интериндивиндуальный,  а как социальный   феномен»,   субъект   которого   «следует   рассматривать    не изолированно». В то же время он подходит к  общению  как  к  условию  «любой деятельности человека».

 Позицию  А.А.Леонтьева поддерживают и  другие авторы. Так,  В.Н.Панферов отмечает,  что  «любая  деятельность  невозможна  без  общения».  Далее   он поддерживает  точку  зрения  на  общение  как  процесс  взаимодействия,   но подчеркивает,  что  общение  необходимо  «для  установления  взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

      Точка зрения А.А.Леонтьева на  « общение как  вид  деятельности»   и  на «общение как взаимодействие», которые в свою  очередь,  рассматриваются  как вид  коллективной  деятельности,  ближе   к   позициям   Л.И.Анцыферовой   и Л.С.Выготского, еще в 30-е годы  пришедшего  к выводу,  что первым  видом человеческой деятельности является общение.

 Проблему  общения исследовали и философы. Так. Б.Д.Парыгин считает, что «общение  является  необходимым  условием   существования   и   социализации личности». Л.П.Буева  отмечает,  что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С.Каган рассматривает общение  как  «коммуникативный  вид деятельности»,    выражающий     «практическую     активность     субъекта». В.С.Коробейников   определяет   общение   как   «взаимодействие   субъектов, обладающих  определенными  социальными  характеристиками».  «С   философской точки  зрения,  –  пишет  В.М.Соковин,  – общение –   это   возникшая   на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включённая  в трудовую деятельность и являющаяся её необходимой стороной. Это также  форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания».

 Из  этого,  далеко  не  полного,  перечня   высказываний   психологов, социологов и философов, видно, насколько велик  интерес  ученых  к  феномену общения.

Но из всего обилия трактовок общения  можно выделить главное:

                1) общение – вид самостоятельной  человеческой деятельности;

                2)   общение   –   атрибут   других   видов    человеческой

                   деятельности;

                3) общение – взаимодействие субъектов.

 Многообразие  научных подходов к феномену  общения побуждает рассмотреть его с философской, социологической и психологической сторон.  Это  даст  нам возможность определить социально-педагогический статус общения  как  фактора формирования личности.

Общефилософская концепция представляет общение  личности с другими  как актуализацию   реально   существующих   общественных    отношений:    именно общественные  отношения  обуславливают   форму   общения.   Методологический принцип   марксистско-ленинской   философии,   обосновывающий    зависимость изменения общественных отношений от  смены  форм  общения,  стал  основанием выделения категории «способ общения». Он определяется как способ  реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии, что зависит от:

      а) социально-экономического уклада  общества;

      б) уровня развития идеологии;

      в) от конкретных исторических  условий социального бытия.

Такой подход позволяет выстроить методологию  социально-педагогического понимания сущности общения.

 Социологическая   концепция   обосновывает    общение    как    способ осуществления внутренней  эволюции  или  поддержания  статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в  той  мере,  в  какой  эта  эволюция предполагает   диалектическое   взаимоотношение   личности    и    общества. Социологическая трактовка понятия  «общение»  предполагает  глубокий  анализ внутренней  динамики  общества  и  её  взаимосвязи  с  процессами   общения. Социологическая концепция общения формирует методологию  понимания  места  и роли социальных  институтов  общества  в  организации  общения  как  важного фактора социального производства личности.

При  психологическом подходе общение  определяется  как  специфическая форма   деятельности   и   как   самостоятельный   процесс   взаимодействия, необходимый   для   реализации   других   видов    деятельности    личности. Психологический  анализ  общения  раскрывает  механизмы  его  осуществления. Общение выдвигается как важнейшая  социальная  потребность,  без  реализации которой  замедляется,  а  иногда  и  прекращается   формирование   личности. Психологи  относят  потребность  в  общении  к  числу  важнейших   факторов, определяющих потребность в общении как следствие взаимодействия  личности  и социокультурной среды, причем последняя служит  одновременно  и источником формирования данной потребности.

 Социально-педагогический  подход к анализу сущности  общения  опирается на его понимание как механизма  влияния  (с  целью  социального  воспитания) общества на личность. В связи с  этим  в  социальной  педагогике  все  формы общения  рассматриваются  как   психотехнические   системы,   обеспечивающие взаимодействие людей.

     2.Общение как коммуникативная деятельность.

 В  специальной социально-психологической  литературе общение  понимается и как коммуникативная деятельность.[5, c. 44]

 Коммуникативная  деятельность представляет собой  сложную многоканальную систему  взаимодействия  людей.  Так,  Г.М.Андреева   основными   процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный  (обеспечивающий  обмен информацией),  интерактивный  (регулирующий   взаимодействие   партнеров   в общении)  и  перцептивный  (организующий  взаимовосприятие,  взаимооценку  и рефлексию в общении).

А.А.Леонтьев  и  Б.Х.Бгажноков  выделяют  два   типа   коммуникативной деятельности:  личностно-ориентированный  и  социально-ориентированный.  Эти типы    коммуникативной    деятельности    различаются     коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Информация о работе Коммуникативная деятельность человека