Межличностные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: изучить межличностную коммуникацию и ее особенности.
Задачи данной работы:
1.раскрыть понятие межличностной коммуникации;
2.изучить основные виды межличностной коммуникации;
3.исследовать межличностную коммуникацию по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты межличностной коммуникации
Определение понятия межличностной коммуникации……………..5
Сущность и функции межличностной коммуникации……………...8
Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации…………………………………………………………16
Глава 2. Изучение межличностной коммуникации по работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»…………………….23
Заключение…………………………………………………………………...26
Использованная литература…………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ОТК КУРСАЧ.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

    В межличностной коммуникации люди учитывают социальный опыт, но мотивированность межличностных отношений, коммуникативно - деятельностные потребности индивидов обусловлены множеством разноплановых факторов, совокупность которых не укладывается в рамки модели <стимул - реакция> или <обмен выгодами>.

    Среди мотивационных теорий особое значение для понимания межличностной коммуникации имеет теория речевой деятельности, разработанная на основе общепсихологической теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтъев), в которой определяются ключевые факторы коммуникации как речевой деятельности - мотив и цель. Мотив соотносится с понятием деятельности как таковой, в нашем случае - с коммуникативной деятельностью; цель соотносится-с понятием действия - в коммуникации это конкретный речевой акт. Цель, как правило, является осознанной, тогда как мотив может быть осознанным и неосознанным (индивид может не осознавать свое речевое поведение). В конечном счете, при достижении замысла, мотив и цель могут совпадать. Мотив, выступая в своей ведущей смыслообразующей функции, имеет личностный смысл. Поэтому так важно в процессе коммуникации разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказываний завуалирован.

    Межличностная коммуникация выполняет одну специфическую  функцию, называемую <конверсионной> - изменяющей мнение индивида и его  социальные установки. Эта функция  была выявлена опытным путем. Рекламодатели в области экономики и политики обнаружили, что иногда социологические прогнозы, которые распространяются при помощи средств массовой информации, не сбываются. Оказалось, что некоторые индивиды предпочитают проверить свое восприятие информации на межличностном уровне общения и в результате в корне изменить свое мнение и отношение к рекламируемому товару или политическому имиджу.

    Социальная  значимость некоторых частных функций  межличностной коммуникации во многом определяется социологическими доминантами - основными категориями социальной коммуникации. Так, например, категории социального статуса и коммуникативных ролей актуализируются в функции социальной ориентации - предвидения социоречевого поведения партнера, что чрезвычайно важно для правильной интерпретации смысловой и оценочной информации. Категория оценочной информации актуализируется в частных функциях побуждения, убеждения за счет варьирования функционально-стилистических средств коммуникации.

    В реальной коммуникации социологические доминанты взаимодействуют друг с другом, но это взаимодействие не является стабильным, оно может видоизменяться в зависимости от изменения мотивационных факторов коммуникации. Так, например, актуализация доминанты <коммуникативная установка> в регулирующей функции коммуникации тесно связана с такими доминантами, как социальный статус и коммуникативные роли. Сложность идентификации коммуникативной установки состоит в том, что она не всегда выражена эксплицитно (<я хочу вам доказать>, <я хочу показать всю бесперспективность этого дела>). Кроме того, как было показано выше, коммуникативная установка может видоизменяться на определенном участке дискурса под влиянием изменившегося мотива (но не цели). [12, c.49]

    Эти колебания в коммуникативной  установке моментально отражаются в нарушении нормативного функционирования категорий социального статуса и коммуникативных ролей. Нарушение социальных норм коммуникации служит верным сигналом изменения коммуникативной установки говорящего.

    Выше  отмечалось, что межличностная коммуникация осуществляется в различных формах, которые имеют свою специфику, определяемую ситуацией временного и пространственного характера, числом участников, их социоролевым статусом и коммуникативной установкой. Для неформальной беседы двух коммуникантов - идеального образца межличностной коммуникации характерны: частая смена тематики, доминирование одной стороны как более активной в плане инициативы и аргументации, смена коммуникативной установки (осознанная и неосознанная), нечеткость самой структуры дискурса, позволяющая возвращаться к прежней тематике и аргументации, необязательность заключительного этапа, так как беседа может быть прервана случайными обстоятельствами.[18, c.87]

    Для более структурированных форм межличностной  коммуникации характерно более последовательное использование общепринятых норм коммуникации не только в плане выбора коммуникативных средств, но и при построении дискурса, которое предполагает определенную последовательность высказываний: вводящих тему интервью, дебатов и т.п., поясняющих или расширяющих предыдущие высказывания, обобщающих или подводящих итог сказанному, уводящих в сторону от обсуждаемой проблемы либо в связи с переходом к другой теме, либо в поисках новой аргументации. Этот стереотип последовательности высказываний может нарушаться в диалогическом дискурсе, для которого вполне приемлема импровизация, вызванная получением новой или дополнительной информации.

    На  основе изучения функций межличностной  коммуникации ее сущность может быть определена как речевое общение двух индивидов, в процессе которого они регулируют речевое поведение друг друга для осуществления взаимодействия и воздействия в соответствии с их основной целью и мотивами в условиях совместной деятельности. 
Для понимания социальной значимости межличностной коммуникации необходимо рассмотреть ее актуализацию в социальных структурах различного типа. Дело в том, что реальная непосредственная коммуникация в диаде может осуществляться в условиях малых групп. К числу таких групп относят семью, профессиональный коллектив, компанию друзей и т.п., ее оптимальный объем составляют 10-15 человек.

