Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.
1 Введение
Основная часть
2 Физиологическое восприятие информации
3 Тенденции восприятия аудиовизуальной информации
4 Особенности восприятия аудиовизуальной информации
Заключение
5 Преимущества аудиовизуальной информации. Восприятие визуальной информации пользователем
6 Список использованной литературы
В исследовании, проводимых методом лабораторного эксперимента, принимали участие 318 испытуемых, студентов и учащихся г. Минска и Минской области в возрасте 15–23 года, обучающихся в учебных заведениях различного типа (общеобразовательная школа, гимназия, колледж, ПТУ) и профиля обучения (математический, юридический, экономический, естественнонаучный, гуманитарный). В качестве экспериментального материала были отобраны шесть научно-познавательных фильмов: два – производства российских телевизионных компаний, один – производства английской телевизионной компании по заказу российского телевидения, три – производства компании «Би-би-си».
В течение экспериментальной ситуации каждой группе испытуемых были предъявлены по два фрагмента стимульного материала. После восприятия каждого из этих фрагментов испытуемые воспроизводили его в письменной форме. Окончательные результаты исследования были получены при сравнительном качественном и количественном, в том числе и статистическом, анализе показателей аудиовизуального восприятия при непосредственном и отсроченном воспроизведении.
Теоретический анализ подходов к рассмотрению сущности комплексного аудиовизуального восприятия, а также результаты лабораторного эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1. При восприятии научно-познавательного фильма изображения видеоряда в силу своей яркости вызывают активизацию непроизвольного внимания, что влечет за собой частые переключения внимания со словесного ряда на зрительный, нарушающие непрерывность восприятия речи. Поэтому содержание речи воспринимается отдельными фрагментами, что препятствует формированию целостного образа исходного содержания. В результате снижается объем абстрактного содержания в воспринятом аудиовизуальном сообщении.
2. Экспериментально определены виды аудиовизуального восприятия состоящие в связном или фрагментарном восприятии. Для первого характерно последовательное наращивание отдельных элементов содержания, что предполагает рассмотрение каждого из них как непосредственного логического развития предыдущего. При фрагментарном виде восприятия воссоздаваемое содержание представляет собой воспроизведение его фрагментов как ряда отдельных представлений без определения их целостной и связной содержательной структуры, логической последовательности и дифференциации по степени значимости.
3. Экспериментально выявлены способы построения целостного образа аудиовизуального восприятия, проявляющиеся в выборе интерпретирующих или эмоционально-оценочных содержательных компонентов для достижения целостности образа. Интерпретирующий способ построения целостного образа представляется процессом создания образа воспринимаемого материала на основе опыта собственной познавательной деятельности и предварительных знаний в данной области. Для эмоционально-оценочного способа характерно произвольное создание собственного варианта сообщения (нередко весьма отдаленного от оригинала) за счет «приписывания» предъявляемому сообщению воображаемого содержания, основанного на эмоционально-личностном аспекте его восприятия.
4. Исследование выявило в аудиовизуальном восприятии приоритет фрагментарного вида восприятия и эмоционально-оценочного способа построения целостного образа над связным видом восприятия и интерпретирующим способом построения целостного образа.
5. Особенности аудиовизуального восприятия сохраняются у всех групп испытуемых, независимо от типа учебного заведения, профиля обучения, а также места проживания.
6. Эффективное использование научно-познавательных фильмов в учебном процессе возможно при учете психологических особенностей их восприятия, а также при обучении учащихся умениям и навыкам восприятия содержания связной устной речи в составе сложного аудиовизуального комплекса.
Заключение.
5 ПРЕИМУЩЕСТВА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ВОСПРИЯТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ
Человек думает и мыслит, прежде всего, визуальными образами. Когда мы что-либо вспоминаем, то перед нами встает зрительная картинка. Когда мы мечтаем о чем-либо, то мы также представляем себе это в виде определенного зрительного образа. Именно поэтому передача информации в виде визуальной картины является не только самым древним способом подачи информации, но и самым эффективным.
Но одновременно с этим человеческое сознание устроено таким образом, что оно не может долго сосредотачиваться на статическом, неподвижном образе. Это связано с тем, что наше сознание настроено на восприятие и анализ, прежде всего, динамических визуальных образов – именно они являются наиболее важными для нашей жизни.
Поэтому демонстрация графических изображений в виде сменяющих друг друга кадров является более эффективным способом подачи информации, чем просто размещение этих изображений статически. Текст – необходимое дополнение графической информации
Но у графической информации есть один главный недостаток – отсутствие точности.
В реальной жизни окружающие нас образы неразрывно связаны со звуками. Поэтому сопровождение отдельных действий и всего процесса визуально-тектовой демонстрации информации является способом качественно повысить эффективность воздействия на пользователя.
Кроме того, использование музыкального сопровождения позволяет охватить и «аудиалов» – психологический тип пользователей, который обычно оказывается неохваченным стандартными способами подачи информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 288 с.
2. Ерчак Н.Т. Психология профессиональной речи учителя: Учеб. метод. пособие. Минск: МГЛУ, 2004. 143с.
3. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М.: Изд.А.Дворников, 2004. 638 с.
4. Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия // Искусство и образование. 2001. № 2. С. 57–64.
5. Черчес Т.Е. Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. М.: Изд-во МГУ и Российской коммуникативной ассоциации, 2008. С.518-520.
Информация о работе Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком