Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

Содержание

1 Введение
Основная часть
2 Физиологическое восприятие информации
3 Тенденции восприятия аудиовизуальной информации
4 Особенности восприятия аудиовизуальной информации
Заключение
5 Преимущества аудиовизуальной информации. Восприятие визуальной информации пользователем
6 Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

5. Высокие эксплуатационные характеристики современных аудиовизуальных средств обеспечиваются исключительно высококачественными фото- и киноматериалами, совершенными материалами для магнитной записи.

В связи с широким использованием аудиовизуальных средств перед разработчиками возникает множество научных и технических проблем. Одной из таких проблем является обеспечение эффективного взаимодействия ABC с аудиторией в форме диалога. В основу воздействия технических средств закладывается типовой алгоритм реализации циклограммы.

Содержательно такой алгоритм наполняется примерно следующей семантикой:

1. Привлечение внимания зрителя к теме путем:

- создания на экране зрительных (световых, цветовых, яркостных, семантических и т. д.) контрастов в пределах световых частот, воспринимаемых человеком;

- создания слуховых (звуковых и звуко-семашических) контрастов в области звукового, ультразвукового или инфразвукового диапазона частот;

- создания на экране необычной (конфликтной, динамической и т. д.) ситуации;

- активизации природной человеческой любознательности (трансформации смысла; показа фантастических кадров, моды, стиля и т. д.);

- создания комических ситуаций.

2. Настройка психики зрителя:

- навевание определенных ощущений (состояний или настроений);

- направление мышления в определенное русло на фоне вызванного настроения.

3. Фиксация внимания зрителя с помощью различных средств художественной техники (растяжки кадров, мультипликации, монтажа фактографической и образной фотографии и т. д.).

4. Воздействие на интеллект и поведение зрителя осуществляется в четырех направлениях: на сознание, на подсознание, на ощущения и чувства. При этом влияние на поведение реализуется как развитие непосредственного воздействия на интеллект;

- прямым побуждением (прямым указанием, что нужно сделать);

- возбуждением мотива соперничества;

- подчеркиванием значительности каждой личности и важности ее конкретного поступка в данной ситуации;

- намеком на возможность выделиться, отличиться, получить некоторые преимущества при определенном (подсказываемом) поведении.

5. Возвратная информация – повтор только что пережитого, заставляющий зрителя еще раз вернуться к основной теме, сделать подсознательное обобщение или оценку конкретной ситуации.

6. Мемориальная информация – представление титрами галереи авторов и марки устроителей показа рекламы (студии, фирмы, региона, страны и т. д.), побуждающее зрителя запомнить программу и тех, кто ее создал.

Особую проблему составляет использование системы рабочих (технологических) кодов и шифров подачи аудиовизуальной информации. В настоящее время подача такой информации реализуется в основном по одному из двух вариантов:

а) с временным суммированием сигналов, поступающих в зрительный и слуховой анализаторы человека;

б) с пространственным суммированием сигналов.

В ряде психофизиологических исследований было установлено, что многие неощущаемые (субпороговые) сигналы звуковой и зрительной модальности подчиняются правилам суммирования. Вследствие суммирования воспринимаемых сигналов, отношение общего (суммарного) полезного сигнала к «шуму» возрастает пропорционально корню квадратному из числа элементарных генераторов (в данном случае проекторов), включающихся одновременно, или числа монотонно следующих сигналов от одного проектора.

Оба типа суммирования сигналов по зрительному и слуховому каналам применяются в ABC. Однако в последнее время предпочтение все больше отдается пространственной (одновременно на нескольких экранах) схеме проекции, работающей в старт-стопном режиме. В этом случае восприятие информации улучшается, а ее объем, воспринимаемый в единицу времени, резко возрастает. Вероятно, именно поэтому проекция слайдов на 6, 9 и 15 экранов более действенна, чем на один. Однако «число Миллера» (7±2) указывает, что, по всей видимости, число экранов от 5 до 9 является оптимальным:

Главное достоинство аудиовизуальных средств – высокий эффект информационного воздействия на аудиторию.

ABC активизируют процесс ассоциативного мышления, воображение и фантазию человека, «приводят в действие» его интуицию и тем самым повышают его творческую активность, стимулируют рождение новых идей и технических решений.

Использование ABC требует высокого профессионализма при разработке программ, глубоких знаний психологии воздействия на человека, четкой постановки задач и высокого искусства реализации необходимой информации.

