Автор работы: a************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:19, реферат
Глобализация экономики, несомненно, стала общепринятым феноменом. В русле этого процесса оказалась и Россия. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно сталкивается с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений. А особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.
Культурные
особенности межнациональных
Глобализация экономики,
несомненно, стала общепринятым феноменом.
В русле этого процесса оказалась
и Россия. Даже малый и средний
бизнес вольно или невольно сталкивается
с проблемами межнациональных деловых
взаимоотношений. А особенности
ведения бизнеса и
Кадышева Елена
Особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры. Одними из наиболее применимых можно назвать классификацию стран в зависимости от четырех вариативных характеристик Дж.Хофстеда, отражающих базовые различия культурных ценностей, и контекстное ранжирование культур, предложенное Э.Холлом.
Необходимо также учитывать некоторые другие области культуры, оказывающие наиболее существенное влияние на деловую практику и коммуникации, а именно, поведенческие стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и особенности восприятия времени.
Глобализация экономики, несомненно, стала общепринятым феноменом. В русле этого процесса оказалась и Россия. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно сталкивается с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений: будь то приобретение оборудования, сырья или другая торгово-закупочная деятельность, поиск партнеров или инвесторов, не говоря уже о прямой конкуренции на собственном внутреннем рынке со стороны транснациональных компаний.
Более крупные игроки отечественного рынка, в связи с его неизбежным насыщением, вынуждены думать о выходе на международную арену.
Все эти факторы делают изучение культуры деловых взаимоотношений и межнациональных коммуникаций все более и более актуальным для российских менеджеров. Осведомленность об особенностях той или иной культуры, умение учитывать и применять эти особенности на практике помогают одним компаниям быстрее и с меньшими издержками наладить отношения с партнерами, другим - более эффективно бороться с конкурентами. Весьма полезно знание особенностей межнациональных коммуникаций и менеджерам, работающим в иностранных компаниях, так как они позволяют лучше адаптироваться в чужой среде, понять сущность требований руководства, допустимые рамки поведения и соответственно быстрее продвигаться по служебной лестнице.
Общепринято
выделение двух полярно противоположных
стилей менеджмента и, как следствие,
культур деловых
Американская или западная система характеризуется управлением на научной основе, индивидуализмом и персональной ответственностью, четким разделением труда, специализацией, планированием, основанным на анализе больших массивов количественной информации.
Японская
или восточная система
В то же время,
в русле западного стиля в
последнее время выделяется общеевропейский,
отличающийся одновременной направленностью
на экономические и социальные показатели,
такие как гарантированные
Аналогичная картина наблюдается и среди восточных культур. Поэтому, несмотря на существующую тенденцию унификации методов ведения бизнеса и коммуникационных норм, ощутимые различия в культуре ведения бизнеса, по мнению автора, будут оставаться и в дальнейшем.
Культурные ценности
Особенности ведения бизнеса коренным образом зависят от культуры страны и отражаются на всех аспектах деловых взаимоотношений - от повседневных контактов до переговорного процесса и форм заключенных контрактов. В основе культурных различий, существующих между странами, лежат фундаментальные расхождения ценностных ориентаций.
Еще в 70-х годах Дж. Хофстедом были проведены исследования в 66 странах мира[i], позволившие ему выделить несколько основополагающих аспектов, определяющих стиль и особенности ведения бизнеса представителями разных культур. Результатом этих исследований стала модель сравнительного анализа бизнес культур, основанная на четырех вариативных характеристиках. Эти «магические» характеристики: 1) индекс индивидуализма/коллективизма, основанный на самоориентации личности, 2) степень иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет, 3) степень избежания неопределенности, характеризующая уровень готовности к риску и, наконец, 4) мужской или женский стиль деловых взаимоотношений, фокусирующий на ориентации на достижения.