    Наблюдения  за речевой деятельностью в малых  группах - формальных и неформальных показали, что межличностная коммуникация характеризуется рядом особенностей. Наиболее показательным является фактор однородности/неоднородности речи. Речевая однородность предполагает социальную однородность группы, члены которой находятся в близких отношениях. Эта близость определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. В таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы и штампы, часто в шутливом или ироничном тоне, который понятен лишь «посвященным».

    Поскольку каждый индивид входит в различные  малые группы, то как коммуникативная  личность он является <полиглоссным> - владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в соответствии с социоречевыми нормами данной группы. Социально <чужое> слово, которое не связано с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент в речи. Сравните, например, восприятие слова <матица> (несущая балка в избе) в среде горожан и понимание полюбившегося новообразования <менталитет> в сельской общине. Те или другие выражения, команды, реплики в различных малых группах могут иметь разный смысл в зависимости от рода деятельности этой группы: сравните, например, <на выход> у актеров и военных, <приготовились> у кинематографистов и спортсменов. 
Наблюдения за речевым поведением индивидуумов в семье показывает, что целый ряд слов и выражений имеет необычную смысловую интерпретацию. <Семейный язык> - это своеобразный коммуникативный код, обусловленный семейными обычаями или традицией.[15, c.147]

    Другой  особенностью межличностной коммуникации в малых группах является преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересом, не столь важно название предмета, о котором идет речь, сколько его свойства, характеристика и оценка, то есть новая информация. 
Конечно, отмеченные особенности межличностной коммуникации не мешают проявлению индивидуальных особенностей коммуникантов, которые позволяют себе сознательное отступление от принятых социоречевых норм, главным образом для придания своей речи экспрессивности, но иногда из-за склонности к оригинальности - своеобразному коммуникативному эпатажу.

    Самым главным в межличностных коммуникациях  является передача информации от одного лица к другому. В процессе межличностной  коммуникации важное значение имеет  обратная связь, поскольку она превращает коммуникационный процесс в двухсторонний. Исследователи выделяют следующие основные характеристики эффективной обратной связи:

    • намерение. Эффективная обратная связь  не должна осуществляться в форме  личных нападок, унижающих чувство достоинства или затрагивающих репутацию человека;

    • конкретность. Получатель должен обеспечиваться конкретной информацией, после которой  не возникают вопросы и человек  не попадает в ситуацию фрустрации, не зная, что делать;

    • описательность. Информация должна носить описательный, а не оценочный характер; содержать объективные сведения о том, что сделал человек, а не 'оценку его деятельности;

    • полезность. Информация должна быть такой, чтобы работник смог ее использовать для улучшения своего труда, так как сам по себе работник не может что-либо исправить;

    • своевременность. Чем скорее осуществляется обратная связь, тем лучше, так как  работник имеет возможность точнее понять, что от него требуется;

    • готовность. Для того чтобы обратная связь была эффективной, необходимо, чтобы у работников была готовность ее поддерживать;

    • ясность. Реципиент должен ясно понимать руководителя. При этом и руководитель должен стремиться быть понятым;

    • достоверность. Чтобы обратная связь  была эффективно она должна быть надежной и достоверной. Ситуация или проблема только осложняются, если руководитель оперирует неверной информацией, подчиненный может счесть, что к нему относятся предвзято и несправедливо.[6, c.203]

    Особенности речи в межличностном  общении:  
            1.Персональность адресации. Собеседники обращаются друг к другу индивидуально, учитывая взаимные интересы. Они выслушивают высказывания партнера до конца, понимают его возражения и отвечают именно на них, а не на собственные мысли.

2.Спонтанность  и непринужденность. Речь в межличностном  общении, как правило, предъявляет  немного требований к построению  связного и развернутого высказывания, здесь не нужна специальная  подготовка. Собеседники вмешиваются в речь друг друга, тема разговора часто меняется.

    3.Ситуативность  речевого поведения. Собеседники  находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же  факты и явления и поэтому  сравнительно легко, иногда с  полуслова, понимают друг друга.  Предметы, о которых идет речь  между людьми в данный момент, находятся зачастую непосредственно перед ними, известны им. Поэтому собеседники могут использовать мимику и жесты, которые им помогают.

    4.Эмоциональность.  Спонтанность и непринужденность, неформальность, ситуативность, непосредственность  усиливают эмоциональную окраску речи.[8, c.169] 

    1. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации

    Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций - взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:

    а) типа коммуникативных личностей;

    б) восприятия смысловой и оценочной информации;

    в) целенаправленного воздействия  друг, на друга.

    Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие:

    а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей;

    б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации;

    в) воздействие через убеждение.

    Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль тут играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. [5, c.301]

    Несмотря  на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны, поскольку они формируются на основе не только общественного познавательного опыта, но и личного, несмотря на то, что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асимметрией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с 
достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию.

    Отмечено, что уже на начальном этапе  межличностной коммуникации оба  партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач:

    1) Что я думаю о себе - кто я  такой? 

    2) Что я думаю о партнере - кто  он такой? 

    3) Что я думаю о том, как  партнер думает обо мне? 

    4) Что думает партнер о себе?

    5) Что думает партнер обо мне? 

    6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю.

    Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования  развития образа партнера - все, что помогает настроиться на межличностное общение.[17, c.261]

Информация о работе Межличностные коммуникации