Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
1 Введение
Основная часть
2 Физиологическое восприятие информации
3 Тенденции восприятия аудиовизуальной информации
4 Особенности восприятия аудиовизуальной информации
Заключение
5 Преимущества аудиовизуальной информации. Восприятие визуальной информации пользователем
6 Список использованной литературы
Московская ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра «Педагогика и психология»
Курсовая работа
по дисциплине: «Аудиовизуальные методы обучения»
на тему: «Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком»
Выполнила:
студентка 5 курса
Специальности:
Педагогика и психология
Абрамовских Е.Ю.
Проверил:
КПН, доцент
Ермаков М.Е.
Малаховка 2011
Содержание
1 Введение
Основная часть
2 Физиологическое восприятие информации
3 Тенденции восприятия аудиовизуальной информации
4 Особенности восприятия аудиовизуальной информации
Заключение
5 Преимущества аудиовизуальной информации. Восприятие визуальной информации пользователем
6 Список использованной литературы
Введение
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
За последнее десятилетие принципиально изменилась номенклатура средств обучения. Учебные кинофильмы, диафильмы, грампластинки больше не выпускаются. Им на смену пришли современные электронные средства обучения: видеозаписи, аудиокассеты, CD-ROM диски, информационно-образовательные среды типа Интернет. Прежде, чем давать характеристику современным средствам обучения иностранному языку, необходимо обратиться к их классификации с тем, чтобы обозначить те существенные признаки, по которым эти средства обучения можно отбирать. Затем, обращаясь к их природным свойствам, важно показать их дидактические свойства и функции, т.е. роль и место в учебном процессе. Тогда только можно с уверенностью говорить о том, какие средства обучения необходимы для решения тех или иных дидактических задач в соответствии с используемой концепцией обучения и обозначенным выше целеполаганием.
В основу предлагаемой классификации СО иностранным языкам положены признаки, существенные для учебного процесса:
1. Способ восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные);
2. Способ проявления информации (технические, нетехнические);
3. Характер визуального изображения (статичные, динамичные);
4. Способ применения на уроке (демонстрационные, раздаточные).
Основная часть.
2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Сознание не контролирует даже собственное содержание и процессы формирования этого содержания – процессы восприятия, памяти, мышления. Восприятие обеспечивается сенсорными системами – анализаторами.
Анализаторы, в биологии – сложные системы чувствительных нервных образований, осуществляющие восприятие и анализ информации о окружающей организм среде и (или) внутри самого организма и формирующие специфические для данного анализатора ощущения.
Анализатор получает название по тому виду сенсорной информации, для восприятия которого он специально приспособлен – зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные стимулы, а также сила тяготения. Каждый анализатор состоит из периферического, или воспринимающего, отдела – рецептора (все органы чувств – глаз, ухо и др.), проводниковой части и высших нервных центров в коре головного мозга.
Термин введен И. П. Павловым в 1909 и в основном использовался в СССР. В западных странах закрепилось название – «сенсорная система».
Сенсорная система представляет собой:
1) детекторы стимула (сенсорные клетки) – специализированные рецепторные нейроны;
2) первичный воспринимающий центр, куда сходится информация от группы детекторных блоков;
3) один или большее число вторичных воспринимающих и интегрирующих центров, получающих информацию от первичных воспринимающих центров. В более сложных нервных системах интегрирующие центры связаны также друг с другом. Взаимодействие этих центров и создает «восприятие».
Сенсорная система начинает действовать тогда, когда какое-либо явление – стимул, или раздражитель, – воспринимается чувствительными нейронами – первичными сенсорными рецепторами. В каждом рецепторе воздействующий физический фактор (свет, звук, тепло, давление) преобразуется в потенциал действия.
Нервные импульсы, вырабатываемые рецепторами, передаются по сенсорному волокну в воспринимающий центр, ответственный за данный вид ощущений. Как только импульсы достигают первичной зоны переработки, из деталей сенсорных импульсов извлекается информация. Само поступление импульсов означает, что произошло событие, относящееся к данному сенсорному каналу.
В последующих интегративных центрах сенсорной системы может добавляться информация из других источников ощущений, а также информация памяти о сходном прошлом опыте. При восприятии цветка, например, происходит выделение его цвета, формы, размера и расстояния до него. Таким образом, восприятие представляет собой ряд переходов (рис. 1):
стимул;
детекторы стимула;
первичный воспринимающий центр;
(интегрирующий) воспринимающий центр.
Рисунок 1
В какой-то момент природа и значение того, что мы ощущаем, определяются в результате осознанной идентификации (лат. indentifico – отождествлять), которую мы называем восприятием.
Каждый рецептор при своем возбуждении (воспринятый сигнал о Событии-Факте) посылает сенсорную информацию по цепи синаптических переключений, специфичных для данной сенсорной системы; при этом сигналы передаются на более высокие этажи мозга. На каждом уровне сигнал подвергается дополнительной обработке. После того как физические раздражители – световые или звуковые волны, запахи, жар, холод, постоянное или вибрирующее давление – были преобразованы рецептором в нервные импульсы, они уже не имеют самостоятельного значения. С этого момента физическое событие существует только в виде кода нервных импульсов в специфических сенсорных каналах нервной системы. Впоследствии мозг реконструирует Образ События-Факта, складывая вместе всю информацию, получаемую в данный момент от каждого из активированных рецепторов. Вот эта-то совокупность информации и интерпретируется мозгом для создания той конструкции, которая называется «восприятием» События-Факта (рис. 2).
