Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:19, реферат
Целью работы является выявление роли средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
дать анализ значения средств массовой информации в избирательных кампаний;
определить сущность современного избирательного процесса и возможности участия в нем средств массовой информации;
охарактеризовать эффективность деятельности средств массовой информации в избирательном процессе.
Введение……………………………………………………………………..3
Правовое регулирование деятельности средств массовой информации…………………………………………………………………5
Информирование избирателей и средства массовой информации…………………………….………………………………….10
Предвыборная агитация и средства массовой информации……………………..…………………………………….......14
Заключение………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………….20
Обязанности средств массовой информации по информированию избирателей:
В то же время закон
содержит более строгие нормы
в отношении сообщений о
Следует
отметить, что цитированная норма
практически не работает по
ряду причин. Во-первых, закон четко
не определяет, что такое предвыборное
мероприятие, и у разных
Из этого следует, что необходимость разграничения понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация» обусловлена тем, что на предвыборную агитацию накладывается много ограничений:
Как мы видим, цель информирования избирателей – обеспечить своевременное доведение до всех избирателей достоверных сведений о выборах (о дне, времени и порядке голосования, о кандидатах и совершаемых ими избирательных действиях, о ходе избирательной кампании). Однако законодатель не дает определения «информирование избирателей», поэтому, на мой взгляд, необходимо ввести в избирательное законодательство это понятие и четко прописать права и обязанности средств массовой информации в информировании избирателей.
Как указывалось выше, предвыборная агитация более подробно описывается в законодательстве, нежели информирование избирателей. Но об этом представлено в следующей главе.
3 Предвыборная агитация и средства массовой информации
Согласно п. 4 ст. 2 Закона об основных гарантиях предвыборная агитация понимается как деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, список кандидатов.
Федеральный закон не только дает определение предвыборной агитации, но и содержит перечень действий, осуществление которых в период избирательной кампании должно признаваться предвыборной агитацией. К числу таких действий отнесены:
Законодатель определяет формы предвыборной агитации. Она может проводиться:
Законодательство
– средства массовой
информации, учредителями (соучредителями)
которых являются
– иные СМИ, не подпадающие под вышеперечисленные категории, вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, на договорной основе, при этом оплата последними должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды.
Бесплатное эфирное время, а также платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях. Общий объем эфирного времени, которое предоставляет общероссийская государственная организация телерадиовещания для проведении предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. А общий объем эфирного времени, которое предоставляет региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания для проведения предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням.
Все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, имеют право выпускать и распространять печатные агитационные материалы, экземпляры (или копии) которых в обязательном порядке представляются в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов). В целях обеспечения равенства и защиты прав кандидатов законодательством предусмотрены особые правила и требования, касающиеся содержания и порядка распространения данного рода печатной продукции:
Осуществление предвыборной агитации в значительной степени ограничивается законодательством в целях защиты интересов избирателей, иных кандидатов, избирательных объединений, общественных и публичных интересов. Ограничения можно подразделить на следующие группы:
Новеллой российского избирательного законодательства является введение дополнительного ограничения, касающегося содержательной части предвыборной агитации. Согласно п. 5.2 ст. 56 Закона об основных гарантиях зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
Как видим, средства массовой информации играют весьма существенную роль в проведении предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние на формирование общественного мнения. Однако нередки случаи злоупотребления свободой массовой информации.
Так, например, избирком Ульяновской области составил протокол о нарушении выборного законодательства в отношении руководителя пресс-службы мэрии Дмитрия Глухова. Как отмечается в протоколе ульяновского избиркома, 11 и 14 октября на сайте мэрии Ульяновска в разделе «Новости» были размещены материалы под заголовками «В Ульяновске в рамках проекта партии «Единая Россия» завершен капитальный ремонт 40 дворов» и «Приглашение для СМИ». В них создавался положительный образ партии власти, «что является нарушением порядка и правил проведения предвыборной агитации». Председатель облизбиркома Юрий Андриенко отметил, что прежде уже наблюдалось подобное нарушение со стороны пресс-служб губернатора и мэрии, неделю назад им было сделано предупреждение, однако пресс-служба администрации Ульяновска снова нарушила закон. По его словам, суд может оштрафовать виновного на сумму до 2 тыс. руб14.
С моей точки зрения, необходимо усилить ответственность лиц, нарушающих нормы избирательного законодательства.
Заключение
В современном обществе все более актуализируется роль СМИ как средства политической власти в управлении обществом. Устойчивость власти, степень одобрения ее действий обществом, т.е. поддержание высокого уровня легитимности, находится в прямой взаимосвязи с ее информационно-коммуникативными свойствами.
В тоже время активное использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет в некоторой степени программировать поведение общества, устанавливать так называемую «политическую повестку дня».
Современную политику невозможно представить без средств массовой информации. Проблема роли российских средств массовой информации в предвыборной агитации значима в связи с тем, что сейчас они активно вовлечены в выборы на всех уровнях (муниципальных, региональных, федеральных). Надо отметить, что проблема участия средств массовой информации в предвыборной кампании и избирательном процессе в целом остается актуальной в связи с тем, что политики используют СМИ как в положительном, так и в отрицательном аспектах. На практике в ходе предвыборной агитации нарушаются как морально-нравственные принципы, так и нормы права, порочатся оппоненты, широко используется «черный пиар». Все эти явления подрывает как авторитет СМИ, так и репутацию кандидатов в депутаты, а избирательный процесс в целом превращается в шоу.