Особенности олигополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
 Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
 Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
 Определить понятие ценовой дискриминации.
 Осветить особенности монополистической конкуренции.
 Дать общую оценку олигополистических структур

Содержание

Введение.

Содержание:

1.1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции .
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции .
1.3. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции .
2.1. Чистая монополия .
2.2. Виды чистой монополии .
2.3.Монополистическа конкуренция. Особенности монополистической конкуренции .
3.1.Олигополия.
3.2.Особенности олигополий.

Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема11 редоктировать!.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна    фирма становится единственным производителем продукта, у ко­торого нет близких заменителей или субститутов.  Чистая  монополия характеризуется целым рядом специфических черт.  Предприятие-моно­полист олицетворяет собой целую отрасль, то есть представ­лена  всего  одной фирмой.  Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного  товара. Следо­вательно,  законы  спроса  и  предложения действуют одинаково и их проявление однозначно,  что для отдельного предприятия,  что  для отрасли и в целом.

Поэтому, что свойственно поведению предприятия, то характерно и  для  отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противопо­ложную позицию чистой конкуренции.  Как мы уже знаем,  в условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом  рынке. Предмет  монополии уникален в том смысле,  что не существует адек­ватных или близких заменителей монополизированного  продукта. Перед покупателем  не  стоит  проблема  выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

Отсутствие заменителей монополизированного продукта,  имеет большое значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого  продукта или услуги монополист может варьировать уро­вень расходов на рекламу или не заниматься ею вообще. В частности, реклама  предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их при­обретения. В отличие от фирм, действующих в условиях чистой кон­куренции,  предприятие-монополист  осуществляет значительный конт­роль над ценой.

При нисходящей  кривой спроса на свой продукт как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него пу­тем манипуляции количеством его предложения. Появление и длитель­ное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого  ряда  экономических,  технических,  юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль.  Эти барьеры бывают очень серьезными, либо незначитель­ными .

В то же время необходимо заметить,  что как теория, так и накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод о  том,  что  в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступ­ления в отрасль не существует. Исходя из принципа различной степе­ни ограниченности доступа на рынок,  монополии могут быть класси­фицированы как закрытые, производственные, природные, естественные и открытые.  В силу различных обстоятельств одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

Закрытая монополия. Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятс­твуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйс­твенной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой  интеллектуальной  собственности.  На защите последней стоит, прежде всего, патентное право и институт авторских прав.

Естественная монополия. Естественная монополия образуется  в тех отраслях,  в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда,   когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких  отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его объем,  на который предъявляется спрос  по  любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной си­туации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума,  что как снизит эффективность их деятельности,  так  и вызовет  потери  у  потребителей в результате роста цен. Близкой по характеру к естественной является производственная монополия.

Природная монополия.  Природные монополии возникают в резуль­тате наличия уникальных природных явлений (климат,  природные ис­копаемые, редкость определенного сырья, расположение).

Открытая монополия. Открытая монополия характеризуется тем, что фирма на некоторое время становится  единственным  поставщиком какого-либо продукта, не в результате какой-либо защиты от конку­рентов,  как это имеет место в случае закрытой  или  естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вы­шедшие на рынок с новой продукцией.

Однако это не исключает появления конкурентов,  но они могут появиться  на рынке гораздо позже.  Конечно,  данная классификация имеет весьма упрощенный характер.  Отдельные  фирмы  при  стечении благоприятных  для  них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся компании, обслу­живающие систему телефонной связи, электрические и газовые компа­нии, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии,  предопределяемой уровнем технического и технологичес­кого развития отрасли, и закрытой монополии, связанной с появле­нием  на определенном этапе развития экономики тех или иных юриди­ческих барьеров для вступления в отрасль.

В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми.  Действительно, ле­гальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурен­тов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отмене­ны,  что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран.

 

Преимущества в  издержках  естественных  монополий  могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением  прин­ципиально новых субститутов. Все монополии в условиях бурного на­учно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.

Ценовая дискриминация.

Реализация ценовой дискриминации требует выполнения  минимум двух  условий.  Во-первых, покупатели в силу невозможности или неу­добств не могут перепродавать купленные ими товары. Во-вторых,  про­давец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, ис­ходя из спроса на производимую продукцию.  Тем покупателям,  спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней - более низкая цена.

Следует заметить,  что  монополия - не единственная рыночная структура,  в которой встречается явление  ценовой  дискриминации. Однако  ниже  будет  рассмотрена модель ценовой дискриминации для монополии.