При отображении различных типов информации на экране дисплея разработчики терминалов сталкиваются с противоречивыми требованиями, касающимися объема отображаемой информации. С одной стороны, необходимо, чтобы информационная модель текста была как можно более компактной, поэтому стараются втиснуть как можно больше информации в один кадр показа; с другой стороны, требуется обеспечить такое построение кадра и размещение в нем информации, которое бы отвечало оптимальным условиям считывания и усвоения отображаемого материала. В противном случае все усилия, направленные на увеличение объема предъявляемой информации, пропадут даром. В связи с этим возникает ряд специальных инженерно-психологических вопросов. К их числу относятся в первую очередь следующие: оптимальные размеры рабочего поля отображения информации на экране дисплея, число знаков в кадре для обеспечения оптимальных условий считывания информации.

Критериями оптимальности в обеих задачах являются скорость и точность считывания информации.

Как показывает практика, оптимальные размеры рабочего поля изображения определяются тремя параметрами:

- размерами оптимальной зоны восприятия, которая лежит в пределах угла в 15° (в любом направлении) относительно линии взора в плоскости, перпендикулярной ей;

- линейными размерами отображаемого знака, а также межзнакового и межстрочного расстояния;

- максимальным числом знаков, которые могут быть размещены в кадре с соблюдением наилучших условий считывания.

Тем самым задача определения оптимальных размеров рабочего поля отображения оказывается тесно связанной с задачей определения оптимального числа знаков в рабочем поле кадра показа, причем последняя в какой-то мере является первичной.

При определении максимально допустимого числа знаков на экране мы ограничимся буквенно-цифровыми кадрами, как характеризующимися, по-видимому, наибольшей емкостью при прочих равных условиях. При этом примем в качестве основного вида отображаемого материала текстовой материал, поскольку в этом случае заполнение рабочего поля будет максимальным по сравнению с другими видами предъявлений информации (таблицы, графики, мнемосхемы, чертежи и т. д.).

При отображении текстового материала оптимальное число знаков определяется оптимальным размером строки (количеством знаков в строке) и числом строк текста.

Число высвечиваемых знаков в строке является весьма важной характеристикой, определяющей скорость, точность и легкость процесса чтения текстового материала. Слишком короткая строка многократно разрывает фразу, что затрудняет процесс осмысленного восприятия текста, а также отнимает много «непроизводительного» времени, затрачиваемого на перенос взгляда с одной строки на другую. Слишком длинная строка вызывает затруднения при переходе с одной строки на другую, что ведет к искажениям при восприятии информации и потере времени.

Специальных исследований по определению оптимального количества знаков в строке нами не проводилось, однако эмпирическая оценка большого количества русских и иностранных текстов, а также данные экспериментального исследования в школе быстрого чтения позволяют предполагать, что оптимальное число знаков в строке должно быть около 60.

Рядом авторов рекомендуются следующие величины:

- минимальный размер знака – 12-15 (угловых минут) при расстоянии наблюдения 60 см;

- оптимальный размер – 17,2 при рекомендуемом расстоянии наблюдения 71 см.

В линейных величинах это составляет 3,5 мм для высоты знака и 2,6 мм для ширины, при отношении ширины знака к высоте 0,75. Выбирая межзнаковое расстояние равным 0,5 его высоты (рекомендуется 0,3 – 0,5), берем его равным 1,3 мм.

Для табличной информации рекомендуется вертикальное размещение показателей (по столбцам) не более 10 – 12 столбцов в строку. Таблицу целесообразно разбивать на блоки, примерно по 5 – 6 строк на блок, что соответствует рекомендуемому размеру абзаца текста.

Во избежание излишней нагрузки при восприятии текста человеком, что может приводить к ошибкам в работе, не следует перегружать экран второстепенными символами и использовать нечитаемые сокращения. Буквы и цифры должны быть достаточно крупными, чтобы их было легко различать в условиях существующего освещения и при нормальном расстоянии от глаз. Последнее должно быть не менее 50 см.

Целью проведенного цикла исследований было определение посильных/непосильных режимов труда при сенсомоторной деятельности за пультом АРМ и выведение временных нормативов по щадящему режиму труда и отдыха. На основании изучения состояния терморегуляции, сердечнососудистой и центральной нервной системы у исследованных лиц конторского профиля при работе за дисплеем АРМ и в восстановительный период определялся фактический диапазон посильности/непосильности «дисплейного» труда. Исследования были проведены на натурном стенде АРМ по схеме 3-факторного режима диалога между человеком и текстовой базой данных ЭВМ: надежная устойчивая работа без сбоев и ошибок; работа со сбоями и ошибками; полный отказ от работы.

Уровень активизации сердечно-сосудистой системы (учащение частоты сердечных сокращений в интервале 100 ударов) и характер психоэмоционального реагирования на нагрузку зрительного анализатора (скорость считывания информации, знаков/мин) в сочетании с динамикой умственной работоспособности были положены в основу выделения критерия оценки утомления, а затем выведения норматива на щадящий режим деятельности за пультом АРМ, оснащенного дисплеем.

В эксперименте участвовало 15 практически здоровых мужчин в возрасте от 22 до 38 лет. Оказалось, что способность профессионала осуществлять трудовую деятельность без видимого нарушения соматического здоровья, с учетом скрытой временной частичной утраты трудоспособности, является одним из критерием посильности/непосильности труда. Иными словами, это критерий эффективности компенсаторной психофизиологической адаптации к внешним неблагоприятным условиям трудовой деятельности (например, мерцание экрана, шум, жара в помещении).

Учитывая характер ответных психофизиологических реакций организма исследованных лиц при выполнении легкой работы и работы средней тяжести в условиях повышенной температуры воздуха в рабочем помещении (+30 С), принималось во внимание также фактическое время восстановления основных информативных показателей после контрольного тестирования. На основании опыта можно утверждать, что более приемлемый и рациональный режим – это 24 мин работы и далее б мин активного полноценного отдыха для всех работников интеллектуального труда, работающих за пультом АРМ (дисплеем) в офисах.

 

4 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

При восприятии информации техническим устройством выделяются следующие этапы:

      первичное восприятие и измерение информации;

      анализ информации;

      распознавание введенного сигнала.

Современное общество связывает перспективы своего развития с совершенствованием высоких технологий, в числе которых информационные технологии занимают особое место, поскольку берут на себя не только коммуникативные и информационные, но и просветительско-обучающие функции. Деятельность в данной области направлена на формирование системы знаний, мировоззрения в целом. Большинство средств массовой информации и коммуникации существуют преимущественно в аудиовизуальной форме.

Под аудиовизуальным восприятием понимается восприятие реальности, созданной авторами и выраженной в аудиовизуальных пространственно-временных образах, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и последовательно соединенных в тематически-смысловое целое. При аудиовизуальной форме восприятия происходит совмещение в различных комбинациях изображения видеоряда со связной устной речью.

По мнению многих исследователей (Дж.Гибсон, Н.И. Жинкин, А.Г. Соколов), речь обладает большей информативностью, чем изображения видеоряда, так как содержательно намного превосходит возможности зрительного восприятия. Образы, возникающие при восприятии речи, обладают более высокой степенью индивидуальности, лучше сохраняются в памяти, так как их формирование требует от человека большой активности, а степень их устойчивости, содержательности и связности зависит от глубины осмысления и усвоения речевого материала. Кроме того, при просмотре видеоряда человек получает образы восприятия в готовом виде, поскольку по причине высокой скорости предъявления изображения недостаточно времени для формирования образов представления, и в них нет необходимости, поскольку образы видеоряда обладают чрезвычайно ярким и насыщенным содержанием (Н.Т. Ерчак). При восприятии фильма визуальный и словесный материалы совмещаются, что требует мыслительных затрат и, прежде всего, оптимального, достаточно медленного темпа предъявление обоих стимулов, поскольку при быстром восприятии материала (на слух и зрительно) отсутствует глубокое осмысление получаемой информации из-за постоянного переключение внимания от визуальных элементов сообщения к словесным и наоборот (Ю.В. Мостепанова).

Теоретический анализ показал, что при восприятии связной устной речи, совмещенной с видеорядом, в сознании человека существуют два вида образов: образы восприятия, полученные на основе готового, созданного авторами изображения, и образы представления, сформированные самим человеком при восприятии связной устной речи, то есть дикторского текста. Как известно, образы восприятия являются более устойчивыми и яркими, чем образы представления, поэтому восприятие видеоряда оказывается доминирующим в сознании, что может препятствовать целостному, адекватному и осознанному восприятию предметного содержания связного устноречевого высказывания.

Информация о работе Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком