Роль СМИ в избирательных кампаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:19, реферат

Описание

Целью работы является выявление роли средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
дать анализ значения средств массовой информации в избирательных кампаний;
определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем средств массовой информации;
охарактеризовать эффективность деятельности средств массовой информации в избирательном процессе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Правовое регулирование деятельности средств массовой информации…………………………………………………………………5
Информирование избирателей и средства массовой информации…………………………….………………………………….10
Предвыборная агитация и средства массовой информации……………………..…………………………………….......14
Заключение………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Роль СМИ в избирательных кампаний.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации…………………………………………………………………5
  2. Информирование избирателей и средства массовой информации…………………………….………………………………….10
  3. Предвыборная агитация и средства массовой информации……………………..…………………………………….......14

Заключение………………………………………………………………...19

Список использованных источников…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Средства массовой информации являются важным элементом в проведении демократических выборов. Свободные и справедливые выборы состоят не только в том, чтобы отдать свой голос в соответствующей атмосфере. В их ходе должен быть обеспечен доступ к адекватной информации о партиях, проводимой кандидатом политике, а также о самом избирательном процессе для того, чтобы избиратели могли сделать свой выбор на основе достаточной информации. Демократические выборы без свободы средств массовой информации оказались бы словосочетанием, не имеющим смысла.

Однако парадокс заключается  в том, что для обеспечения этой свободы необходима определенная степень регулирования. Свободные и справедливые выборы состоят не только в том, чтобы отдать свой голос. В их ходе должен быть обеспечен доступ к адекватной информации о партиях, проводимой кандидатом политике, а также о самом избирательном процессе для того, чтобы избиратели могли сделать свой выбор на основе достаточной информации. Выборы только тогда могут быть считаться свободными и справедливыми, когда избирателям реально гарантированы право на информацию и свобода выражений мнений.

Актуальность настоящей работы определяется значительностью степени влияния средств массовой информации в современном мире на политический процесс в целом и на избирательный процесс в частности, а также проблемами, связанными с некоторыми пробелами в избирательном законодательстве.

Степень научной разработанности  темы. Методологической основой исследования данной работы являются статьи таких авторов, как Бузина А.Ю., Кондрашева А.А., Лызлова Д.Н., Сизых Ю.А.

Объектом исследования данной работы является правоотношения в сфере избирательного права. Предметом исследования является нормы права, регулирующие деятельность средств массовой информации в период изибрательной кампаниии.

Целью работы является выявление  роли средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации.

В рамках поставленной цели планируется решение следующих  задач:

  1. дать анализ значения средств массовой информации в избирательных кампаний;
  2. определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем средств массовой информации;
  3. охарактеризовать эффективность деятельности средств массовой информации в избирательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Правовое регулирование деятельности средств массовой информации

     

 Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Но если от всего этого абстрагироваться, если представить, что все мы не более чем субъекты права, существующие в стерильной атмосфере правовых отношений, то можно ясно увидеть те правила электоральной игры, которыми законодательно определена роль средств массовой информации (далее СМИ) в избирательной кампании. Говоря о нормативно-правовых актов, имеются в виду прежде всего следующие: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.1, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. (далее Закон о выборах депутатов)2, ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. (далее Закон о выборах Президента)3, Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г4.

Эти федеральные законы появились, конечно, не на пустом месте. Они призваны конкретизировать основополагающие принципы избирательного права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме. Статья 32 Конституции Российской Федерации признает за каждым гражданином право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления5.

Анализ правовых актов  дает возможность определить руководящие  принципы работы средств массовой информации:

  • гласность;
  • отсутствие цензуры;
  • свободный доступ к необходимой информации;
  • плюрализм мнений в СМИ.

Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями СМИ являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Средства массовой информации, чьи представители наделяются законом правосубъектностью в избирательном процессе, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 11 ст. 26 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон об основных гарантиях)6 представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.

Представители средств  массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:

  1. присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами;
  2. присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей;
  3. требовать немедленно после подписания предоставления копии протокола об итогах голосования или предоставления возможности изготовить копию такого протокола и ее заверения;
  4. присутствовать при проведении повторного подсчета голосов;
  5. знакомится с итогами голосования по избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, с результатами выборов по избирательному округу;
  6. присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
  7. находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку7.

Кандидаты, работающие в организациях СМИ, при ведении  собственной избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ служебного положения, в частности, понимается преимущественный доступ к СМИ в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. Кроме того, должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций СМИ, если указанные лица являются кандидатами, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ. После регистрации кандидаты, работающие в организациях СМИ, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Они представляют в избирательную комиссию заверенную копию приказа или распоряжения о временном освобождении от служебных обязанностей не позднее пяти дней со дня регистрации8.

На данный момент существует проблема регулирования  деятельности средств массовой информации в ходе избирательных кампаний. Прежде всего,  противоречия, связанные с тем, что Закон «О средствах массовой информации» (далее Закон о СМИ) не устанавливает пределы свободы массовой информации9. Он устанавливает, что в Российской Федерации сбор, получение и распространение информации не подлежит ограничениям за исключением установленными законодательством РФ о СМИ.

Одновременно  с этим, законодательство о выборах  устанавливает ограничения, связанные  с деятельностью средств массовой информации. Но не было бы никаких проблем, если бы в Законе об основных гарантиях было бы написано: «Настоящий закон является составной частью законодательства о средствах массовой информации». Тогда все те ограничения, которые вводятся законами о выборах (депутатов, Президента и т.д.), связанные ограничениями СМИ, были бы вполне легитимны. Но, поскольку все эти законы входят не в систему законодательства о средств массовой информации, а в систему законодательства о выборах, следовательно, с точки зрения Закона о СМИ, они ограничивать свободу средств массовой информации не могут. Это первый тезис. Второй тезис связан с тем, что мы имеем дело с правовой коллизией, которая должна быть разрешена законодателем. Сегодня она разрешается не законодателем, а правоприменителем.

Есть и еще  один дефект. Это дублирование норм избирательного законодательства. Взять, например, ст. 48 «Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума» из Закона об основных гарантиях. Аналогичные нормы содержатся в ст. 49 Закона о выборах Президента и в ст. 55 Закона о выборах депутатов. По моему мнению, многократное повторение юридических правил лишь отрицательно сказывается на развитии избирательного права.

Таким образом, не секрет, что почти для всего нашего законотворчества характерно отсутствие четких механизмов реализации принятых законоположений, их противоречивость, а также дублирование правовых норм, общность подхода к проблемам. Более того, на мой взгляд, Закон О СМИ, принятый более 20 лет назад, является устарелым и должен подлежать обновлению. Еще одна важная проблема существует в разграничении понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» в законодательстве РФ, которая представлена в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Информирование избирателей и средства массовой информации                                                

  

          Закон РФ об основных гарантиях посвящает целую главу урегулированию вопросов информационного обеспечения выборов (глава 7), которая включает информирование избирателей и предвыборную агитацию. Избирательное законодательство определяет правовой режим (объем прав, обязанностей и ограничений) информационной деятельности и агитации.

Однако если для предвыборной агитации законодатель ввел достаточно детализированное описание, то понятие «информирование избирателей» как таковое в законе отсутствует. На практике это породило ряд серьезных проблем, связанных с фактическим возложением на правоприменителя обязанности по самостоятельному определению объема понятия «информирование избирателей» путем исключения из сферы информационных отношений всего того, что могло бы быть отнесено к понятию «предвыборная агитация». В результате такого нормативного воздействия объем понятия «информирование избирателей» оказался довольно узким10.

Согласно позиции  Конституционного Суда РФ, «критерием, позволяющим различать предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению»11. Таким образом, главная особенность агитации – то, что она осуществляется с целью склонить избирателя в определенную сторону. У информирования цель иная – дать избирателю объективную информацию, на основе которой он смог бы самостоятельно сделать свой выбор.

Информирование  избирателей об участниках избирательного процесса, а также о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и  порядке совершения избирательных  действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах осуществляют избирательные комиссии. Информирование также осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица.

Закон требует, чтобы информирование со стороны средств массовой информации осуществлялось на принципах объективности, достоверности, равенства прав кандидатов, политических партий. Принцип объективности означает необходимость отделения информации от комментария. Принцип достоверности – требование сообщать о фактах, имевших место в действительности, воздерживаться от публикации непроверенной информации. Принцип равенства кандидатов и политических партий означает недопустимость замалчивания информации о равнозначных фактах предвыборной деятельности партий (кандидатов). Например, о съездах (конференциях) по выдвижению списков кандидатов12.

Информация о работе Роль СМИ в избирательных кампаний