1. Индивидуализм / коллективизм. (И/К индекс) Индекс индивидуализма/коллективизма выражает отношение между индивидуумом и обществом. Этот аспект описывает наиболее точным образом степень интеграции личности в коллективе, группе. Высокий индекс индивидуализма означает концентрацию на собственном эго и личных достижениях, низкое значение индекса указывает на интеграцию, подчинение индивидуума коллективу, преобладание «мы» менталитета. Это отнюдь не означает, что в странах с высоким индексом индивидуализма отдельная личность плохо интегрирует себя в группе, скорее в странах с выраженным индивидуалистическим менталитетом, ярким примером которых является США, наиболее важны личная жизнь и инициатива. Индивидуализм преобладает в обществах, где связи между отдельными личностями слабы и каждый отвечает только за себя или за наиболее близких членов семьи. В обществах с преобладанием менталитета коллективизма отношения базируются на морали, чувстве долга, преобладании интересов коллектива над личными и лояльности. В таких культурах личность практически с рождения интегрирована в устойчивые группы, которые на протяжении всей жизни человека продолжают его защищать в обмен на лояльность данной группе.
2. Иерархическая дистанция (И/Д индекс) – это дистанция между членами общества, находящимися на разных ступенях иерархии. Индекс иерархической дистанции измеряет терпимость общества к социальному неравноправию, то есть неравному распределению власти между вышестоящими и нижестоящими членами социальной системы. Степень дистанцированности показывает отношение подчиненных к власти руководителей. Культуры с высоким индексом иерархичны, власть в некоторых может быть унаследована. В подобных культурах, например, в странах Латинской Америки, организация построена по принципу пирамиды и централизация власти необходима. Здесь ощущается значительная разница между членами общества, стоящими на разных социальных уровнях и разница в привилегиях, которая воспринимается членами общества как должное. В странах с низким индексом наблюдается обратная картина.
3. Степень избежания неопределенности. (И/Р индекс) – это степень избежания риска или стремления к нему. Контроль уровня неопределенности является чертой, в большой мере определяемой культурой, и показывает в какой мере члены того или иного культурного сообщества запрограммированы на свободу действий в неструктурированных нестандартных ситуациях.
Индекс отражает
терпимость членов общества к неопределенности
ситуации. Культуры с высоким индексом
менее устойчивы к стрессу, более
озабочены вопросами
Если сравнить США, имеющие среднее значение индекса 46 (табл. 1), и Францию, имеющую индекс 86, то такая значительная разница в избежании неопределенности часто приводит к конфликтам, особенно между менеджерами и их руководителями, если они являются представителями разных культур. Во французских, как и немецких компаниях, высокое значение придается соблюдению правил, написанию регулярных письменных отчетов по всевозможным поводам, вплоть до телефонных разговоров с партнерами. Прописанные служебные обязанности, рабочие процедуры, точные инструкции – вот типичные черты деловой культуры этих стран.
4. Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. (М/Ж индекс) Преобладание и поощрение среди членов общества состязательности, требовательности, стремления к достижениям, предпринимательству относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом (по мужскому типу) характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих.
В противоположность
этому в странах с
В некоторых
обществах считается
В таблице 1 приведены данные исследований Хофстеда по некоторым странам, представляющим значительный коммерческий интерес.
Таблица 1
Индексирование стран в зависимости от культурных ценностей по Хофстеду[ii].
Страна или регион | И/К индекс | Ранг по И/К показа-телю | И/Д индекс | Ранг по И/Д показа-телю | И/Р индекс | Ранг по И/Р показа-телю | М/Ж индекс | Ранг по М/Ж показа-телю | |
Австралия | 90 | 2 | 36 | 41 | 51 | 37 | 61 | 16 | |
Англия | 89 | 3 | 35 | 42/44 | 35 | 47/48 | 66 | 9/10 | |
Арабские страны | 38 | 26/27 | 80 | 7 | 68 | 27 | 53 | 23 | |
Бразилия | 38 | 26/27 | 69 | 14 | 76 | 21/22 | 49 | 27 | |
Венесуэла | 12 | 50 | 81 | 5/6 | 76 | 21/22 | 73 | 3 | |
Гватемала | 6 | 53 | 95 | 2/3 | 101 | 3 | 37 | 43 | |
Германия | 67 | 15 | 35 | 42/44 | 65 | 29 | 66 | 9/10 | |
Греция | 35 | 30 | 60 | 27/28 | 112 | 1 | 57 | 18/19 | |
Индия | 48 | 21 | 77 | 10/11 | 40 | 45 | 56 | 20/21 | |
Индонезия | 14 | 47/48 | 78 | 8/9 | 48 | 41/42 | 46 | 30/31 | |
Иран | 41 | 24 | 58 | 29/30 | 59 | 31/32 | 43 | 35/36 | |
Канада | 80 | 4/5 | 39 | 39 | 48 | 31/42 | 52 | 24 | |
Колумбия | 13 | 49 | 67 | 17 | 80 | 20 | 64 | 11/12 | |
Мексика | 30 | 32 | 81 | 5/6 | 82 | 18 | 69 | 6 | |
Нидерланды | 80 | 4/5 | 38 | 40 | 53 | 35 | 14 | 51 | |
Новая Зеландия | 79 | 6 | 22 | 50 | 49 | 39/40 | 58 | 17 | |
Пакистан | 14 | 47/48 | 55 | 32 | 70 | 24/25 | 50 | 25/26 | |
США | 91 | 1 | 40 | 38 | 46 | 43 | 62 | 15 | |
Тайвань | 17 | 44 | 58 | 29/30 | 69 | 26 | 45 | 32/33 | |
Турция | 37 | 28 | 66 | 18/19 | 85 | 16/17 | 45 | 32/33 | |
Уругвай | 36 | 29 | 61 | 26 | 100 | 4 | 38 | 42 | |
Финляндия | 63 | 17 | 33 | 46 | 59 | 31/32 | 26 | 41 | |
Франция | 71 | 10/11 | 68 | 15/16 | 86 | 10/15 | 43 | 35/36 | |
Южная Корея | 18 | 43 | 60 | 27/28 | 85 | 16/17 | 39 | 41 | |
Япония | 46 | 22 | 54 | 33 | 92 | 7 | 95 | 1 |
Классификация составлена по 53 странам. По индексу И/К США 91 – Гватемала 6. По индексу И/Р Малайзия 100 – Австрия 1.По индексу И/Р Греция 112 – Сингапур 8. По индексу М/Ж Япония 95 – Швеция 5
Существует определенная взаимосвязь между специфическими культурными ценностями, классифицированными Хофстедом, и некоторыми аспектами поведения. Общества, имеющие близкие показатели, сходны и по поведенческим моделям. Уровень иерархической дистанции, к примеру, связан с социальным имиджем бренда. Чем выше индекс И/Д тем более эффективно действует имиджевая составляющая бренда, нацеленная на статус, престиж, принадлежность к определенному социальному классу.
Таким образом, индексация по Хофстеду может служить еще одним полезным инструментом менеджера по международному маркетингу. Основываясь на данных четырех элементах можно построить универсальную типологию культур и соответственно практики менеджмента различных стран.
Можно, например, сгруппировать страны в зависимости, от иерархической дистанции и контроля уровня неопределенности (Таблица 2[iii])
Таблица 2
Типология культур
по признакам иерархической
Тип | Малая иерархическая дистанция – Высокая способность к риску | Высокая иерархическая дистанция – Высокая способность к риску | Малая иерархическая дистанция – Высокий контроль неопределенности | Высокая иерархическая дистанция – Высокий контроль неопределенности |
Страны | Анголоязыч-ные культуры, Скандинавские страны, Нидерланды | Юго-Западная Азия, Африканские страны, за исключением Магриба | Австрия, Германия, Финляндия, Израиль | Латинская Америка, Италия, Испания, Португалия, Франция, Япония, Корея |
Тип орга-низа-ции | Выраженное структури- рование | Персонализи- рованная бюрократия | Обезличенная бюрократия | Полная бюрократия |
Организацион-ная модель | Место рынка | Большая семья | Хорошо смазанный механизм | Пирамида |
Информация о работе Культурные особенности межнациональных бизнес коммуникаций