Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат
Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8
3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12
4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16
5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17
6. Средства общения…………………………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………….……32
дистанционный,
подавляющий,
популистский,
заигрывающий,
требовательный,
деловой,
позиционный.
Стиль
общения непосредственно влияет
на эмоциональную атмосферу взаимодействия
и выбор его средств.
4. Механизмы взаимопонимания в общении.
Механизмы
взаимопонимания в общении
1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;
2) Стереотипизация – это классификация форм поведения интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам;
3) Рефлексия – это осмысление субъектом того, каким средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению;
4) Обратная связь – это
Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трёх действий:
- словесного;
- оптико-кинетического;
- психотехнического.
Воздействие – это фактическое выражение коммуникативности общения. Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:
дистанцией – расстоянием, причём физическим, между партнёрами по
общению;
пристройкой – позицией, выражающей отношение одного партнёра к
другому;
временем, местом и ситуацией – условиями общения, определяющими напряжённый или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.
Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.
5.
Структура взаимодействия в
В структуру взаимодействия
а) субъекты взаимодействия;
б) взаимная связь;
в) взаимное воздействие друг на друга;
г) взаимные изменения
Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причём вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют:
- действующий субъект;
- объект действия или субъект,
на который направлено
- средства или орудия действия;
- метод действия или способ использования средств воздействия;
- реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия.
Взаимодействие – это процесс, который складывается из:
физического перемещения в
совместного перемещения в пространстве,
совместного группового или
духовного вербального
невербального информационного контакта.
Взаимодействие как процесс характеризуют:
совокупная, кооперативная деятельность,
информационная связь,
взаимовлияние,
взаимоотношения,
взаимопонимание.
Взаимодействия бывают разных типов:
- межличностные;
- личностно-групповые;
- личностно-массовые;
- межгрупповые;
- массово-групповые;
- планетарные или глобально-
Как
диалектический процесс,
к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны,
и к борьбе, к дифференциации – с другой.
Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными.
Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут быть исчерпаны представленной классификацией, как и не может быть представлено в кратком, почти конспективном изложении все многообразие подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия социальных субъектов.
Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие особенности:
1) Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса;
2) Равное признание активной
3) Психологическая поддержка
Называя эти три основные особенности, подчеркну ещё раз: субъект- личность, вступая в общение как систему социального взаимодействия, сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий.
6. Средства общения.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счёт невербальных средств – на 55 %.
К таким же выводам пришёл и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению. [3, c. 119].
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру. Показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15 % информации. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.
Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы)
Американские психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ( «в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника.
Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его значки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.