Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:26, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть понятие межличностной коммуникации;
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение…………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение……………………………………………………
Использованная
литература…………………………………………………
Введение
Успешность работы специалиста по связям с общественностью во многом характеризуется его коммуникативным способностям, умением избегать конфликтов, знанием принципов психологии социального влияния и применять их на практике.
Большую роль в становлении и развитии тих способностей играет межличностная коммуникация.
Люди с момента рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.
Американские психологи Ф.Зимбардо и М.Ляйппе подчеркивают, что мы свободны в своем выборе, но будучи, как и все остальные, составной частью социального мира, не в состоянии избежать мягкого или жёсткого воздействия окружающих, способного склонить чашу весов наших решений в ту или иную сторону. Более того, мы далеко не всегда хотим избежать влияния со стороны тех, кто мудр, справедлив и заботится о нашем благополучии.
Центральным моментом определения общения является не «передача информации», а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива, причем взаимодействие понимается как обмен идеями, интересами, а так же формирование установок, усвоение общественно-исторического опта. А.А.Леонтьев указывает, что взаимодействие опосредовано общением и благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие.
Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть
понятие межличностной
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»
Объектом курсового проекта является межличностная коммуникация, а предметом межличностная коммуникация в работе И. Гофмана.
Разработанность
проблемы заключается в том, что массовая коммуникация
изучалась прежде всего в плане особенностей
функционирования языка в условиях массовой
коммуникации как вида социального общения.
С этой целью исследовались особенности
функциональных стилей периодической
печати (В.Г.Костомаров, АД.Швейцгр, Г.Я.Солганик),
радио- и телепередач (М.В.Зарва, С.В.Светана).
Л.П.Крысин занимался изучением принципов
социолингвистических измерений вариативности
языка - лингвистического, информационно-содержательного
и коммуникативного.
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Понятие коммуникация происходит от латинского communication- обмен, связь, разговор. Коммуникация- процесс, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а так же средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.[7, c.23]
Явление, обозначаемое ныне понятием «коммуникация», существует столько, сколько существует жизнь на земле. Данные многих наук свидетельствуют о том, что с возникновением жизни на земле существовало бессознательное общение живых существ, в процессе поиска источников воды, пищи и их добывания, и с появлением человека - сознательных трудовых действий, производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом, является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем смысле на сообщение, событие всего живого на земле.
Межличностная коммуникация – это процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.
Для
межличностной коммуникации характерен
ряд особенностей, которые составляют
ее специфику как типа коммуникации.
Неотвратимость и неизбежность
межличностной коммуникации объясняются
самими условиями человеческого бытия
- человек как социальный феномен не смог
бы существовать без общения, которое
является его важнейшей потребностью.[1,
c.58]
Необратимость
межличностной коммуникации понимается
как невозможность уничтожить сказанное
(<слово не воробей>).
Непосредственная обратная связь
является непременным условием осуществления
межличностной коммуникации.
Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Эти отношения складываются в результате деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор.
Поэтапность,
которая наблюдается в развитии
межличностных отношений (установление,
поддержание, подъем, спад, прекращение
и возможное возобновление), непосредственно
связана с характером межличностной
коммуникации в плане ее формы и содержания.
В свою очередь, на характер межличностных
отношений оказывают влияние условия,
в которых происходит общение. Это может
быть анонимное общение - взаимодействие
между незнакомыми людьми (в самолете,
зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое
общение (взаимоотношения между членами
профессионального коллектива), личное
или интимное общение (в группе друзей,
в семье).
Многоканальность
является специфической чертой актуализации
межличностной коммуникации. Именно при
межличностной коммуникации возможно
одновременное использование нескольких
каналов передачи и восприятия информации
- можно не только слышать и видеть собеседника,
но и дотронуться до него рукой, уловить
запах, который может сообщать дополнительную
информацию о партнере, оценить дистанцию
между собой и партнером как показатель
межличностных отношений.
Попытки смоделировать процесс межличностной
коммуникации предпринимались не раз
на основе различных подходов к пониманию
ее сущности и функций. Сложность моделирования
объясняется и тем, что межличностная
коммуникация актуализируется в различных
формах. Это может быть беседа - непосредственная
коммуникация (с глазу на глаз или в присутствии
Других лиц) или опосредствованная (через
телефонную, компьютерною связь). Межличностная
коммуникация может осуществляться в
форме интервью, дебатов, публичных или
судебных слушаний. Это так называемые
структурированные формы, каждая из которых
имеет свои особенности, обусловленные
специфическими функциями и коммуникативной
ситуацией.[11, с.213]
В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная).
