Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – повышение уровня качества знаний учащихся. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской улучшает качество знаний учащихся. Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело автора к выбору данной темы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Мультимедийные технологии в преподавании математики
1.1. Характеристика мультимедийных продуктов……………………………5
1.2. "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс"………………………12
Глава 2. Модели визуализации знаний…………………………………………17
Глава 3.Опытно – экспериментальная работа и анализ ее результатов……...21
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………...36
Конструктивистские модели учебного процесса предполагают развитие учебных сообществ, состоящих из учащихся, преподавателей и экспертов, занятых решением аутентичных задач, тесно связанных с деятельностью в реальном мире (то есть в аутентичных условиях). Эти модели предоставляют учащимся возможности анализировать различные точки зрения на исследуемую проблему. В ходе дискуссий и споров учащиеся могут столкнуться с неожиданными для них взглядами на проблему, обсудить смысл тех или иных вопросов и вместе с другими выработать общее понимание проблемы. Конструктивистские модели учебного процесса опираются на аутентичные процедуры оценки результатов деятельности
учащегося, а не на традиционные методы тестирования. Рассмотрим более детально некоторые из наиболее значимых теорий обучения.
Рис. 1.2. Учебная среда, ориентированная на учащегося
«Заякоренный» учебный процесс
Модель «заякоренного» учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации. Для создания ситуаций, заимствуемых из «реального мира», использовались, в частности, видеофильмы. Совокупность фрагментов видеофильма образует требуемое содержание учебного процесса (Bransford & Stein, 1993)
Модель учебного процесса «мастер—подмастерье»
Модель «мастер—подмастерье» описывает учебный процесс, в ходе которого преподаватели (либо более опытные и обладающие более широким кругозором сверстники) оказывают поддержку учащимся в их когнитивном росте и развитии. Эта модель в полной мере включает в себя достоинства модели «строительных лесов»: дети учатся, общаясь друг с другом, они делятся опытом создания знаний.
И в этом случае средства информационных и коммуникационных технологий находят эффективное применение в учебном процессе; группы учащихся, общающихся в онлайновом режиме, могут совместно разрабатывать различные объекты (в том числе объекты интеллектуальной собственности). Здесь особенно продуктивными оказываются системы дистанционного обучения – эксперты получают возможность взаимодействовать с учащимися, которые находятся за тысячи километров от них.
Модель «распределенного сознания»
Эта модель основана на предположении о том, что когнитивный рост учащегося можно эффективно стимулировать путем поддержки его взаимодействия с другими людьми. Она включает в себя процессы организации обсуждения, «обобществления» знаний и достижения взаимопонимания. Для поддержки этих процессов с помощью информационных и коммуникационных технологий создан специальный инструментарий (Oshima, Bereiter, and Scardamalia, 1995).
Глава 3.Опытно – экспериментальная работа
и анализ ее результатов
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная". Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности.10 [22, c.90]
Применение мультимедиа средств на уроках математики позволяет повысить его эффективность, сделать занятие более наглядными и интересными, что ведет к повышению качества знаний школьников. Чтобы убедиться в этом, было проведено исследование на базе Ирбейской средней общеобразовательной школы №1.
Были взяты три класса: 9 «А» экспериментальный, 9 «В» экспериментальный и 9 «Б» контрольный – учитель Селигеева Ирина Николаевна. Классы были сформированы таким образом, что уровень развития и количество учеников примерно одинаковые.
В результате эксперимента планировалась, в течение трех месяцев вести преподавание геометрии следующим образом: в 9 «А» классе в обучении дополнительно используется мультимедийный учебник "Уроки геометрии Кирилла и Мефодия: 9 класс", в 9 «В» классе – на уроках геометрии используется модель визуализации знаний «мастер-подмастерье», а в 9 «Б» классе геометрия преподается традиционно, без привлечения дополнительных наглядных материалов.
Характеристика экспериментальных классов
9 «А» класс
В данном классе всего 11 человек: 6 мальчиков и 5 девочек. Класс занимается по учебнику «Геометрия для 7-9 классов» Атанасян Л.С. при 5-ти часах в неделю. В классе есть учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках (Заитов Г., Магасумова Р., Музяев Р., Шаймуратова Р.), остальные ученики средне активны на уроках, редко участвуют при обсуждении новой темы, при решении задач и т. п. В классе также есть ребята, которые не участвуют в коллективной работе, не выполняют домашние задания (Байметов Р., Султанов Р.)
9 «В» Класс
В классе 10 человек. Класс также занимается по учебнику «Геометрия для 7-9 классов» Атанасян Л.С при 5-ти часах в неделю. В классе есть активные ученики, и ребята, не участвующие в коллективных занятиях, и не выполняющие домашние задания.
Характеристика контрольного класса
9 «Б» класс
В данном классе 12 человек: 6 мальчиков и 6 девочек. Класс занимается по учебнику «Геометрия для 7-9 классов» Атанасян Л.С. при 5-ти часах в неделю. В классе есть ребята, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью (Каюмова Э., Кометова А., Садырова О., Салимова А.), и ребята, не участвующие в коллективной работе (Горячих А., Низамов О.).
Таким образом, данные классы по уровню развития примерно одинаковы.
Исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент.
2.Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
1. Констатирующий эксперимент.
Прежде чем проводить уроки с использованием мультимедийных и наглядных средств, а также моделей визуализации, автор выявил, какими знаниями обладают учащиеся. Все эти знания необходимы для сознательного и прочного усвоения материала. Поэтому целью данного эксперимента было выявление качества знаний учащихся.
Для этого была проведена контрольная работа по определению уровня знаний перед экспериментом.
Контрольная работа проводилась в 9 «А», 9 «В» - экспериментальных и 9 «Б» - контрольном классах.
Результаты работ были занесены в таблицы.
Результаты контрольной работы 9 «А» класса | ||||||||||
Ф.И. учащегося |
Номер задания |
Оценка | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Байметов Ралис |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
Гималтдинов Айнур |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3 |
Заитов Гаяз |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Зиангиров Альфис |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Исмагилова Лилия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Кадырова Лэйсан |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Магасумова Регина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Музяев Ромбер |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Муртазина Алзира |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Султанов Рустам |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Шаймуратова Римма |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
«5» - 27,2%
«4» - 54,6%
«3» - 27,2%
Результаты контрольной работы 9 «В» класса | ||||||||||
Ф.И. учащегося |
Номер задания |
Оценка | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Саушев Александр |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
Кадыров Гаяз |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
3 |
Поликарпова Тамара |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Иорданова Аида |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
3 |
Хатоев Теймураз |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Шалоев Роман |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Галиева Альбина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Гаспарян Алик |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Феофанова Екатерина |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Климчук Олеся |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
«5» - 10%
«4» - 60%
«3» - 30%
Результаты контрольной работы 9 «Б» класса | ||||||||||
Ф.И. учащегося |
Номер задания |
Оценка | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
Алимов Артур |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Ардуанов Мансур |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
4 |
Горячих Алексей |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
3 |
Каюмова Эльвина |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Кометова Алина |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
4 |
Муртазина Эльнара |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Низамов Олег |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
3 |
Садырова Олеся |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Салимова Альбина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Халитов Вадим |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Якупова Люция |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
Якупов Ильсур |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |