Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:26, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть понятие межличностной коммуникации;
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение…………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………28
В книге рассматриваются способы, какими индивид в самых обычных рабочих ситуациях представляет себя и свою деятельность другим людям, способы, какими он направляет и контролирует формирование у них впечатлений о себе, а также образцы того, что ему можно и что нельзя делать во время представления себя перед ними. Применяя эту модель, автор старался не пренебрегать ее очевидной недостаточностью. Существует и третий участник представления — публика (или аудитория), участник очень важный и тем не менее такой, которого не было бы там, если бы сценическое представление вдруг стало реальностью. В действительной жизни эти три участника сжаты в два: роль, которую играет один, приспосабливается к ролям, исполняемым другими присутствующими и эти другие составляют также и публику.
Гофман выделяет два различных вида коммуникации (знаковой активности): произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя (например, нечаянно выдают каким-то жестом свое не достаточное для декларируемых претензий на определенный социальный статус воспитание). Второй вид коммуникации — обычно непреднамеренный, невербальный и более театральный — интересует Гофмана в первую очередь. Но при использовании обоих каналов коммуникации действуют объективные ограничения непосредственного взаимодействия между людьми (необходимость выпячивания одних фактов и сокрытия других, идеализация и т. д.). Эти ограничения влияют на его участников и преобразуют обыкновенные проявления их деятельности в театрализованные представления. При этом вместо простого исполнения рабочей задачи и свободного проявления чувств люди начинают усиленно изображать процесс своей деятельности и передавать свои чувства окружающим в нарочитой, но приемлемой для других форме.
Таким
образом, вклад Эрвинга Гофмана в теорию
межличностной коммуникации велик. Я полностью
согласна с его точкой зрения о социальном
поведении людей и взаимодействия их друг
с другом.
Заключение
Коммуникативная
личность – самая главная составляющая
личности вообще, ведь коммуникация занимает
80% всего человеческого
Для специалиста по связям с общественностью важно понимать, какие способы межличностной коммуникации ведут к достижению поставленных целей в общении.
1. Убеждение - сознательное воздействие на другого человека с целью изменения их суждения, отношения, намерения или решения. Средства такого вида влияния: получение согласия на каждом шаге аргументации, предъявление адресату четко сформулированных аргументов в приемлемом ему темпе и в понятных для него терминах.
2. Внушение - сознательное воздействие на человека, направленное на изменение его состояния, отношение к чему-либо и т. д. (личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров).
3. Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку. Передаваться и усваиваться то состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т. д.).
4. Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого произведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным (публичная известность, демонстрация высоких образцов мастерства, явление примера доблести, милосердия).
5. Формирование благосклонности - развитие у адресата положительного отношения к себе (проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывание благоприятных суждений об адресате, оказание ему услуги).
6. Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям).
7. Принуждение - требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами (объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений).
8. Манипуляция - скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чеу-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них (нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании, резкое ускорение или, наоборот, замедление темпа беседы, введение в заблуждение, замаскированные под малозначительные и случайные высказывания, оговорки и клевета).
Итак, понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано вступившими в контакт индивидами.
Ознакомившись
с книгой Эрвинга Гофмана «Представление
себя другим в повседневной жизни»
я узнала много о межличностной
коммуникации, ее видах и функциях.
Использованная литература
1.Андреева Г.М.,
Социальная психология. Учебник
для высших учебных заведений.
М.: Аспект Пресс, 2002., 378 с.
2.Анохин П.К., Кибернетика и интегративная
деятельность моз-га//Вопросы психологии,
1966, №3, с. 10-31
3. Бернштейн
Н.А., Биомеханика и физиология
движений/под ред. В.П.
4. Бернштейн Н.А., Очерки по физиологии
движений и физиологии активности. М.,
«Медицина», 1966.
5. Вацлавик П.,
Бивин Дж., Джексон Д., Психология
межличностных коммуникаций. Пер.
с англ. СПб.: Речь, 2000.
6. Вебер М., Основные социологические понятия
// Вебер М. Избранные произведения. М.,
1990.
7. Выготский Л.С., Мышление и речь. Психика,
сознание, бессознательное. (Собрание
трудов), М.: Изд-во «Лабиринт», 2001.
8. Гальперин
П.Я. О предмете психологии (Доклад
на заседании Московского
9. Гофман И. Представление себя другим
в повседневной жизни/Пер. с англ. и вступ.
Статья А.Д. Ковалева -М.: «КАНОН-пресс-Ц»,
«Кучково поле», 2000.,304 с.
10. Давыдов В.В., Категория деятельности
и психического отражения в теории А.Н.
Леонтьева//Вестник МГУ. Сер. 14, Психология.
1979, №4
11. Кистяковская М.Ю., Коммуникации. -М., 1970-224 с.
12. Куницына В.Н.,
Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное
общение. СПб., 2001.
13. Леонтьев А.А., Психология общения 3-е
изд. М.: Смысл, 1999., 365 с.
14. Лурия А.Р., Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1998.-336 с.
15. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998 - 292 с.
16.Трескою С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.
17. Тышковский А.В., Социальная психология делового общения в групповой дискуссии. Учебное пособие/ГУУ. М., 2001. - 55 с.
18. Хараш А.У.
Смысловая структура
19. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность,
в 2 т., М.: «Педагогика», 1986.
20. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные
положения, исследования и применение).
СПб. Питер Пресс, 1997. 608 с.
1. http://referat.yabotanik.ru/
2. http://www.russcomm.ru/rca_