Коммуникативная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание

Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3

2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8

3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12

4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16

5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17

6. Средства общения…………………………………………………………20

Заключение …………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………….……32

Работа состоит из  1 файл

основы ком-и.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

         . выступает в  роли  уточнения,  изменения  понимания  вербального

           сообщения, усиливает эмоциональную  насыщенность сказанного;

         . поддерживает оптимальный уровень  психологической близости  между

           общающимися;

         . выступает в качестве показателя  статусно-ролевых отношений.

Вербальные   средства   общения   образуют   логико-смысловую   линию, определяющую его содержание.  Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей  стилистической  чертой   современного   публичного   общения является  разговорность,  т.е.  простота   и   живость   построения   фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое  своеобразие   словесного   действия   проявляется   в особенностях   синтаксического   строя,   т.е.   в   построении    фраз    и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного  стиля  словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

      а)  воображаемой  диалогизацией  (синтаксический   строй   словесного

действия  имитирует воображаемую обстановку диалога);

      б) вопросно-ответным ходом (субъект  общения сам задаёт себе вопрос  и

сам на него даёт ответ);

      в) риторическим вопросом (который,  как известно, содержит утверждение

или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров  по общению);

      г) эмоциональными восклицаниями  (что  позволяет  усилить   внимание  к

теме  общения, стимулирует разговорность  общения);

      д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество  и эффективность  словесного  действия,  его  коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой  речи (именно психотехникой,  а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника  речи  –  это  система   индивиндуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально- психологическими условиями общения.

Словесное действие, как  видно  из  его  характеристик,  аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом  смысле психотехника речи – это раздел  психотехники  общения,  раскрывающий  приёмы эффективного   пользования    лингвистическими,    паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если  лингвистические средства определяют содержательность  словесного действия,   то   паралингвистические   и   экстралингвистические    –    его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но  и  на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп  словесного действия – это скорость  его  осуществления.  Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на  логике  и  содержании словесного действия, медленный  –  утомляет.  Наиболее  оптимальный  вариант темповой организации словесного  действия  –  психологически  целесообразное управление.  Паузы,  при  их  правильном  использовании,   позволяют   лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция, т.е. ясное, чёткое  произношение  звуков,  облегчает  процесс проникновения в содержание словесного действия. Оптико-кинетические средства организуют динамические  психофизические действия.

Жест  –  это движение, передающее психическое  состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика  – это динамическое выражение  лица в конкретный момент общения.

Пантомимика – это динамическое состояние  позы  в  конкретный  момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического  действий  образует  процесс воздействия  одного  субъекта  общения  на  другой  и   наоборот.   Но   это воздействие эффективно только в том случае,  если  в  его  ткань  включаются механизмы взаимопонимания.

     Заключение.

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo  habilis  (человек умелый),  и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo  communicans  – человек общающийся.  Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794  –  1856)  остроумно  заметил:  «Лишённые  общения  с  другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И  он  был прав, поскольку естественным способом существования  человека  является  его связь с  другими  людьми,  а  сам  человек  становится  человеком  только  в общении.

Категория «общение» является  базовой  для  социально-психологической теории. Есть множество  подходов  к  обоснованию  этого  положения.  Нас  же интересует категория «общение»  в  плане  показа  общения  как  источника  и основы социальной психики.  С  этих  позиций  рассмотрено  в  данной  работе общение на базе сложившихся в литературе подходов.

Подводя итог, нужно отметить, что общение  – это  форма  деятельности, осуществляемая  между  людьми  как  равными  партнёрами   и   приводящая   к возникновению психического контакта. 
 
 
 

     Список  литературы:

      1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

      2.  Белинская  Е.П.,   Тихомарицкая   О.А.   Социальная   психология.

         Хрестоматия. М., 2000.

      3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

      4. Леонтьев А.А. Психология общения.  М., 1999.

      5. Руденский Е.В. Социальная психология.  Курс  лекций.  Новосибирск,

         1997.

      6. Психология и этика делового  общения. Под редакцией Лавриненко В.Н.

         М., 2000 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативная деятельность человека