На первом рынке цена равна. Отсюда можно сделать вывод, что, проводя выверенную политику сегментации рынка, фирма-монополист добивается максимизации прибыли.

При этом более высокая цена устанавливается в  тех  случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует отметить, что ценовая дискриминация заключает в себе, как и положительные,  так  и отрицательные  моменты.  Поэтому  оценка такой формы ценовой политики должна исходить из учета особенностей каждого конкретного случая.

Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую,  чем в случае установле­ния единой цены.  Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она  будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше,  чем у фир­мы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фир­ма-монополист увеличивает  выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары.

Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она  носит  систематический  характер,  когда  фир­ма-продавец классифицирует потребителей по вкусам,  доходам,  воз­расту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.

Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегают  по мере необходимости  в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей:  устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна.  Во многих странах отдельные виды запрещены законодательно. Например, в США закон до­пускал фирме-производителю продавать свой товар крупным  магазинам по ценам,  уровень  которых  ниже цен,  установившихся в розничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов).

В Канаде  запрещается ценовая дискриминация только в тех слу­чаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.

2.2. Предприятия в условиях монополистической конкуренции,  олигополии. Монополистическая конкуренция.

Все товаропроизводители  обычно  стремятся  к  соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров, потребительскому спро­су. Если товар не продан,  то не получена ни прибыль,  ни возмещены издержки производства.  До середины XIX века в национальных экономи­ках развитых стран можно сказать господствовала  свободная  конку­ренция.  В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым про­изводителем-продавцом был настолько невелик,  что он  не  позволял оказывать  влияния на установление рыночной цены на данный вид из­делия. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своего приложения.

Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции  несовершенная  конкуренция. Она  связана  с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений),  которые постепенно стали  подчинять  себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество  производите­лей-продавцов  и появляется некоторая возможность влиять на рыноч­ную цену.

Появление и  развитие  крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и  разви­тию  корпоративной  частной  собственности  в виде акционерных об­ществ. Этот процесс сопровождался как концентрация  производства и капитала, который характеризуется широким использованием собствен­ных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капи­тала производства путем поглощения конкурентов своей и близких от­раслей производства.

К упрочению  несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного,  государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патен­тов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или  продуктом. Все  это ведет к изменению в рыночном поведении хо­зяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были  обусловлены  формированием монополистических рыночных струк­тур.

Появление монополий качественно изменило конкурентные отно­шения.  Как мы уже знаем, монополия означает наличие  единственного продавца. Если  мы допускаем достаточно широкое трактование понятия "товар", тогда оказывается, что не один продаваемый в стране товар не  продается  единственным  продавцом.  Если  мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно качественно одинаковые  продукты. Следователь­но,  слово  "монополия" допускает расширительную трактовку. И нет подходящего способа определить грань, в каждом случае, насколько широко или узко надо определить понятие "товар".

Ни один продавец не является  монополистом  в  самом  прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэластичного спроса. Ни один покупатель не зависит целиком от продав­ца,  точно  также как и очень редкие продавцы сталкиваются с абсо­лютно эластичными кривыми спроса. Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов,  что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.

2.3. Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической конкуренции.

Особенности монополистической конкуренции.

Приступая к  рассмотрению  монополистической   конкуренции, после того как нами уже освоены рыночные структуры с чистой конку­ренцией и с чистой монополией, надо начать с того, что она являет­ся  своего  рода  "золотой серединой" между ними. Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной,  ни  совершенно  монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превы­шает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет.

Однако важно отметить тот факт,  что каждое предприятие в оп­ределенных рамках обладает контролем над ценой. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы экономис­том Э.Гемберменом (США) и Д.Робинсом (Великобритания). Однако паль­ма первенства самой идеи монополистической конкуренции принадлежит английскому монополисту П.Саффа, который еще в 20-е годы сформу­лировал ее в одной из своих научных статей.  Эта  теория  означает "уничтожение  стены между конкуренцией (полной или неполной) и мо­нополией соединение их Друг с другом, создание теории, которая со­держит то и другое, не уничтожая, однако, различия между ними. " Та­ким образом, введение в качестве объекта исследования монополисти­ческой  конкуренции  положило  конец биполярной классификации рын­ка. Это позволило более объективно вести анализ во многих  отраслях и сферах хозяйственной деятельности, рынок которых характеризуется как конкуренцией, так и монополией.

Информация о работе Особенности олигополий