В описательных моделях выделяются еще два компонента - результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.). Первый компонент не всегда поддается объективному определению, поскольку результативность для каждого коммуниканта может иметь свою оценку. Сложно определить и место обоих компонентов как составляющих модели, так как их связи с базовыми компонентами неустойчивы и разнонаправлены.
В объяснительно-функциональных моделях внимание обращено главным образом на актуализацию межличностной коммуникации как процесса. Основными компонентами являются механизмы, которые управляют процессами, например, восприятия и понимания информации, воспроизведения информации, обработки информации партнерами и др. В описательной части модели дается перечень основных механизмов и целых блоков необходимых знаний; в графической форме модель представляет собой сложную схему связей между этими механизмами и блоками. Так, например, модель аналитико-синтетической обработки информации партнерами в процессе общения включает 31 компонент, среди которых особо выделяются специфические механизмы общения, такие, как механизм выявления намерения партнера, механизм поддержания общения, механизм выразительной речи, а также целый ряд блоков знаний, в частности блок знаний о средствах невербальной коммуникации, блок самопознания, блок идентификации, блок рефлексии, блок прогнозирования развития образа партнера, блок психологической защиты, блок организации совместной деятельности и др. (Узилевский Г.Я. 1996. С. 30-32).
Хотя
данные модели не дают обобщенного
представления о межличностной
коммуникации как целостном процессе,
поскольку ориентированы на актуализацию
частных аспектов общения, они, тем не
менее, обладают рядом достоинств: имеют
динамичный характер - отражают прямые
и обратные связи механизмов и блоков
знаний; при необходимости роль каждого
блока знаний, например социологических,
может быть конкретизирована применительно
к аспекту общения. Сравнение компонентов
и их связей в нескольких моделях, отражающих
разные аспекты общения, позволит выделить
ключевые механизмы и блоки знаний, участвующие
в актуализации межличностной коммуникации
как особого типа.[10, c.112]
Сущность
процессуальных явлений, к которым
относится и межличностная
Несмотря
на различные интерпретации
К первой группе относится теория Ф.Хейдера о когнитивном балансе. Она базируется на двух постулатах:
а) наличие общечеловеческой тенденции к совместимости - люди обречены на совместимость, поскольку живут в одном мире, связаны общей судьбой;
б) наша реакция на что-либо или кого-либо фактически варьируется в пределах позитивного и негативного (<нравится> - <не нравится>). В этой трехчастной модели <я - другой - третий (кто-то или что-то)> не учитываются постоянно видоизменяющиеся ситуативные условия, которые влияют на создание гармонии и на возникновение конфликта в межличностном общении. [13, c.96]
Теория
Фестингера, так называемая когнитивная
теория диссонанса связана с конфликтными
ситуациями, обусловленными несогласованностью
когнитивных структур коммуникантов.
Для достижения баланса в межличностных
отношениях, лежащих в основе взаимопонимания,
необходимы специальные коммуникативные
действия, направленные на устранение
конфликтной ситуации. К этой же группе
теорий можно отнести теорию американского
социолога Э.Гоффмана - <управление впечатлением>.
Согласно этой теории, социальные ситуации,
в которых происходит общение, напоминают
скорее драматические спектакли, где актеры
пытаются создавать и поддерживать благоприятное
впечатление. На первый взгляд, это так,
ведь межличностная коммуникация актуализируется
в диалогических дискурсах, представляющих
собой мини-сценарии, в которых за каждым
закреплена коммуникативная роль, согласующаяся
в известной степени с его социальным
статусом. Но разве партнеры всегда создают
и поддерживают <благоприятное впечатление>,
особенно когда дело доходит до конфликта,
когда мотивационные струны диалога напряжены
до предела? В отдельных случаях агрессивное
поведение может сознательно или бессознательно
усиливаться, разрушая <благоприятное
впечатление>.
Ко второй группе относится
мотивационная теория американского социолога
А.Маслоу, в основе которой лежит принцип
стремления к росту удовлетворения личных
потребностей. К этой же группе можно отнести
довольно известную теорию социального
обмена американских социологов Дж. Хоманса
и Р.Эмереона. Согласно этой теории, люди
взаимодействуют друг с другом на основании
своего опыта, учитывая при этом необходимые
затраты и возможные вознаграждения. Процесс
социального взаимодействия и, соответственно,
коммуникация как его часть понимается
как постоянный обмен <выгодами>. Нетрудно
угадать за этим обобщением изживший себя
примитивный постулат бихевиоризма. [8]