Рисунок 2
Таким образом, сенсорная система представляет собой результат ряда переходов:
Факт Событие
Фикция Исходящий сигнал
Фантом Воспрнятый сигнал
Фикция Код нервных импульсов
Фантом Реконструкция Образа События-Факта
Фантом Конструкция События-Факта
Из изложенного материала видно, что на уровне рецептора (до «осознанной идентификации, которую мы называем восприятием») наши органы чувств обрабатывают входящий сигнал на
- информационном уровне (+ или -);
- минеральном уровне (взаимодействия молекул);
- клеточном уровне (взаимодействие структурных элементов клетки);
- организменном уровне (орган чувств и проводящие сигнал пути).
При поступления сигнала элементы сенсора-анализатора взаимодействуют между собой в зависимости от характеристик сигнала.
Новое взаимодействие в пространстве сенсора-анализатора рождает новый сигнал испускаемый сенсором-анализатором на следующий уровень сигнальной системы.
Следующий уровень также представляет собой сенсор-анализатор.
Таким образов, система восприятия – это:
Сигнал – сенсорный рецептор – Сигнал – сенсорный рецептор (нейрон) – Сигнал сенсорный рецептор (нейрон) .....- Восприятие
Сенсорная система (анализатор) включает в себя не только периферически расположенные экстероцепторы, но и всю систему обработки передаваемых ими сигналов. Например, таким образом оптические биосенсоры, или фоторецепторы, превращают оптическое изображение в нейроизображение.
Чтобы почувствовать, как наш собственный мозг видит и обрабатывает информацию, заключенную в нейроизображении, поставим простой эксперимент с последовательными образами.
Войдем в хорошо затемненную комнату и адаптируемся к темноте в течение 10-15 мин. Затем возьмем в правую руку заранее приготовленную импульсную фотовспышку, направим ее на ближайший предмет – вначале на собственную свободную руку – и нажмем спусковую кнопку. Вспышка длительностью около миллисекунды давно кончилась, свет уже не действует на нашу сетчатку, но мы четко видим... нейроизображение собственной руки. Уберем ее за спину: где же она на самом деле?
Глаз (точнее зрительная система!) говорит, что рука перед нашим лицом, а соматосенсорная система утверждает, что рука за спиной... Примерно в течение 10 с, пока мы еще видим так называемый последовательный образ, попробуем сделать легкое и плавное движение головой или телом – слегка повернем голову, чуть-чуть отклонимся вперед или отступим на полшага назад – и сможем изучать работу собственного мозга, удивляясь тому, как другие сенсорные системы влияют на характер нейроизображения.
Мы смотрим глазом, а видим мозгом. И не удивляемся тому, что это давным-давно известное человечеству свойство сенсорных систем нашло свое отражение в языке: «смотреть» и «видеть», если речь идет о зрении, «слушать» и «слышать» – о слухе, «нюхать» и «чуять» – это уже об обонянии.
Таким образом, в основе восприятия информации извне лежат сенсорные рецепторы, которые понимают язык внешней среды.
За ними располагаются более или менее совершенные звенья центрального анализа, но они общаются и друг с другом, и с сенсорными рецепторами исключительно на языке нервных сигналов.
Таким образом, в состав сигнальной системы представляет собой ряд следующих последовательных шагов:
- Сигнал;
- прием сигнала;
- распознавание характеристик;
- обработка-взаимодействие;
- формирование исходящего сигнала;
Формирование исходящего сигнала – обеспечиваются алгоритмами и программами.
Алгоритм – способ (программа) решения задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.
Программа (греч. от рго – прежде, вперед, grapho-пишу) – содержание и план деятельности, работ.
Алгоритмы и программы обеспечивают анализ принятого сигнала:
- избирательное выделение из сигнала его отдельных составляющих (излучения определенного спектра),
- фиксацию отдельной характеристики сигнала (на квант света – да, на другие излучения – нет)
- взаимодействие с сигналом (квант света = изменение потенциала).
Результат анализа – формирование «однозначного» исходящего сигнала (электрический импульс).
Таким образом, сенсорный рецептор (например, фоторецептор) представляет собой систему, преобразующую по определенной программе, входной сигнал (квант света) в выходной сигнал (электрический импульс).
3 ТЕНДЕНЦИИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
У нас в стране и за рубежом в последнее десятилетие интенсивно разрабатываются и широко используются аудиовизуальные средства с оригинальными частными решениями, ведется постоянный поиск режимов, обеспечивающих быстрое восприятие и надежное запоминание зрителем значительного количества сведений и данных. В этой области отмечаются следующие тенденции:
1. При разработке новых аудиовизуальных средств в программы закладываются концептуальные модели психофизического плана, которые учитывают особенности физиологии зрения, слуха и мышления предполагаемой аудитории зрителей. Программы строятся с учетом региональных особенностей зрителей.
2. В каждом конкретном случае комплекс технических средств проектируется так, чтобы максимально удовлетворять требованию комфортности для каждого зрителя, т. е. обеспечить идеальные условия обзора, исключить излишнее напряжение зрения и слуха, создать условия наилучшего восприятия и усвоения информации. Разработчики стремятся к тому, чтобы новые технические средства обеспечивали высокую скорость подачи материала с минимумом потерь при восприятии информации.
3. Информационная модель воздействия на обучающегося, как правило, строится в расчете или на людей западной культуры с конвергентной (сходящейся) концепцией мышления, или на людей восточной культуры – с дивергентной (расходящейся) моделью; в расчете на два типа памяти (логическую и ассоциативную), а также на целый ряд других основополагающих принципов и механизмов мышления.
4. Наблюдается стремление добиться максимального эффекта сопричастности зрителя (в данном случае посетителя выставки) к ситуации, изображаемой на экране. Даже сложились определенные соотношения между полнотой имитации «эффекта присутствия» и стоимостью комплекса необходимых для этого технических средств.
Информация о работе Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком