Мы не должны
полагаться только на интеллект
ученика, следует активизировать
его визуальное мышление, которое (в совокупности с логикой)
и может дать желаемый результат.
Существенной
особенностью визуальных материалов
является их потенциальная возможность
инициировать спонтанное формирование
новых знаний в процессе свободной
деятельности учащегося. Другой возможностью является их
целенаправленное использование преподавателем,
умеющим использовать язык образов для
передачи знаний и развития интеллекта
своих учеников.
Наибольший
интерес представляет собой возможность
гипертекстовых связей между содержанием теоретического раздела
темы и списком практических “приложений”
к ней. Действительно, при затруднении
в решении задачи или восприятия информационной
схемы, можно перейти к банку визуальных
подсказок, получить справку в виде текста,
рисунка или формулы.
Визуальные
блоки, составленные из разного
вида моделей, могут взять на
себя важные функции обучения:
использование и развитие визуального
мышления на школьном уроке,
выполнения “заказов” разноуровневого
обучения, формирование навыков
поисковой деятельности ученика; внедрении
новой формы школьного урока. Такие уроки
могут составляться разными учителями
одного и того же предмета с последующим
использованием наиболее удачных вариантов.
При соответствующей корректировке содержания
их можно будет трансформировать с учетом
профессиональной ориентации отдельных
учебных групп.
Отметим одно
важное обстоятельство.
Чрезмерное
увлечение визуализацией учебного
материала может скорее навредить,
чем сопутствовать успеху дела.
Работа визуального мышления интересна, но достаточно
трудна и непривычна, - нетренированное
зрение быстро утомляется.
Визуальное
обучение не может (да и не
должно!) полностью подменять собою
хорошо испытанные приемы и
традиционные средства обучения.
Визуальная среда обучения - это обучающая среда,
ее инструменты и правила “игры”, это
удобный и полезный инструмент и, как всякий
педагогический инструмент, она должна
применяться тогда, когда ученику есть
возможность “увидеть и понять”, а учителям
передать “из глаз в смысл”, то чему они
хотят их научить.
Литература
- Берлинер, Е.М. Microsoft Windows XP/ Е.М. Берлинер, И.Б. Глазырина, Б.Э.Глазырин.-М., 2004. – 509 с.
- Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах/ Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 1991. – с. 235
- Горвиц, Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю.М. Горвин // Информатика и образование. – 2006. – № 2 – с. 123
- Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – № 3 – с. 201
- Диск «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе», академия АЙТИ
- Заварыкин, В.М. Вычислительная техника и программирование./ В.М Заварыкин, В.Г. Житомирский, М.П. Лапчик. - Свердловск, 1984. – 380 с.
- Захаров, В.А. Информационное общество/ В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – с. 4 – 7.
- Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений/ И. Г. Захарова,– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
- Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
- «Конструирование современного урока математики», С.Г.Манвелов, М., Просвещение, 2002 . – 432 c.
- Красношлыкова, О.Г.// Проблемы развития профессионализма педагогов и их решение в рамках муниципальной методической службы. - Информатика и образование. - 2007. - №1. – С 100-103
- Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды/ В. Ю. Лыскова, - Тамбов, Издательство Стиль - 1997. – 380 с.
- Мануйлов, В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point/ В.Г. Мануйлов// Информатика и образование. – 2005. – № 5 – с. 128
- Моисеева, М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа в образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии. – 1998. – № 4 – с. 128
- Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9. с. 25 – 28.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия». – 1999. – с.224
- Розов, Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы/ Н.Х. Розов,– Информатика.-2005.- №6. – С 26-29
- Розов, Н.Х. //Компьютер и учебный процесс/ Н.Х. Розов,– Математика. - 2002. - №7.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко,– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Семлинев, С.В. Мультимедийный учебник по истории/ Семлинев С.В.// Школьные технологии. – 2003. – № 6 – с. 187
- Темербекова, А.А. Методика преподавания математики/А.А. Темербекова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – с.176
- Тимакова, Н.И. Использование мультимедиатехнологий на уроках/ Н.И. Тимакова// Информатика и образование. – 2007. - 432 с.
- Усенков, Д.Ю. Школьная доска обретает «разум»/ Д.Ю Усенков// Информатика и образование. – 2005. – № 12 – с. 96
1 Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной
деятельности учащихся на уроках информатики
в условиях учебно-информационной среды/
В. Ю. Лыскова, - Тамбов, Издательство Стиль
- 1997. – 380 с.
2 Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования/Е.С.
Полат. – М: Издательский центр «Академия».
– 1999. – с.87
3 Моисеева, М.В. Современное состояние
и перспективы развития мультимедиа в
образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии.
– 1998. – № 4 – с. 128
4 Коджаспирова, Г. М. Технические средства
обучения и методика их использования/
Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб.
пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений.
– М.: издательский центр «Академия», 2001.
– 87 с.
5 Коджаспирова, Г. М. Технические средства
обучения и методика их использования/
Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб.
пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений.
– М.: издательский центр «Академия», 2001.
– 69 с.
6 «Конструирование современного урока
математики», С.Г.Манвелов, М., Просвещение,
2002 . – 123 c.
7 Тимакова, Н.И. Использование мультимедиатехнологий
на уроках/ Н.И. Тимакова// Информатика
и образование. – 2007. - 97 с.
8 Розов, Н.Х. // Некоторые проблемы методики
использования информационных технологий
и компьютерных продуктов в учебном процессе
средней школы/ Н.Х. Розов,– Информатика.-2005.-
№6. – С 28.
9 Селевко, Г. К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко,–
М.: Народное образование, 1998. – 89 с.
10 Тимакова, Н.И. Использование мультимедиатехнологий
на уроках/ Н.И. Тимакова// Информатика
и образование. – 2007. - 90 с.
11 Моисеева, М.В. Современное состояние
и перспективы развития мультимедиа в
образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии.
– 1998. – № 4 – с. 128