Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат
Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3
2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8
3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12
4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16
5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17
6. Средства общения…………………………………………………………20
Заключение …………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………….……32
. выступает в роли уточнения,
изменения понимания
сообщения, усиливает
. поддерживает оптимальный
общающимися;
. выступает в качестве
Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:
а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного
действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
б) вопросно-ответным ходом (
сам на него даёт ответ);
в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение
или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);
г) эмоциональными
теме общения, стимулирует разговорность общения);
д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).
Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).
Психотехника
речи – это система индивиндуально-
Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи – это раздел психотехники общения, раскрывающий приёмы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.
Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические – его выразительность.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.
Темп словесного действия – это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный – утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия – психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.
Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия. Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.
Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.
Мимика – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.
Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.
Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.
Заключение.
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Есть множество подходов к обоснованию этого положения. Нас же интересует категория «общение» в плане показа общения как источника и основы социальной психики. С этих позиций рассмотрено в данной работе общение на базе сложившихся в литературе подходов.
Подводя
итог, нужно отметить, что общение
– это форма деятельности, осуществляемая
между людьми как равными
партнёрами и приводящая
к возникновению психического контакта.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
2. Белинская Е.П., Тихомарицкая О.А. Социальная психология.
Хрестоматия. М., 2000.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
4. Леонтьев А.А. Психология
5. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Новосибирск,
1997.
6. Психология и этика делового
общения. Под редакцией
М., 2000